Мотив учения — это направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности. Особенности личности и характер мотивации учения является показателем качества образования.
Анкета школьная мотивацияможет побудить ребенка к каким-либо действиям, например, начать лучше учиться.
Пример вопросов по составлению анкеты школьной мотивации.
Тебе нравится в школе? В школу ты идешь с радостью или хочется остаться дома? Если бы педагог сообщил, что в школу завтра идти необязательно, ты бы пошел или остался? Ты любишь, когда вам отменяют уроки? Ты бы хотел не делать домашнего задания? Хочешь, чтобы в школе были одни перемены?
Часто рассказываешь родителям о школе? Хочешь, чтобы педагог был менее строгим? У тебя в классе много друзей? Как ты относишься к одноклассникам? Вопросов можно придумать очень много. Так можно понять отношения ребенка к школе.
Цели мотивации – промежуточные и конечные результаты, которые ведут к реализации мотивов. Мотивация детей младшего школьного возрастабывает:
· Внешняя мотивация – это мотивы оценки, самоутверждения, обязанности, долга, престижа.
· Внутренняя мотивация – интерес к процессу и содержанию деятельности, овладение способов деятельности.
Учебная мотивация включает разнообразные учебные мотивы. Они группируются в три группы: социальные мотивы учения, познавательные мотивы, мотивы достижения.
Определение школьной мотивациивсегда играет одну из главных ролей в судьбе младшего школьника. Никак не обойтись без условий развития учебной мотивации.
Развитие самоконтроля и самостоятельности школьника, возможность самостоятельно принимать решения, предоставление свободы выбора. Родители и школьники сами выбирают уровень программы обучения, заданий, вид занятий и формы контроля. Свобода выбора для ребенка дает чувство хозяина. За выбором действия ученик испытывает большую ответственность за полученные в итоге результаты.
Происходит внешнее снятие контроля. За результаты обучения минимизируются наказания и награды. Иначе внутренняя мотивация ослабевает. Иными словами, ребенок будет стараться только из-за наград. А если вдруг провал, то последует наказание. Наоборот нужно помогать малышу в неудачах, поддерживать его. Ведь неудача – это и есть наказание.
Задачи обучения исходят из интересов, запросов и устремлений школьника. Результаты обучения должны быть значимы для школьника и соответствовать потребностям. Когда ребенок начинает взрослеть, у него появляется потребность в структурировании будущего.
Складывается представление и школьник начинает понимать, как важна учеба и что она будет значить в дальнейшем. Однако внутренняя школьная мотивацияхорошо формируется у старшеклассников.
Урок должен проходить так, чтобы ученик заинтересовался. Например, необычное изложение учебного материала, споры, дискуссии, занимательность, использование познавательных игр и т.д. Поэтому учеников в классе необходимо включать в совместную деятельность.
Отношения между учеником и учителем должны складываться на доброжелательной нотке, чтобы ребенок мог спросить у него совета. В классе сохраняется атмосферадоверия, сотрудничества, взаимного уважения. Радость и интерес основывается на переживаниях малыша на уроках.
Однако поощрять учащихся нужно, но пусть это будет не за хорошую учебу, а за успех, скорее за его действия.
С взрослением появляются новые социальные мотивы. Они связанны с ответственностью и чувством долга. У младших школьников появляется смысловая ориентировочная основа поступка. Ученик начинает адекватно оценивать будущее действие поступок. Снижается непосредственность и импульсивность поведения школьника. Теперь от этого поведения идет переход к реальным действующим мотивам.
Большую роль играет формирование учебных мотивов. В данном возрастном периоде хорошо развивается учебно-познавательная мотивация.
Широкие социальные мотивы крепко связаны с желанием выполнить свой долг, стремлением получить знания, с пониманием чувства ответственности и надобностью учиться. Сюда также относится желание подготовиться к выбранной профессии. Но это уже для детей старшего возраста. У младшего школьника за период учебы желаемая профессия может смениться.
Узкие социальные мотивы или как их называют по-другому позиционные мотивы, связаны со стремлением занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, место в отношениях с окружающими, заслужить у них авторитет. Мотивы связаны в стремлении получить удовлетворения от общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, от налаживания контакта с другими людьми.
Есть такая «мотивация благополучия», проявляется в стремлении получать одобрения только со стороны родителей, педагогов, товарищей. «Престижная мотивация» проявляется у детей стать одним из лучших, занять первое место.
Социальные мотивы состоят в том, что школьник стремится осознать, проанализировать формы, способы своего взаимоотношения и сотрудничества с товарищами по классу и педагогами. Это важная основа совершенствования личности, самовоспитания.
Также встречаются мотивы, связанные со стремлением избежать неприятности, которые возникают, когда ребенок не хочет учиться. Например, неуважение со стороны одноклассников, плохие отметки. Все это относится к отрицательной мотивации.
Процесс учения необходимо построить так, чтобы мотив совпадал с собственным мотивом ребенка. Здесь руководствует способ получения в учебной деятельности, а не сам результат.
В конце дошкольного возраста вначале школьного возраста ребенка начинается этап познавательной потребности. А именно потребность в умениях, новых знаний. Она реализуется в общественных условиях в учении, которая создает малышу социальную позицию.
У детей школьного возраста возникает новообразование. Оно характеризуется изменением мотивационного плана и формирование внутренней позиции ребенка. Мотивация необходима для овладения учебной деятельностью.
Учебная мотивация имеет специфические факторы:
· Она определяется образовательным учреждением, образовательной системой.
