Трудно быстро вспомнить, когда именно стартовало движение олимпиад. Если начать искать истоки, то лучше вернуться в древние времена. Еще с тех пор с особым интересом относились ко всему неизвестному.
Древним людям было делом чести разгадать какую-либо загадку, головоломку или мистическое явление. С течением времени и развитием прогресса во всем мире начала возрастать конкуренция между людьми. Она могла разгореться не только среди представителей одного пола, но и между женщиной и мужчиной. Конечно, мужчина всегда был главой семьи и добывал средства для существования полноценной семьи, рождения детей, их воспитания, а также поддержания нормального уровня жизни. В то время женщина являлась хранительницей очага. Но время идет, и прекрасная половина человечества уже не согласна оставаться на таком уровне. Они стараются занять лидирующие позиции не только в семье, но и добиться карьерного роста.
Много лет назад все соревнования на право быть самым умным проводились только в высших учебных заведениях. Темы олимпиад были исключительно посвященные богословию и отдельным видам науки. Эпоха Ренессанса немного внесла свои коррективы, и, с развитием подобных соревнований, повысился интерес к более точным наукам, а именно математике.
Однако до 19 столетия этот раздел воспринимался как ответвление гуманитарных наук, таких как, например, философия. Вследствие этого олимпиады за звание самого лучшего знатока предмета могли проводиться только среди взрослых людей и профессионалов. Через несколько лет данная ситуация начала понемногу изменяться, и 19 столетие было ознаменовано проведением олимпиады для учащейся молодежи. Организатором такого соревнования выступило Астрономическое общество Российской Империи. Утверждать, что эти олимпиады чем-то похожи или отличаются от нынешних сказать трудно, но все же как факт существования стоит принять.
Уже в конце 19 столетия известный журнал, направлением которого является элементарная математика, начал предлагать всем желающим определенные задания для решения. Подобные «задачи на премии» предполагали использование с целью получения правильного ответа не только теоретические и практические знания, но и творческое видение проблемы и нестандартный подход. Далее газета, которая занималась исключительно вопросами физики и элементарной математики начала предлагать практически похожие задания. Единственным отличием были премии с указанием фамилий решивших. Таким образом, общественность получила возможность узнавать самых умных людей страны.
Что касается современных соревнований, то первый шаг был сделан в математике. В 1934 году в Ленинском университете стартовала олимпиада под руководством известного математика, который являлся член-корреспондентом Академии наук СССР. Кроме того этот ученый не только известен как учредитель олимпиад, но также считается отличным альпинистов. В связи с этим можно предположить, что знания в науке и спортивное стремление покорения высот после соединения стали толчком для развития олимпиадного движения. В Москве олимпиады, посвященные точным наукам, а именно математике, стартовали в 1935 году. Первое подобное соревнования включало в себя чуть более трехсот человек, однако школьников было только 230. Остальные 100 человек насчитывались благодаря взрослым людям и курсантам по подготовке для поступления в университет.
Далее по мере развития олимпиад, кроме заданий по математике стали использовать задачи по физике в 1938 году и химии в 1939 году. Существенный подъем олимпиадного движения относится к концу 50-х годов прошлого столетия. Это произошло после того, как проведением соревнований занялся известный МФТИ. Вследствие этого впервые была проведена «большая» олимпиада, посвященная математике. Проходила она в Москве в 1960 году, иногда ее называлась «нулевая» Всероссийская олимпиада школьников, посвященная математике. Официальный подсчет таких соревнований начался в 1961 году
Уже в 1964 году министром просвещения СССР был подписан приказ по проведению предметных школьных олимпиад на государственном уровне. С тех пор по всей территории стали проводиться Всероссийские олимпиады. Параллельно этому было принято решение о создании Оргкомитета, в обязанности которого входил контроль за проведением соревнований. Олимпиадное движение охватило большое количество учебных заведений, где школьники стремились проявить себя и показать свой уровень знаний.
Первым председателем организационного комитета был назначен П. Л. Капица. однако по истечении года правления на свою должность он предложил другого кандидата. Им стал академик И. К. Кикоин. с 1967 года олимпиадное движение вышло на всесоюзный уровень. С тех пор соревнования стали включать в программу физику и химию. Именно благодаря И. К. Кикоину были созданы школьные учебники для изучения физики. Несмотря на прошедшие годы, его книги остаются актуальными и помогают ребятам в обучении.
В ходе развития олимпиадного движения начали использоваться не только точные науки, но и такие предметы, как биология, география и информатика. Кстати именно по информатике состоялась первая из них олимпиада в апреле 1988 года. Она проходила не в центральных городах России, а в Свердловске. Масштабы соревнований значились как Всесоюзные.
Только в 90-х годах гуманитарные предметы отвоевали себе место в числе всех проводимых олимпиад. Толчком к их признанию послужил триумфальный выход программы «Умники и умницы». Смысл телепередачи заключался в розыгрыше счастливых билетов в МГИМО, а сама процедура проводилась на глазах у тысяч зрителей.
