С началом школьной жизни дети овладевают и развивают в себе довольно много способностей. Для этого еще с самого детского сада им прививали умения воспринимать, запоминать, анализировать получаемую информацию.
Очень важное место в процессе обучения занимает внимательность. Ее развитие зависит от разных факторов. И для того, чтобы разобраться с аспектами, влияющими на формирование личности и успеваемость в учебном процессе, необходимо определиться с понятием внимания, его подвидами, и только после этого можно переходить к диагностики особенностей ребенка. На полноценное функционирование работы мозговой деятельности оказывают психологическое и интеллектуальное развитие индивидуально. Ведь внимание — это активная составляющая общего процесса понимания окружающего мира. Умение сосредотачиваться на определенном объекте, его свойствах и детализации, значительно повышает знание о новом явлении.
Развитие внимания очень зависит от психологических особенностей младших школьников. Каждый обладает индивидуальными свойствами, которые либо мешают ему воспринимать информацию в полном объеме, либо способствуют быстрому усвоению материала. Во многом это зависит от семейного воспитания и положительных отношений с родителями. Если следить за развитием ребенка, помогая ему преодолевать новые ступени в жизни с помощью специальных мер, которые учат малыша постепенно добиваться нужного результата, то это благоприятно влияет на восприятия мира, концентрируясь на главном.
В случае, когда дети слишком избалованы в домашних условиях, им часто сложно ориентироваться и уделять пристальное внимание необходимому объекту, что затрудняет процесс обучения школьной программе. Это связано с тем, что родители ограничивают их от принятия и обдумывания каких-либо решений, не акцентируясь на обстоятельствах ситуации. Так же очень важно психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Гиперактивные школьники тяжело сосредотачиваются на изучаемом предмете, отвлекаясь на посторонние действия и не улавливая необходимую информацию. Это мешает развивать мышление и воображение, тренировать память и правильно воспринимать окружающий мир.
В младшем школьном возрасте дети впитывают информацию, стараясь выделить из нее самое главное и необходимое. Таким образом, начинают развиваться их интеллектуальные способности. Наполняя мозг важными событиями, предметами, ребенок учиться правильно мыслить и рассуждать. И здесь большую роль играет внимательность. Если она имеет явные признаки нарушения, то не способность своевременно получить данные о новом объекте, приведет к неуспеваемости, тормозя все оставшиеся процессы развития личных качеств.
Младшие школьники — это «ходячие» эмоции. Они не способны их должным образом контролировать и уменьшать общее воздействие на мысли, что зачастую мешает сконцентрироваться на одном предмете. Задача педагогов для этого возраста распределить нагрузку и преподнести новый материал так, чтобы ребенок не успел отреагировать излишней эмоцией и в тоже время заинтересовать его, исключая возможность появления посторонних действий и предметов.
Для этого необходимо определить, на каком уровне находится развитие внимательности у ребенка. В нередких случаях помогает предварительная или начальная диагностика младших школьников, чтобы выявить методы дальнейшей работы. Какие тесты и как их применять будет объяснено ниже. Сейчас необходимо выяснить основные понятия, связанные со внимательностью, чтобы знать на что следует сделать акцент. Существуют несколько стадий ее развития, а также классификация по видам и направлениям.
В первую очередь выделяют внимание внутренне и внешнее. Первое больше ориентируется на собственных ощущениях, мыслях и фантазиях. То есть это те процессы, которые происходят внутри ребенка. Чаще всего внимание переключается именно в эту сторону, если в недавнем времени было место событиям негативного или позитивного происхождения, требующие анализа и соответственных выводов. Ребенок может просто предаться фантазии, которая, по его мнению, в данный момент наиболее актуальна для него. Внешнее внимание же сосредоточенно на окружающих предметах или раздражителях. К ним относятся новая и яркая игрушка, громкий шум или активные действия.
Так же внимание можно подразделить на непроизвольное и произвольное. В данной классификации имеется и третий вид, который очень важен в учебном процессе — это после произвольное. Непроизвольное внимание возникает, когда объект не ожидает появление нового предмета, который поражает его яркостью, необычностью, чем привлекает большой интерес к себе. Насколько быстро ребенок переключиться, будет зависеть от своеобразных свойств и действий данного явления. Но также отмечается, что продолжительность такой бурной заинтересованности довольно непродолжительная. Но все эти особенности не лучшим образом отражаются на общем процессе обучения.
Произвольное внимание имеет другие характеристики. Оно обладает целенаправленностью и осознанностью своих действий. Специально переключаясь на необходимый предмет, ученик настраивает все процессы на изучение данного объекта. При этом он контролирует продолжительность своего сосредоточения, объясняя это заинтересованностью или чувством долга при выполнении задания.
После произвольная внимательность является неким продолжением произвольной, характеризуясь полным вовлечением и заинтересованностью процессом, при которых внешние раздражители становятся не актуальными и не имеют никакого влияния на прерывание действия. Такая бдительность не требует никаких усилий над собой и не сопротивляется воли, подразумевая только желание.
