Что же делать, если ребенка в школе бьют, унижают, обижают, толкают на преступление или вымогают? Как можно защитить, обезопасить его пребывание в школе? Нужна профилактика насилия над несовершеннолетними.
Проблема профилактики насилия в школе имеет как социальный, так и педагогический характер. Проблема насилия в школе включает в себя бездушное и жестокое отношение к детям, пренебрежение к их интересам; а так же насилие наблюдается во взаимоотношениях между детьми. Лицами, допускающими насилие детей в школе, являются педагоги, имеющие психологические проблемы, сами школьники-сверстники и школа как социальный институт.
Самая актуальная проблема – это агрессия у детей в школьном возрасте, которая выступает средством проверки на прочность. Среди группы сверстников всегда стоит вопрос: кто авторитетнее и сильнее. Сильный будет доказывать свое преимущество путем «поедания» слабого. Не секрет, что объектом-жертвой со стороны подростков могут быть не только сверстники, но и ученики младших классов; даже учителя. Те, кто является доступной добычей. Самоутверждение ищет жертву слабее себя. Агрессоры – мальчики открыты в действиях и доминирующие; агрессоры – девочки действуют скрытно, изворотливо. Агрессия подростков в сторону педагогов направлена против их некомпетентных поступков или оценок.
Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников. Дети младшего школьного возраста, которые не получили профессиональной психологической помощи, с возрастом втягиваются в криминальную стихию или злоупотребление.
Излюбленное насилие несовершеннолетних в школе – травля. Выражается она в высмеивании не понравившихся сверстников, демонстративном отвержении и изолировании их от коллектива. Основной причиной травли является желание собрать вокруг себя одноклассников для подтверждения чувства значимости или желание добиться справедливости. Травля – явление, заметное для окружения. Его легко отследить и пресечь в «зародыше», чтобы дело не дошло до трагедии.
Есть еще способы, как проявляется психологическое насилие в школе – это активное или пассивное неприятие и игнорирование. Преследуемому ребенку дают понять, что он никто и ничто, игнорируя его мнение; делают «козлом отпущения». Или открыто заявляют, что с этим ребенком не будут играть или сидеть и т. д. Игнорирование – это отсутствие к однокласснику какого-либо внимания в любом его проявлении. Такое насилие делает жизнь подростка мучительной.
Весь педагогический состав совместно с родителями должен искать пути и средства для решения этого вопроса — как избежать насилия в школе. Им необходимо быть последовательными и постоянными в следующих действиях:
— Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
— Если что-либо испортило репутацию подростка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет ребенка, показав его в выгодном свете.
— Учителям важно различить и дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
-Недопустимо учителю оценивать и обсуждать неблагополучные личные качества ребенка на глазах всего класса. Недопустимо сравнивание способностей учеников между собой.
— Мудрый, не безразличный к детям, классный руководитель будет объединять класс совместными мероприятиями: поездками, спектаклями, участием в школьных мероприятиях.
— Наиболее активных учеников нужно поощрять проявлять свои способности для самоутверждения, но в мирных целях.
— Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы избегать давать детям почувствовать себя невостребованными или отвергнутыми.
— Избегать соревнований и соперничества.
— Беседовать с агрессивными учениками о причинах их злобы.
Детское насилие в школе часто является результатом эмоциональной неудовлетворенности детей «агрессоров» из-за проблем в семье. Они находят утешение в причинении боли другим. Школа должна интересоваться семейной обстановкой проблемных учеников для возможной помощи им.
Коллектив школы должен быть компетентным в разрешении конфликтов между самими школьникам, учителями и учениками. Мудрость, понимание, педагогический такт необходимы современному педагогу для искоренения насилия в школе.
К записи "Насилие детей в школе: меры профилактики проблемы" оставлено 0 коммент.