· Организацией образовательного процесса.
· Субъективные особенности обучающегося школьника. Это пол, возраст, уровень притязаний, интеллектуальное развитие и т.д.
· Субъективные особенности учителя, его отношение к ученикам.
· Специфика учебного предмета.
Мотивационная система, характеризуется устойчивостью, направленностью, динамичностью.
Мотивы закладываются в сам процесс учебной деятельности: интерес-занимательность, интерес к происхождению, сути явлений, интерес к фактам. А также творческий, поисково-исполнительный и исполнительный.
Все мотивы важны в учебной деятельности, так как она является совместной деятельностью педагога и младшего школьника.
Доказано, что у младших детей познавательная мотивация играет меньшую роль, нежели социальные мотивы. Личность ребенка раскрывается, если у него хорошая успеваемость.
У отличников завышена самооценка, уровень притязаний широко развивается под семейными установками, престижная мотивация. Приходя в школу, они обладают самосознанием и мотивацией. Обычно школьник подготовлен, и престижная мотивация подкрепляется педагогом.
Когда малыш переходит в средние классы, у него теряется социальный статус и у отличника снижается уровень успеваемости. В этот момент у школьника появляется «аффект неадекватности». Ребенок чувствуется себя несправедливо обиженным, неуспех списывает на внешние факторы, становится агрессивным к тем людям, которых считает виноватыми в его неудачах.
Троечники отличаются низким уровнем тревожности, им не нужно поддерживать статус в классе. Обычно они не претендуют на хорошую отметку.
Среди сверстников самый низкий статус имеют неуспевающие ученики. Им обычно предписывают отрицательные качества, они принимают оценки от учителей. У ребят занижена самооценка.
Для неуспевающих учеников служит мотив избегания неудачи. Малыш боится получить плохую отметку и получить наказания от родителей. Тогда появляется отрицательный фон учебы.
Зачастую родительские притязания приводят детей к снижению неуспеваемости, учебной тревожности и боязни неудач. И все из-за родителей, которые хотят, чтобы он был лучше всех.
Главную ценность школьной жизни, малыши получают в детстве. Если родителей интересуют только оценки, кто какие получает, то у ребенка вряд ли проявится познавательная ценность учения. На уровне эмоций, тревог, оценок малыш от семьи получает другие ценности. Теперь нет смысла беседовать с ребенком о пользе знаний.
Для неуспевающих школьников существуют рекомендации, которым стоит следовать:
· На знаниях личностных особенностей, выбирается способ индивидуального подхода к школьникам.
· Развивать познавательность интересов детей спомощью осваивания и расширения кругозора. Замечать нужно даже самыенезначительные успехи. Только не делать из-за этого шоу и грандиозную неожиданность.
· Обеспечить на занятии позитивной восприятие учебной деятельности и ситуации, преобладание положительных эмоций, атмосфере дружелюбности.
· Укрепляются позиции не противопоставления себя другим.
· Замечания учителя не должны эмоционально окрашиваться и обсуждаться. Ребенка подвергать критике необходимо в конкретных действиях. Задевать личность малыша нельзя.
· Чрезмерная активность и напористость воздействий педагога истощает запас нервной системы. Детские способы самозащиты входят стремление освобождение от старших, негатив, блокировка и конфликтность самопонимания.
Польза такого подхода очевидна и важна для ребенка.
Младший школьник еще не осознает причин, почему ему нужно учиться, потом поступать в престижный вуз, для него слишком непонятно и отдаленно, чтобы быть реальным стимулом к пониманию и усвоению знаний.
У первоклассников еще сильна игровая мотивация. Они воспринимают учебу, как интересное занятие. А также возможность общаться со сверстниками, но не как достижение каких-либо целей.
Игровая мотивация со временем перерастает и развивается в коллективную, социальную мотивацию сотрудничества.
Ребенок принимает задачи и цели родителей за свои цели и задачи. Но придет время, и младший школьник начнет формировать и развивать свои цели и задачи.
Мотив для ребенка младшего возраста – это получения поощрения за успехи. Усиливается момент хорошими оценками в школе.
Иногда приходится повышать мотивацию к учебе. Находится правильный баланс контроля и одобрения. Родители должны показать, что любят ребенка не за оценки, а такой, какой он есть, но все — таки хотите гордиться им еще больше.
Ребенок должен быть обеспечен поддержкой при самостоятельности. Выслушав малыша, нужно критиковать корректно, помогать ему нужно, но не делать за него. Между родителями и детьми создаются доверительные отношения.
Кнут и пряник придется отменить. У ребенка наверняка отпадет рвение к учебе. Это действует только на детей дошкольного возраста.
Следует интересоваться жизнью ребенка, спрашивать какую получил оценку, что проходили в школе, что понравилось большего всего и т.д.
Нельзя отрицать и скрывать собственные ошибки родителям. Ошибиться может каждый, не только дети, но и взрослые. Малышу не нужно думать, что его родители идеальны.
В учебной мотивации младшего школьника должны участвовать учителя и родители вместе. Родители дома устанавливают и развивают одни мотивации, а педагоги используют свои методы по привлечению учеников к учебной деятельности.
Развивать мотивацию младшего школьника нужно в любом случае. Анкетирование поможет определить мотивацию ребенка. А также узнать, что представляет о себе ребенок и как его нужно стимулировать.
К записи "Как оценить мотивацию детей младшего школьного возраста?" оставлено 0 коммент.