Главная » Школьная жизнь » Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников?
27
Dec

Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников?

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Агрессивный школьник – это мука для родителей и педагогов. Трудно сладить с ребенком, если он огрызается на замечания, портит вещи, даже поднимает руку на родных и друзей. Что делать? Как вернуть поведение школьника в нужное русло?

Младший школьный возраст – это 6-11 лет. С приходом « в первый раз, в первый класс» жизнь ребенка сильно меняется. Это и переход от игровой деятельности к учебной, и новая социальная среда, вынуждающая подстраиваться под нее. В этот период у ребенка окончательно сформировывается словесно-логическое мышление, синтезирующее восприятие. Память развивается в двух направлениях: произвольность и осмысленность. Также развивается произвольное внимание. Согласно О. Ю. Ермолаеву, в развитии внимания происходят следующие перемены: увеличивается его объем, повышается устойчивость, формируются навыки переключения внимания.

Одно из важнейших новообразований в младшем школьном возрасте – произвольное поведение, когда ученик проявляет самостоятельность, делает выбор в сложных для него ситуациях. Он способен оценить свой поступок с точки зрения полученных результатов и спланировать собственное поведение. В сознании ребенка закладываются нравственные нормы и ценностные ориентиры, он осознает их ценность. Младший школьник переживает свою непохожесть на остальных, ощущает себя личностью и стремится к совершенству. Способность к сопереживанию дает возможность расти и развиваться.

В процессе социализации складывается новый тип отношений с окружающими: авторитет взрослых людей со временем утрачивается, преобладает роль сообщества сверстников. Социализация является процессом усвоения и развития отдельным человеком социально-культурного опыта — знаний, навыков и умений, традиций, ценностей. У детей младшего школьного возраста социализация осуществляется путем освоения предметного мира и мира отношений между людьми.

В это же время решается множество естественно-культурных задач. Это и адаптация к школьным условиям, и овладение методами самоорганизации, и навыки первоначальной систематизации получаемых знаний. В результате формируется особый тип взаимоотношений. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для направленного формирования личности. В возрасте 6-7 лет базовые основания индивида оказываются устойчивыми и определяют его дальнейшее развитие.

Средства социализации детей младшего школьного возраста делятся на два вида. Первый вид – средства, непосредственно применяемые к детям. Это, во-первых, педагогическое влияние, которое не сводится только к политике «кнута и пряинка». Учитель выполняет роль наставника, указывающего детям правильный путь. Также он может проводить диагностику личностей учащихся, чтобы лучше понимать их стремления и проблемы. Не меньшую роль играет и организация общественной деятельности детей. Она поможет сплотить коллектив.

Второй вид – работа педагога с родителями. Семья также должна принимать непосредственное участие в формировании личности младшего школьника. Необходимо интересоваться его школьной жизнью, поддерживать положительный имидж обучения, лишний раз не ругать за плохую успеваемость и не давить на ребенка. Если работа педагога совместно с родителями будет плодотворной, то младший школьник со временем адаптируется к существующей социальной среде без каких-либо препятствий.

Но может оказаться, что ребенок в процессе социализации становится его жертвой. Это происходит потому, что процесс социализации противоречив. Он требует и быть частью общества, и в то же время не терять самого себя, оставаться индивидуальностью. Чаще всего жертвами социализации становятся дети с особенностями в развитии. Какими именно?

Это могут быть и состояние здоровья, и педагогическая запущенность, и социальная запущенность. Такие дети могут быть воспитанниками детских домов, школ-интернатов, посещать не обычные школы, а учиться на дому. Школьные психологи относят к жертвам социализации леворуких детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Однако и дети без каких-либо физических и психологических отклонений могут стать жертвами социализации. Рано или поздно в жизни младшего школьника наступает момент, когда он находится словно « между двух полюсов»: ему хочется угодить взрослым и достичь успехов в учебной деятельности и в то же время стать частью дружного коллектива одноклассников, чтобы не приобрести статус «белой вороны». Происходит некий «разрыв шаблона», который может сказаться на дальнейшей социализации. Одно из последствий такого разрыва – агрессивное поведение младших школьников.

По мнению многих исследований, проведенных психологами, детская агрессивность – наиболее распространенная форма нарушения поведения. К ней относятся вспышки раздражительности, непослушание, жестокость, драчливость детей. Различают прямую и косвенную агрессию. Прямая выражается в активном насилии детей по отношению к сверстникам, косвенная – в уничтожении вещей.

Выделяют следующие психологические особенности, провоцирующие агрессию у детей: недостаточное развитие интеллекта, пониженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, заниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

И. А. Фурманов разделяет агрессивное поведение младших школьников на две категории: социализированную, когда агрессия служит для привлечения внимания к себе, и несоциализированную, если агрессия связана с психическими заболеваниями и является реакцией на травмирующую ситуацию.

Но, вне зависимости от причины агрессивного поведения, всех детей, страдающих агрессивностью, объединяет одно свойство — непонимание других людей.

Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников? Кто должен принимать в этом участие? Чего нельзя делать, если в классе появился агрессивный школьник?

В первую очередь, нельзя подавлять агрессивные вспышки у детей. Этим зачастую грешат как педагоги, так и родители. Они не учитывают того, что явная агрессия, направленная у ребенка на других людей, может перейти под давлением взрослых в аутоагрессию. Школьник может затаить свои агрессивные стремления на время, но затем все накопленное рано или поздно выйдет наружу. Часто, когда ребенок проявляет агресиию, надеясь получить что-то, родители или не обращают на него внимания, или сразу же бросаются удовлетворять его требования. Ни того, ни другого делать не надо. В первом случае у ребенка появится страх, что он никому не нужен, во втором — агрессия станет шаблоном поведения.

Диагностику и коррекцию агрессивного поведения у учеников должен проводить детский психолог. Для определения уровня агрессивности у детей обычно применяются проективные методики «Добрый – злой», «Несуществующее животное», специальные тесты — опросники. Корректироваться агрессивное поведение может несколькими путями: занятия по арт-терапии, игровые тренинги. Одним из самых эффективных методов коррекции является психологическое консультирование. Перед ним психолог должен поговорить с родителями и преподавателями учащегося, выяснить моменты, когда он не сможет провести консультирование. В консультации могут принимать участие и родители агрессивного ребенка. В зависимости от типа агрессии ( внешней или внутренней) , причин, которые ее вызывают, и последствий вспышек агрессии, психолог составляет индивидуальную программу занятий по коррекции агрессивности. Сами консультации и занятия длятся от трех месяцев до полугода. По мере проведения различных способов коррекции агрессивного поведения школьник начнет осознавать причины своей агрессии и станет учиться ее контролировать. Немаловажная роль отводится и семье. Родители должны всячески поддерживать своего ребенка, не наказывать за проявления агрессии, а наоборот, спокойно объяснять, почему драться и портить вещи других плохо. Их авторитетное мнение поможет школьнику преодолеть свою агрессию.

Агрессивное поведение младших школьников может быть вызвано массой причин. Это и болезнь нервной системы, и стремление к лидерству, и желание доставить боль. Своевременная коррекция поможет снизить уровень агрессивности у детей.

Автор:    

К записи "Как проводится коррекция агрессивного поведения младших школьников?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)