Главная » Школьная жизнь » Как составляется психологическая характеристика школьника?
13
Mar

Как составляется психологическая характеристика школьника?

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Экспериментальные методики не заменят ежедневных наблюдений педагога и психолога, анализа этих наблюдений и составления аргументированных выводов. Такая характеристика — помощь учителям в понимании ребенка по мере его роста.

«Вершина детства» — так называют младший школьный возраст. Происходит смена стиля и уклада жизни, начинается новый вид деятельности – учебная. Характеристика младшего школьника описывает появление новых интересов, изменение ценностей. Физическое развитие опережает нервно-психическое, поэтому нервная система временно ослабляется. Появляется беспокойство утомляемость, гиперактивность.

Обучение и воспитание младшего школьника с индивидуальным подходом невозможно без понимания особенностей личности учащегося. Составленная педагогами и психологами психологическая характеристика школьника, создает оптимальные условия для его развития. Наблюдая за учеником, анализируя его образовательную деятельность, учитель складывает свое представление о нем и составляет индивидуальную характеристику. Любому учителю на протяжении всех школьных лет легче получить представление об этом ученике, в короткий срок наладить с ним контакт и найти подход. Профессионально составленная психологическая характеристика помогает исключить многие ошибки в работе нового педагога с этим учащимся. Задача такой характеристики личности школьника – помочь учителю представить характерные особенности ученика, чтобы обнаружить те положительные качества, опираясь на которые будет выстраиваться воспитательный процесс. Такое обобщение педагогического и психологического наблюдения за личностью школьника помогает учителю в формировании мотивационной сферы младшего школьника. Определение классным руководителем типа характера ученика, его потенциальных способностей может способствовать его продуктивному практическому общению на уроке и вне класса, в трудовых делах и в дружеских отношениях. Учитель может направлять школьника в познавательных интересах и предвидеть особенности его поведения в определенных ситуациях.

В школах используются следующие методы исследования и изучения учащихся: индивидуальная беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности и эксперимент (тестирование и анкетирование) , психологический и педагогический анализ.

В области образования давно ведутся разработки и усовершенствование составления психологических характеристик школьников. Они варьируются, но в основном структура характеристики имеет следующие необходимые образующие:

Интеллектуальное развитие (познавательная активность младших школьников) включает в себя:

·сведения об особенностях памяти (зрительная, слуховая и т. д. ) Быстрота и объем запоминания. Так же в особенности запоминания необходимо внести данные о способности анализа и сравнения, классифицирования, обобщения и выводов из получаемых знаний;

·Логика суждений, самостоятельность мышления;

·Внимательность: качество слушания и слышания учителя; отвлекается или нет на уроке; переключение внимания; концентрация и распределение внимания на отдельных задачах; количество допускаемых ошибок по невнимательности;

·Умение планировать свою деятельность, организовывать учебу;

·Развитость речи: словарный запас школьника и культура его речи, выразительность и грамотность речи;

Способности и возможности в учении, прилежание и результаты.

Направленность интересов, постоянство и глубина, перспективность.

Межличностные отношения с учителями и одноклассниками. Здесь дается характеристика коммуникабельности во взаимоотношениях:

·Понимает ли ученик свое место в коллективе и какова степень его одобрения этого места. Если он недоволен, то какая роль в коллективной жизни класса ему ближе. Является ли он активным участником или ему ближе роль пассивного исполнителя;

·Каково отношение учащегося к мнению коллектива о нем; какое отношение одноклассников к нему. Так же здесь оценивается отношение между этим учеником и преподавателями, взаимоотношения с противоположным полом. Обязательно нужно подчеркнуть, есть ли у него близкие друзья в классе, и способен ли он идти на помощь своим товарищам;

·Эмоциональный контакт с родителями.

Отношение к себе: самокритичность или завышенная самооценка. Самооценка ребенка складывается из разных видов деятельности и его поступков в отношении самого себя и своей внешности. Его притязания также показывают, стремится ли этот ученик занять какое-то положение в коллективе и достигать определенных целей в учебе и в обычной жизни.

Волевые качества характера: смелость и решительность, инициативность. Фактически определяется, способен ли ученик настойчиво стремиться к назначенной цели; насколько он самостоятелен, настойчив, способен управлять эмоциями.