Практически все методики диагностики младших школьников основаны на свойствах внимания. Они представлены в виде тестов, которые выявляют уровень его развития. Первая направленность метода должна ориентироваться на определение некоего объема внимания. Таким способом проверяется сколько объектов ребенок может одновременно воспринимать, учитывая все их особенности, давая четкую характеристику каждому. Для этого часто применяется «Корректурная проба». Ученик должен за установленный промежуток времени найти и зачеркнуть, в предлагаемой таблице букв, именно те, которые требует педагог. Задание проходит четко слева направо, учитывая скорость и точность. Данный тест можно использовать для проверки концентрации внимания.
Второй метод не менее важен. Он основан на изучении устойчивости внимания, что характеризуется способностью продолжительное время удерживать увлечение школьника на определенном задание или объекте. Здесь часто применимы тест, который описывался в первом случае, либо метод Пьерона-Рузера, включающий в себя закодированные знаки. Задача здесь довольно простая. В главной карточке указаны образы знаков, далее в таблице приведены эти же объекты, исключая некоторые элементы. Учащийся должен восстановить за короткий промежуток времени все недостающие составляющие.
Следующие методы диагностики школьников ориентированы на концентрацию и распределение внимания. При этом очень важно учитывать интенсивность, т. е. сколько энергии из нервной системы ребенок тратит на выполнение задания. Для проверки концентрации можно применять любой метод исследования, потому что каждый из них требует сосредоточенности. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возникали разного рода действия и предметы, отвлекающие внимание.
Метод, основывающийся на исследовании распределения, главной задачей ставит одновременное сосредоточение на нескольких объектах или действиях. Ярким примером такого внимания служит обычная классовая процедура, при которой дети и слушают учителя, и записывают информацию в тетрадь или открывают учебник. Для выявления таких особенностей можно использовать методику Рыбакова. Она заключается в создание бланка с определенным количеством ноликов и крестиков в каждой строчке. Школьник должен вслух считать элементы по горизонтали, не прерываясь и не используя для этого свои пальцы.
Последнее свойство имеет немаловажное значение в организации психологической активности ребенка. Ученику необходимо обладать переключением внимания, если не в совершенстве, то хотя бы с показателями выше средних. Это определенная способность переходить от одного объекта к другому при появлении новых задач. Развивая ребенка в данном направление, обеспечивается в дальнейшем умение быстро ориентироваться в непростых ситуациях. Для этого чаще всего применяют методику «Красно-черной таблицы». В ней указываются цифры 1-12 на каждый цвет вперемешку. При первом задании ученик должен указать все числа красного оттенка, при втором, наоборот, — черного. Третий тест совмещает первые два. Необходимо показать и произнести красные числа в порядке возрастания, а черные — в порядке убывания. Задача становится довольно сложной, когда чередуется каждая цифра. Например, 1-красная, 12-черная; 2-красная, 11-черная и т. д.
Далее необходимо провести анализ работы. Благодаря тому, что каждое задание фиксировалось с помощью секундомера, будет довольно просто сделать выводы, основываясь на полученных показаниях. Для этого необходимо найти разность между выполнением третьего теста и суммой времени, которое потребовалось для прохождения первого и второго задания. Этот результат будет говорить, насколько быстро или медленно ученик переключает свое внимание от одного объекта к другому.
Для того, чтобы заставить ребенка сосредоточиться, необходимо преподносить ему новый материал не только в интересной интерпретации, но и разбавляя его яркими картинками, интригующими фактами, неожиданной концовкой. Важно создать мотивацию для желания учиться. Это не должно только ограничиваться в поощрительных методах, до ребенка следует донести информацию о том, насколько изучаемый предмет может быть полезен в будущем и применим в настоящем. Развивая именно произвольное внимание у младших школьников, формируются личные качества, заключающиеся в воспитании собственной воли и способности замечать/запоминать/выделять важные моменты из изучаемого предмета. Это также положительно влияет на психологическое состояние, придавая уверенность. Произвольное внимание расширяет границы умственных возможностей ребенка. При этом оно помогает развиваться в интеллектуальном направлении.
Стоит учитывать, что методики диагностики школьников на внимательность применимы не только в рамках школы, но и актуальны в домашних условиях. Таким образом родители сами могут развивать способности своих детей, проходя тренировочные тесты не реже одного или двух раз в неделю. Приобретая специальную литературу, включающую всевозможные задания на внимательность, ребенок будет постепенно более легче запоминать изучаемый материал, видя в нем главные аспекты. Такие способности ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в обычной жизни.
Лучше всего сочетать методическую программу со специализированными кружками, секциями, направленными на развитие внимания, памяти, воображения. Следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, чтобы не поспособствовать перенапряжению, что приведет к полному отказу и отвращению к учебе. Родителям необходимо помнить: развитие их детей в первую очередь зависит от них. Уделяя достаточно времени их образованию и умению, можно добиться высокой успеваемости и быстрого выполнения домашнего задания.
Сделав немного усилий над развитием внимательности, памяти и воображения в младших классах, в старшей школе ребенок будет способен легче воспринимать и обрабатывать новую информацию, выделяя главное.
К записи "Диагностика младших школьников на внимательность" оставлено 0 коммент.