Нравственное воспитание школьников выступает очень важным для учителя, ведь ему нужно знать не только предметы, которые он читает, а и знать их методики. Кроме того, он должен направить деятельность только на воспитание детей.
У младших школьников активно развиваются разные виды восприятия – это и физическое, и художественное, и эмоциональное. Поэтому и учителя, и родители должны обращать на это внимание. В школе нужно активно проводить занятия по физической культуре, ведь именно на этом уроке младшие школьники энергичные и активные, именно здесь они отдыхают от эмоционального напряжения, которое могут испытывать на уроках.
Что касается художественного развития, то оно заключается в ощущении прекрасного ребенком, с ним нужно посещать разные выставки, концерты и музеи, желательно также, чтобы он сам принимал в них участие.
Эмоциональное развитие младшего школьника также очень важно, ребенку нужно объяснять, что есть не только позитивные эмоции, но и негативные, он должен знать, что в будущем он будет сталкиваться с разными ситуациями, и будут испытывать при этом самые разные чувства.
Как видно, развитие младших школьников нужно начинать с самых малых лет, в школе педагог должен рассказывать о нравственных нормах, об отношениях людей к обществу, к коллективу, к труду, к окружающим и к самим себе.
Поэтому в воспитании применяются самые разные средства, но чаще всего – проводятся беседы. Беседа являет собой метод систематического и поочередного обсуждения знаний, которые требуют участия со стороны ученика и педагога. Она отличается от обычного рассказа тем, что педагог представляет ученику разные точки зрения, приводит ему примеры, выслушивает его мнения и предпочтения.
Стоит отметить, что беседа тогда будет иметь воспитательный характер, когда в ее основе будет лежать проблема, которую можно будет разрешить при помощи разных идей и мнений. Учитель должен научиться ставить такие проблемы, которые будут помогать ученикам, находить ответы самостоятельно.
Ни в коем случае нельзя допускать того, что сценарий беседы заучивается заранее, и проговаривается без эмоций. Естественно, можно подготовить заранее возможные вопросы, но дети должны говорить только то, что они думают, не стоит навязывать им свое мнение. Нужно учить их вырабатывать самостоятельную точку зрения, чтобы они учились слушать мнения других, не перебивая и не осуждая собеседника.
Также нужно отметить, что беседа не должна превращаться в лекцию, где учитель говорит, а дети слушают и держат свое мнение в себе. Нужно подойти к вопросу, так, чтобы беседа превратилась в теплое откровение, где ученики откроют свою душу.
Что касается материала для беседы, то он должен быть подготовленным так, чтобы хорошо подходил к возрасту учеников. Ни в коем случае нельзя подбирать тяжелые вопросы, которые трудны для детского восприятия. Обязательно нужно руководствоваться прожитым опытом и примерами, нужно чаще отвлекаться от темы, тогда результат будет желаемым.
Большую ошибку допускают те, которые думают, что беседы для младших школьников — это спонтанный метод, к которому не нужно заранее готовиться. Наоборот, профессиональные педагоги готовятся к ним заранее, ставя себя заранее не место ученика, продумывая факты и совершая их анализ.
Кроме того, беседа имеет свою структуру и включает в себя следующие пункты:
— подготовка к беседе;
— проведение;
— оценка беседы и выводы, сделанные детьми.
Как показывает практика, желательно проводить беседы во внеурочное время, несколько раз в месяц. Готовиться к ней нужно около недели, и для младших школьников она должна занимать около 30 минут времени.
Этап подготовки довольно сложен, так как он включает в себя самую разную деятельность и учителя, и детей. Нужно определиться с темой, подумать, будет ли она актуальной и нужной для детского развития.
Далее нужно подобрать материал, в котором будет говориться, как нужно поступить в определенной ситуации, какие выводы нужно сделать. После этого можно написать примерные вопросы, которые на протяжении беседы могут изменяться или добавляться.
Ученикам также заранее говорится о том, что будет проводиться беседа на определенную тему. Они должны также к ней подготовиться, подумать, какие бы вопросы они хотели задать, определить примерные ответы, понять свою точку зрения.
Учитель должен сделать так, чтобы беседы для школьников были интересными и актуальными, чтобы дети активно участвовали в ее проведении, а главное – чтобы высказывали свое мнение. Педагог поступает правильно в том случае, когда во время беседы задает вопросы, наводит жизненные примеры, отмечает краткие и убедительные замечания, уточняет рассказы детей, плавно исключает появления негативных мыслей.
Правильно заданные вопросы должны привести к тому, что у детей должно выработаться определенное моральное правило, которое они будут выполнять при разговорах с другими. Учитель может при подготовке вопроса ориентироваться на следующие моменты:
— Вопрос должен заставить ребенка задуматься над поступком.
— Вопрос должен обратить внимание детей на нравственную сторону жизни и поступка.
— Вопрос должен привлекать внимание ребенка к переживаниям людей, он должен научиться сопереживать людям.
Ни в коем случае беседа не должна содержать в себе всякого рода насмешек, упреков и так далее. Она должна быть непринужденной и дети должны чувствовать себя спокойно, делиться впечатлением и опытом.
Для того чтобы беседа была успешной, нужно правильно ее начать, возбудив интерес у детей. Для этого можно использовать некоторые приемы:
— Поставить вопрос, который связан с каким-то понятием, к примеру, что такое вежливость и так далее.
— Перед тем, как перейти непосредственно к теме беседы, можно рассказать интересную и занимательную ситуацию, которая имеет прямое отношение к разговору.
— При объявлении темы можно придать ей особой важности, подчеркнув ее значение при помощи афоризмов или высказыванием знаменитого человека.
