В само определение физики заложено некое сочетание теории и практики. Изучать эту науку по-иному никак нельзя. Только лишь теоретические знания, подкрепленные хорошей практикой принесут результат.
Несет ли какую-либо значимость в данном случае обыкновенный эксперимент? Стоил ли использовать его при изучении основного материала? На самом деле эксперимент является важнейшей частью процесса обучения. Ведь многое понять без визуализации просто невозможно. Так учебный эксперимент это средство ознакомиться с определенным материалом, с помощью организованных опытов. Причем участие в них принимает как педагог, так и ученики. Без эксперимента рационально изучать физику просто не получится. Ведь все сводится исключительно к словесной формулировке правил и основных определений. Но разве можно многое из этого понять, не увидев? Поэтому работа школьника должна быть действительно продуктивной. Ему нужно видеть, как все это происходит, ознакомиться с приборами, понять принцип их действия. Безусловно, все это делается и на основе теории. Но возможно ли это понять так, как оно происходит на самом деле?
Так каковая же цель научного эксперимента? Первым делом это решение основных учебно-воспитательных задач. Проще говоря, многое можно понять только лишь после визуализации. Ученики должны видеть, как все происходит и работает. Таким образом, решение основных задач станет действительно простым и понятным процессом. Разве не так должно проходить обучение? Дети проявляют интерес к экспериментам и желают в них участвовать. Вторая цель такого способна обучения несет формирование и развитие как мыслительной, так и познавательной деятельности. Ученики не только будут осознанно что-то делать, но и во многих случаях думать над тем, как сделать это лучше. Не стоит забывать и про политехническую подготовку. Вообще детям будет проще понимать многие законы, если они принимают участие в этом процессе.
Кроме того, в дальнейшем именно благодаря экспериментам ребенок сможет сделать свой выбор с будущей профессией. Да и, в конце концов, целью научного эксперимента является формирование мировоззрения у учащихся. Цели и задачи научного эксперимента являются схожими, но что можно сказать про их функции? Так, в целом можно выделить три основные «поля» деятельности этого способа обучения. Первым делом дети узнать о самой науке и стараются познать все это на практике. Эта функция получила название познавательная. Далее следует сформировать у деток научное мировоззрение, в данном случае следует подойти к воспитывающему способу. Ну и наконец, развивающая функция, которая тренирует мышление и позволяет ребятам получать особые навыки.
Теперь следует поговорить непосредственно о разновидностях научных экспериментов. В данном случае речь идет именно о физике. Так как облегчить ученикам процесс обучения? Как внести в него все то, что необходимо, но при этом и вызвать интерес у ребят. Для этого были разработаны определенные разновидности научного физического эксперимента. Это демонстрации, лабораторные работы, физический практикум, домашние эксперименты, задания исследовательского характера и иллюстративные задания. Теперь вкратце стоит освятить каждую из предоставленных разновидностей. Первой идет демонстрация, что она собой представляет и каким образом улучшает процесс обучения? Этот метод относится к иллюстрированным эмпирическим методам. Какого его значение в процессе обучения?
Опыты для школьников должны быть понятными и нести массу полезной информации. Первым делом учащиеся должны ознакомиться с экспериментальным методом познания основ физики. В данном случае освящается роль эксперимента в исследования, по итогам которого и формируется научное мировоззрение. Кроме того, у учеников формируются особые экспериментальные умения. Так, появляются навыки наблюдения, выдвижения гипотезы, умение анализировать, а также делать определенные выводы. Сам по себе демонстрационный эксперимент является неким средством наглядности, который способствует организации восприятия. Следовательно, без этой разновидности дать детям необходимые знания просто невозможно. Следующий способ привить детям некоторые навыки, получил название «лабораторные работы». Безусловно, каждый человек понимает, о чем идет речь в данном случае. Что собой представляют лабораторные работы?
Итак, это определенное занятие, на котором дети выполняют какое-либо задание, для того чтобы получить конечный результат. Проще говоря, под такими экспериментами понимается знакомство с прибором, измерения на нем и формирование выводы на основании выполненной работы. Естественно, без этого трудно представить урок физики. Ведь учащиеся должны понимать значения величин, уметь их переводить и всячески с ними работать. То же самое касается и приборов. Теперь следует оговорить следующую разновидность научного эксперимента, а именно физический практикум. Что он собой представляет? Итак, проводится он исключительно с целью углубления, обобщения всех полученных знаний и расширения того, что ребенок уже знает.