Организованность, в которую входят выдержка и самообладание, самоконтроль и самокритичность.

Особенности темперамента. В этом разделе описываются особенности эмоций ребенка и насколько они устойчивы или переменчивы. Здесь указывается тип темперамента ученика, сила или слабость нервной системы и его реактивность. Описывается, насколько ребенок обидчив, вспыльчив или сдержан, впечатлителен или раздражителен. Здесь необходимо указывать, склонен ли младший школьник к агрессивности или пассивности.

Успеваемость, любимые и нелюбимые предметы.

Читательский мир.

Отношение к трудовой деятельности. Ведущая деятельность младшего школьника — учебная, но важно его отношение и к физической работе и общественно-полезному труду.

Чем занимается ребенок в свободное от учебы время; с кем и как общается.

Морально-этические качества, отражающие общепринятые понятия о личности:

·Честность, чуткость, справедливость, забота о других;

·Лицемерие, возможность предательства, нарушение правовых норм;

·Тактичность в отношениях с одноклассниками и преподавателями, родными и чужими людьми.

В заключении подводится итог выявленных качеств ребенка, в котором говорится о преобладающих сильных чертах характера. Выявляется потенциал личности. Также делается вывод о слабых областях ребенка, главных причинах его недостатков, которые следовало бы изменить, и указываются пути их устранения, так же — рекомендации, как это лучше сделать. Предлагается прогноз и перспективы развития этой личности.

Некоторые советы учителям.

Важно всегда помнить, что ребенок – особенный объект исследования; его психика – в процессе становления и развития. К нему необходимо проявлять бережное отношение в процессе составления его характеристики.

Особое внимание нужно обратить на заключительную составляющую характеристики. Здесь описываются важные сведения о конкретном ученике (и трудном, и благополучном) , на которые можно ориентироваться в работе с ним, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Для совместного анализа основных положений заключительной части учителю лучше всего прибегнуть к помощи психолога. Для обсуждения характеристики рекомендуется выбрать «среднего» ученика. На таком примере психолог эффективнее сможет продемонстрировать то, что неповторимость и уникальность присуща каждому ребенку, а не только отличнику или двоечнику.

При написании характеристики нужно помнить, что недопустимо «приклеивание ярлыка» ребенку. Классный руководитель должен помнить об ответственности своего положения и уметь правильно изложить свои эмоции о личности ученика.

Соблюдать объективность помогут беседы с различными учителями, работающими в этом классе, и одноклассниками, знающими данного ученика.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов в работе над психологической характеристикой:

·Гуманизм. «Не навреди» — главное правило в работе с детьми. Исследование должно помогать развитию школьника, а не тормозить его. Учитель должен верить в будущее каждого ребенка. Целью всегда должно быть не только установление уровня развития, но и выявление резерва.

·Комплексность. Системность предусматривает последовательность в изучении учащегося, просматривание всех сторон развития, прогнозирование его протекания и постановку педагогических задач.

·Детерминизм. При составлении характеристики важно учитывать, что любое психическое явление взаимозависит от другого и вызвано рядом причин. Это значит, что необходимо понимать причинно – следственные связи в образовании определенных психических особенностей.

·Формирование психики сознания и деятельности. Предполагается, что психические особенности школьника находятся в развитии, а для этого важна разносторонняя деятельность. Поэтому деятельность ребенка является не только условием развития психики, но и одним из способов ее изучения.

·Единство сознания и деятельности. Этот принцип означает взаимовлияние сознания и деятельности ребенка. Одно вытекает из другого: сознание управляет деятельностью, но в ней оно и формируется. Поэтому изучать сознание школьника можно через его деятельность, учитывая принцип личностного или индивидуального подхода, утверждающий, что одни и те же законы психического развития проходят особенно и неповторимо у каждого отдельно взятого ребенка.

На основе тестов по исследованию личности младшего школьника, психологи дают объяснение того, какие факторы нужно учитывать, чтобы изменить в позитивную сторону негативные черты ребенка и высвободить имеющийся потенциал.

Автор:    

К записи "Как составляется психологическая характеристика школьника?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)