Полноценное развитие ребенка школьного возраста предполагает развитие высших психических функций (восприятие, мышление, память, внимание) , познавательной деятельности, коммуникативных навыков.
Необходимо развитие эмоциональной сферы и, непременно, физическое воспитание.
В этом возрасте психика обладает наибольшей гибкостью, что, несомненно, нужно использовать во благо и формировать положительные привычки. Тяга к занятиям спортом является таковой. Нужно пользоваться моментом пока еще полно сил, энергии и тело послушно садится на шпагат, задорно прыгает через козла или играючи проходит по тонкому бревну. В то время когда уже повзрослевшие дяденьки и тетеньки, начиная новую жизнь с понедельника, клянутся себе ходить в спортзал, а каждый вторник нарушают эту священную клятву, заедая все это пирожным. Улучшая физическую форму, человек обязательно приобретает уверенность в себе, это необходимо для развития коммуникативной сферы (а коммуникативная деятельность в подростковом возрасте является ведущей! ) и повышению успеваемости (уверенные в себе подростки охотнее отвечают на уроках) . Кроме того, в будущей взрослой жизни этот человек будет следить за своей физической формой и внешней привлекательностью, что является немаловажным фактором при приеме на работу и продвижению по карьерной лестнице (статистически доказано, что привлекательные люди зарабатывают на порядок больше остальных) .
Физическое воспитание детей школьного возраста имеет цель: развитие разнообразных двигательных умений и навыков и формирование физически культурной личности. Цель глобальная и решается по средством выполнения ряда задач. К ним относятся: формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, плавание, прыжки, лазание, управление статическими позами, действия с различными предметами, преодоление препятствий и т. д. ) ; формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта (правила и техника безопасности выполнения упражнений, влияние занятий на различные органы и системы организма, приемы самоконтроля при выполнении физических заданий) ; оздоровительные задачи (формирование осанки, развитие мускулатуры, повышение сопротивляемости организма вредоносным воздействиям среды, привитие гигиенических навыков) ; воспитательные задачи (воспитание потребности в самостоятельных занятий спортом, привитие любви к активному отдыху, развитие личностных качеств) .
Методика физического воспитания школьников включает в себя практические и теоретические аспекты, а основывается на особенностях развития ребенка в данный возрастной период. Школьный возраст является сенситивным для физического развития и поэтому в этот период наиболее успешно формируется большинство навыков. Активно развиваются все органы и системы организма, разумная физическая активность, несомненно, положительно влияет на этот процесс. Но следует помнить, что чрезмерная нагрузка может привести к плачевным для здоровья последствиям. Теоретические знания помогают ребенку осознать, как занятия сказываются на состоянии его внутренних органов и мышц, осанке, как не навредить себе выполняя то или иное упражнение, приобщиться к активным видам отдыха, развить стремление самостоятельно заниматься спортом и получать от этого удовольствие. Практическую направленность методики реализует логичное применение совокупности средств физвоспитания.
Широко используются следующие средства физического воспитания:
Гимнастика. Незаменимое средство для развития моторной координации, пластичности и грации. Упражнения чаще всего выполняются в комплексе, быстрое переключение с одного движения на другое способствует развитию быстроты реакций. Кроме количественного показателя, учитывается качество и красота исполнения, что требует от ребенка внимания, гибкости, выносливости. Особенно необходимы занятия гимнастикой девочкам, ведь когда-нибудь они неизбежно станут женщинами. А женщина обязана иметь красивую осанку, походку и грациозно двигаться. Это залог ее будущего женского счастья!
Легкая атлетика включает упражнения, развивающие основные двигательные навыки человека, такие как ходьба, бег, прыжки в длину и высоту, метания предметов. Все это пригодится в жизни любого человека. В ходе их выполнения развивается опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная система. А достигнув хороших результатов в метании, выросший ребенок всегда сможет удивить заскучавших у куллера коллег метким броском смятого стаканчика в урну с немыслимого расстояния в 10 шагов.
Ходьба на лыжах также является прекрасным средством развития всех органов и систем, а нахождение на свежем зимнем воздухе повышает сопротивляемость организма вирусным заболеваниям. Ну и повзрослев и заработав свой первый миллион, он конечно отправится в Куршевель и вот там то поразит собравшуюся публику своими незаурядными способностями, ловко заходя на виражи, не забывая подмигивать красоточкам с точеными фигурками и умными глазами.
Плавание. В этом процессе задействованы практически все группы мышц, а благодаря горизонтальному положению тела снижается нагрузка на позвоночник. Также плавание избавляет от физического и психического напряжения, что очень важно для современного школьника, под завязку загруженного домашними заданиями и дополнительными уроками английского.
Игры. Спортивные игры позволяют в интересной форме усовершенствовать полученные всеми вышеперечисленными средствами навыки. Движения направлены на преодоление препятствий встающих на пути достижения цели. Исходя из этого нельзя недооценивать роль игры в развитии личностных качеств школьника. Прежде всего лидерских. У каждого таковые имеются кто-то явный лидер, а у кого-то эти качества скрыты. На данную тему был когда-то давно в стенах Гарвардского университета проведен интересный эксперимент. Создали модель подводной лодки, на которой группа людей должна была решать разные задачи по жизнеобеспечению. Случайным образом выделился лидер – человек, которого все слушались. Экспериментаторы убрали лидера. Началась паника, но продолжалась она недолго, выделился следующий лидер. После чего и его команда лишилась. Так происходило до тех пор, пока людей не осталось двое, и даже в этом случае один из них оказался лидером. Лидерские качества необходимо развивать. Современная жизнь требует активной жизненной позиции и умения самостоятельно решать задачи любой сложности, от этого зависти успех и благосостояние. Успешный человек всегда счастлив, а это самое важное в жизни и то, что каждый родитель желает своему ребенку.
Система физического воспитания — это целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая физкультурная и спортивная деятельность детей. Предусмотрена школьной программой и реализуется в нескольких формах. Кроме уроков физической культуры (не менее 3х раз в неделю) проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до учебных занятий и физкультминутки на уроках) и внеклассные занятия. Последняя форма заслуживает особого внимания, так как зачастую требует участия родителей. Внеклассное развитие физической культуры школьников осуществляется в секциях по видам спорта, секциях атлетической и ритмической гимнастики, плавания, школах танца, туристических походах и др. Школьная программа полностью не удовлетворяет потребностей детей в физической активности и внеклассные занятия необходимы для развития гармоничной личности. Отдавая ребенку в секцию нужно удостоверится, что инструкторы обладают достаточной подготовкой и знаниями в области анатомии и физиологии детей, это снизит возможность получения травм и нежелательных последствий от занятий.
Физическое воспитание и развитие школьника должно иметь систематический характер и основываться на принципах учета возрастных особенностей, ведущей деятельности и увлекать ребенка. Кроме занятий в стенах школы родителям не следует забывать о дополнительных тренировках в секциях.
В наше время существует великое множество кружков и секций предлагающих свои услуги в данной сфере. А если семья ведет активный образ жизни, это безусловно станет залогом успешного развития ребенка.
К записи "Физическое воспитание детей школьного возраста: методика и средства" оставлено 0 коммент.