Излагать материал желательно в форме рассказа, объяснения, можно обращаться за помощью к книгам, картинам, газетам и так далее.
Когда подходит момент к анализу поведения школьников, нужно обращать внимание только на положительные примеры, о разных негативных моментах лучше говорить мягко, не повышая тона, намекая на то, что школьники ликвидируют негативную ситуацию.
При подведении итогов нужно приводить яркие высказывания для того, чтобы беседа ярче проникла во внутреннее сознание ученика.
Для младших школьников желательно проводить беседы на такие темы:
— «Уроки вежливости». Эта беседа нужна для того, чтобы ребенок знал и понимал, как нужно вести себя с окружающими. Ему нужно донести важность моральных ценностей, таких, как достоинство, правила поведения, нормы, и так далее.
При проведении желательно обращаться к позитивным героям сказок, литературным персонажам и так далее. Ребенок должен научиться употреблять как можно чаще вежливые слова, представлять, какую роль в жизни ребенка играет семья, родные и окружающие люди,
Также нужно рассказать школьнику, насколько важна взаимная помощь и взаимная поддержка, а также дружба с одноклассниками и другими детьми. На примерах отрывков из художественной литературы нужно подчеркнуть, что помощь должна быть обязательно бескорыстной, нужно помогать не только родным, а и незнакомым людям, если те нуждаются в такой помощи.
Также школьник должен знать, что очень плохо обманывать окружающих людей, что правда все равно рано или поздно окажется снаружи, нужно доказать, что человека ценят благодаря честности.
Понятие вежливости включает в себя также знание о труде, который также очень важен для жизни, что с малых лет нужно помогать родителям. Кроме того, ребенок должен очень аккуратно относиться к своим вещам, так как если их бросать по всей комнате, не ухаживать за ними, тогда они очень быстро придут в негодность.
— Беседы о семье. В них педагог помогает осознать школьникам, что родители являются самыми близкими людьми, которых нужно уважать и ценить. Ведь всем известно, что где бы человек ни был, в какую бы страну не занесла его жизнь, он всегда может вернуться в отчий дом, где его любят и ждут. Также младший школьник должен понять, что именно родительская любовь является самой бескорыстной и преданной.
В ходе беседы нужно показывать жизненные примеры о важности семьи, обращаться к художественным произведениям, к жизненным ситуациям и так далее. Ученик должен самостоятельно дать ответ на вопрос, кто для него в жизни самый важный, кому нужно помогать и кого нужно ценить.
Педагог может навести примеры стихотворений, пословиц и песен о маме, о ее роли в жизни каждого человека. Поэтому с самого малого возраста нужно помогать маме по мере своих сил.
— Очень важной будет проведенная беседа для младших школьников на тему «Настоящая дружба». Ведь дети этого возраста еще проходят период адаптации в школе, поэтому очень важно найти для них хороших друзей, при помощи которых можно легко справиться с любыми неудачами.
В ходе беседы нужно спросить у детей о том, что они понимают под словом дружба, как они выбирают друзей и каким должен быть настоящий друг. Педагог должен при помощи различных приемов донести к детям важность дружбы, что нужно всегда стараться играть и трудиться вместе, помогать друг другу совершенно безвозмездно и так далее.
Дети должны сами прийти к выводу о том, что самому очень тяжело жить на свете, что рано или поздно каждому понадобиться помощь, которую окажет только друг. Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уступать друг другу, делиться друг другом не только жвачками, а и своими мыслями, проблемами, высказывать свое мнение и слушать мнение друзей, ведь настоящие друзья никогда не посоветуют плохого.
— Беседы о взаимопомощи для ребенка младшего школьного возраста тоже важны, так как ученик должен понимать, что нужно всегда идти на помощь не только родным и близким, а и малознакомым людям. При помощи художественных произведений нужно объяснить ребенку, что настоящая помощь должны быть сделана только от души, она не измеряется ни в каких суммах. Также нужно рассказать о том, что благодарность другого человека является самой большой наградой, которую нельзя заменить ничем.
В этой беседе нужно обратить внимание на такое моральное качество, как правда. Детям нужно очень аккуратно объяснить, что не стоит из-за состояния стыда или страха наказания со стороны родителей скрывать правду, врать, так как вранье, никогда и никого ни к чему хорошему не приводило, наоборот, человек замыкался в себе и не мог дальше жить спокойно.
Дети должны понять простую истину о том, что правду нужно говорить любую, какой бы она не была. На примерах можно показать ребенку, что родители очень рады за своего ребенка, когда он говорит правду. Важно доказать, что правда – это очень ценное качество.
Стоит отметить, что не только педагоги должны проводить беседы с детьми на разные темы. Важно, чтобы родители с самого малого возраста объясняли ребенку, насколько важно расти добрым, честным, отзывчивым и вежливым человеком. Воспитывать эти чувства помогут ролевые и дидактические игры, в которые нужно играть с ребенком трехлетнего возраста. Тогда он будет вырабатывать эти моральные качества и в зрелом возрасте.
Желательно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, и объяснять про негативные последствия плохих поступков. Нужно не кричать на школьника за его погрешности, а правильно объяснять, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы ему самому стало стыдно, и он понял, что так поступать нельзя никогда.
Как видно, подготовиться к беседе не так и просто. Ведь опытные педагоги нередко отмечают тот факт, что беседу провести намного сложнее, чем урок. Но вышеуказанные рекомендации помогут значительно упростить подготовку.
К записи "О чем проводить беседы для младших школьников?" оставлено 0 коммент.