Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность верно построить процесс обучения и увидеть результат.
Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов.
В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».
Некоторые школы готовы переходить на «инклюзивное образование», где дети с ОВЗ и обычные учатся в одном классе. Также вполне допустима и дистанционная школа для детей инвалидов.
Чтобы организовать такой процесс обучения, необходимы специальные условия в школах. Это установка специального оборудования: пандусы, дополнительные крепления, как в помещениях, так и в туалетах, столовых, музыкальных комнатах и т.п. Требуется организация коррекционной образовательной среды.
Необходимы социальные педагоги, у которых есть знания, как помочь обучению данной категории детей.
Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Также делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток.
Проводятся 3-4 семинара для учителей, где их учат, основным методам обучения детей с данной проблемой.
Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей.
Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь. А также разработка определенных правил обучения. При этом имеет ребенок инвалид льготы в школе.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями.
Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.
Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в общеобразовательной школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала.
Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.
Надо обсудить правила касательно успеваемости ребенка и класса в целом:
Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат.
На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ.
Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка.
Можно разделить класс на разноуровневость обучения. Такая система поможет учителю подобрать группу учеников с соответствующим развитием.
Проведение индивидуальных уроков — обязательная часть обучения детей с ОВЗ. С этой целью создается расписание с «окнами» для таких детей для дополнительных объяснений.
В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями.
Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем.
Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.
Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались.
Такой труд очень нелегок. Но при грамотном и правильном отношении обязательно даст хорошие плоды и возможность ребенку не только стать полноценным членом общества, но и стать частью развития «инклюзивного образования» в России.
К записи "Правила организации обучения детей инвалидов в школе" оставлено 0 коммент.