Все это достигается путем использования более сложного оборудования, решения задач, а также экспериментов. Причем что касается некоторых заданий, то их необходимо выполнять самостоятельно. Проводят такие занятия обычно ближе к концу года, когда ребенок уже владеет некоторыми знаниями и может справиться с подобным заданием. Обычно для того чтобы решить поставленную задачу, учеников разбивают на группы по 2-4 человека. Подобные уроки помогают еще и понять то, что ребенок должен работать с другими. Проще говоря, благодаря таким занятиям, можно выработать у учеников желание и умение трудится в паре или в группе. Следует отметить, что абсолютно к каждой работе школьники должны получить инструкцию, с которой желательно ознакомиться дома.
Следующая разновидность научных экспериментов несет название домашняя. Что подразумевается в данном случае? Ученик будет выполнять все дома, под контролем родителей. Поэтому вся ответственность ложится непосредственно на плечи домочадцев. Так что следует обезопасить весь процесс и не позволять школьнику делать все самостоятельно. Учитель должен понимать, что опыт проводится дома и для особой безопасности нужно ограничить работу с некоторыми веществами. Пусть это будет самый безобидный опыт. Кроме того, такая работа не должна требовать у ребенка финансовых затрат! Выполняемые эксперименты в домашних условиях это нечто простое, но и в тот, же момент ценное. Результат работы следует занести в специальный формуляр или же просто записать в тетрадь.
Важно на уроке обсудить, как все прошло и что в итоге ученики получили. Теперь все что касается иллюстрированных задач и исследовательского характера. По сути, они практически ничем не отличаются от всего вышеописанного. Если речь идет о задаче исследовательского характера, то в данном случае подразумевается определенный эксперимент, на основании которого дети должны сделать вывод. Проще говоря, дается тема для изучения и размышления, а ученикам нужно с этим справиться. Задачи иллюстрированные, это ничто иное, как выполнение работы после определенного предисловия. Сначала учитель должен рассказать все по заданной теме и показать некоторые эксперименты. После чего, дети занимаются изучением непосредственно предлагаемой к выполнению работы и делают ее.
По всему вышеизложенному материалу следует сделать обобщенный вывод. Так, психологи отмечают, что любые сложные определения легче понимать после того, как все это продемонстрируют. Рассказ учителя не всегда способен донести до учеников то, что необходимо. Именно поэтому им на помощь приходят научные эксперименты. Те педагоги, которые используют такие методы обучения, прививают школьникам любовь к размышлению, исследованию и обобщению. Только лишь так можно воспитать всесторонне развитого человека. Исключать подобные методы из школьной программы не нужно! Ведь благодаря этому, детям будет проще понять многое. Ведь физика не такая уж и простая наука. Особенно если преподается она детям. Школьникам сложно понять многие определения, да и на сегодняшний день им просто это не нужно. Появились новые увлечения, расставились приоритеты, и учеба отошла на задний план. Поэтому следует заинтересовывать учеников, они должны сами понять, что им это нужно и интересно.
Научные эксперименты для школьников ложатся на плечи педагогов, ведь им необходимо донести до учеников все основные истины. Поэтому строить план будущего урока следует заранее. Необходимо сделать все таким образом, чтобы ученики поняли основное и вынесли из этого что-то полезное. Желательно чтобы урок был всесторонним. Проще говоря, содержал, теорию и практику. Ведь во многих случаях сначала идет теоретическая часть и только на следующий урок практическая. К тому моменту, дети уже забывают, о чем шла речь. Да и в целом есть ли толк от такого обучения? Необходимо закреплять теорию практикой и никак не разделять их! Ну и наконец, следует позаботиться о том, чтобы дети самостоятельно могли работать со многими приборами. Естественно, все это делается под чутким руководством. При составлении плана домашней работы, следует исключить опасные вещества.
Физика вовсе не простая наука, поэтому к изучению ее стоит подходить со всей ответственностью. В данном случае речь идет не только об учениках, но и педагогах. Только лишь правильная и сплоченная работа принесет необходимые плоды.
К записи "Научные эксперименты для школьников по физике" оставлено 0 коммент.