Кроме существования очного вида туров олимпиад среди них стоит отметить заочные соревнования. Основным отличием и преимуществом последних считалась возможность любого школьника принимать участие в олимпиаде. Помимо этого ходатайство учителя по поводу ученика не требовалось. Программа заочных турниров включала в себя нестандартные формы заданий, кроссвордов, чайнвордов, а также различные вопросы, которые могли выходить за пределы программы и касаться дополнительных тем. Подобные заочные соревнования имеют место и сейчас. Однако есть некоторые нюансы. Благодаря развитию глобальной сети интернет, теперь такие олимпиады проводятся с его помощью.
После распада СССР завершилось проведение Всесоюзных олимпиад. Далее ближайшие года были заняты переформированием соревнований. В результате сейчас выделяют школьную олимпиаду под руководством Российского союза рекордов, где каждый ректор высшего учебного заведения прикладывает большое количество усилий для комплектации своего ВУЗа умными студентами. Кроме того активно развивается Всероссийская олимпиада, которая считается продолжением Всесоюзной. Проводятся они в школах под контролем Минобрнауки. Эти виды соревнований существуют отдельно друг от друга, но все же общие принципы проведения должны соблюдаться, так как они регламентируются приказами Минобрнауки в 2007 году.
Всероссийская олимпиада может проводиться по различным предметам. Сейчас их насчитывается почти двадцать. Она имеет четыре этапа. Среди них выделяют школьный, проведение которого приходится на середину или конец осени. В нем могут принимать участие школьники, начиная с 5-го класса. Далее следует муниципальный этап, или так называемый городской, организуемый органами местного управления. Олимпиада планируется на конец осени или начало зимы. Участники соревнования не должны быть младше 7-го класса, которые уже занимали первое или другие призовые места на предыдущих этапах. Этап на уровне региона имеет место в середине или конце зимы, а ученики должны быть старшеклассниками, начиная с 9-го класса. Они являются победителями или призерами предыдущего муниципального этапа. Ребята, занявшие лучшие места в этом туре проходят дальше на заключительный этап. Именно он решает, кто самый лучший.
Как участвовать в олимпиаде школьников, не выходя на Всероссийский уровень? Подобные соревнования проводятся под руководством союза ректоров. Они не связаны между собой, проводятся отдельно в каждом учебном заведении, однако правила проведения едины для всех. Кроме того такие олимпиады дают существенные бонусы при поступлении в ВУЗ. Их список ежегодно утверждает министр образования и науки. Также перечень соревнований можно найти в интернете. У каждого школьника появляется шанс занять призовое место и получить льготы для поступления. Единственное условие – это достижение необходимого возраста. Олимпиады отличаются количеством этапов, но их насчитывается не менее двух – отборочный, проводимый с сентября по январь, и заключительный – с февраля по март.
Заняв призовое место, школьник может рассчитывать на определенные льготы. Однако стоить принять во внимание, что «вузовские олимпиады» имеют так называемые уровни качества. Получив в конце олимпиады диплом, только после его оценки экспертной комиссией, можно узнать о шансах на поступление в ВУЗ.
Для того чтобы подготовить школьника на олимпиаду сначала необходимо выбрать желаемый предмет. Например, это математика. Если ребенок хорошо знает школьную программу и учится на «отлично», все равно занимать подготовкой лучше заранее. Следует позаботиться о повышении его уровня знаний, изучая дополнительные варианты решения задач. Существует несколько вариантов подготовки. Во-первых, это самостоятельные занятия, где школьник просто решает немного больше, чем на уроках. Также можно заниматься с учителем, однако даже такой способ не сможет сделать из ученика победителя олимпиады.
Одним из наиболее удачных и проверенных вариантов считаются занятия ребенка в городском математическом кружке. Шансы на победы значительно увеличиваются, так как с детьми проводят занятия профессионалы, которые занимаются подготовкой к олимпиадам не первый год. Такой кружок необходимо посещать как можно чаще, только таким образом школьник сможет успевать за программой. Несмотря на столь загруженный график, ученику стоит регулярно заниматься самостоятельно в свободное от учебы и кружка время. Интенсивность подготовки должна находится на высоком уровне. Так, для участия в Республиканской олимпиаде школьник должен уделять не менее 14 часов в неделю для решения задач. Если ребенок имеет возможность заниматься по 2 часа в день, тогда вероятность победы возрастает. Однако не стоит уделять математике 4-5 часов, ведь непродолжительные занятия каждый день намного эффективнее, чем длительные, но редкие.
Подготовка к олимпиаде школьников должна начинаться с постановки целей, а также оценке шансов на победу. В процессе подготовки школьник должен определить, какие задания смогут принести ему дополнительные баллы, а на какие не стоит рассчитывать. Как только задание получено, следует полностью его прочесть и определиться, что будет решаться первым. Возможно, легкие задачи стоит решить в первую очередь, чтоб потом заняться более сложным уровнем. Если появляется проблема в дальнейшем решении определенного примера, тогда рекомендуется приступить к следующему. Таким образом происходит отвлечение от предыдущей задачи и возвращение к ней с новыми силами. В случае отсутствия решения разрешается описать его своими словами – это может добавить несколько баллов. Желательно до конца отведенного времени не покидать аудиторию, а проверять свои решения. Обычно это занимает от 2-х до 4-х часов.
Важным моментом является правильное распределение времени, чтобы равномерно решать задания и большое их количество не оставлять на последние минуты. А важные правила соревнований – это здоровый продолжительный сон и спокойствие.
К записи "Как подготовиться и участвовать в олимпиаде школьников?" оставлено 0 коммент.