Главная » Интересно » Взаимоотношения учителя и ученика: основные проблемы взаимоотношений
06
Apr

Взаимоотношения учителя и ученика: основные проблемы взаимоотношений

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Процесс получения новых знаний учащимися в современных реалиях невозможен без таких составляющих, как педагог и ученик, именно эти объекты учебно-воспитательного процесса считаются основополагающими, а успешность их взаимодействия определяет качество знаний.

Тема взаимоотношения учителя и ученика считается одной из самых простых в педагогике, поскольку оба эти субъекта образовательного процесса легко поддаются описанию и категоризации. С другой стороны, проблема взаимоотношения учителя и ученика является достаточно трудной, ведь когда речь заходит о человеке, его поведении, воспитании или целостности восприятия мира, простыми шаблонными фразами обойтись невозможно, ведь каждый на земле – уникален. Именно поэтому данная тема в педагогическом мастерстве является до сих под одной из самых изучаемых, а публикации, посвященные учителям и ученикам – одними из самых частых в периодических изданиях. Школа – понятие, которое уже не одно тысячелетие активно используется обществом, и до сих пор человечество не нашло способа передать знания без помощи человека. Конечно, постоянно проводится автоматизация этого явления, особенно в нынешнее время, когда кажется, что всем миром правят компьютеры, но даже они требуют присутствия человека, его правок или программ.

Как бы этого не желали отдельные ученики, их родители или другие заинтересованные лица, современный процесс обучения невозможен без активного участия учителей, готовых передавать свои знания, а также контролировать процесс их усвоения. Однако, взаимодействие между людьми невозможно назвать прямым и единогласно толкуемым, ведь при общении активную роль играют такие факторы, как настроение, тип темперамента, личные симпатии или даже погода. Все это может стать причиной как недопонимания, так и открытых конфликтов между объектами учебно-воспитательного процесса. Не стоит также забывать и о том, что если ученик в силу определенных обстоятельств не находит общий язык с педагогом, то так правило в этот конфликт вступает и ещё одна сторона, а именно родители. Стоит ли говорить о том, что даже если взрослые и понимают степень вины своего ребенка, то они предпочитают умалчивать об этом, делая акцент на такой, столь распространенной формулировке, как неспособность учителя заинтересовать. Там же, где появляются родители, чаще всего в конфликт вмешивается и администрация, которая готова на многое для того, чтобы удержать квалифицированного учителя, но доставляющая немало неприятностей ему многочисленными проверками, отчетами и пояснительными записками, что несомненно отвлекает от основного вида деятельности, предоставления педагогических услуг.

Педагог, в отличии от того, как принято считать в современном обществе, это не машина, которая готова держать все под контролем, работать без отдыха и по первой просьбе родителей, правда, чаще всего это бывает требование, уделять все внимание конкретному ребенку. Учитель – обыкновенный человек, который выбрал себе не простою, но увлекательную профессию, у него может случиться недомогание, он имеет право на скверное настроение или хандру, однако, профессиональный этикет предписывает оставлять все проблемы за порогом той классной комнаты, в которой он проводит урок. Именно это зачастую и отличает мастера от новичка или же человека, который просто отбывает повинность, а не делает свою работу с душой. Если каждый задумается о самом любимом преподавателе в школе, то первое, что восстает в памяти – открытая улыбка, добродушие и оптимизм. Будучи взрослыми, многие осознают, что вероятнее всего, у этого человека тоже могли быть какие-то проблемы или плохое настроение, но эти негативные факторы никогда не влияли на ход урока или отношения к ученикам.

Помимо этого, идеальным может называться тот учитель, которые не выделяет любимчиков, а в каждом видит личность со своими достоинствами, сильными сторонами и недостатками. Умелый педагог стремится минимизировать негатив в своих учениках, но делает это не напрямую, в то же самое время, похвала за достижения или успехи открыто звучит из уст учителя. Секрет успеха во взаимодействии – принятие ребенка таким, каким он является, отсутствие желания уровнять всех, сделать их послушными, а значит запуганными. Другими словами, учитель должен быть готовым к тому, что ученик может иметь ошеломляюще успехи в изучении какого-нибудь предмета, но в тоже время постоянно получать выговоры относительно поведения. Профессионал никогда не будет смешивать эти два понятия, замечания – это одно, а успехи в учебе – совсем другое, как хорошее, так и плохое должно в обязательном порядке фиксироваться в дневнике или классном журнале, но снижение оценки из-за поведения – прием молодых учителей или же тех, кто не считает себя хорошим специалистом.

Отношения учителя и ученика, как правило, не ограничиваются взаимодействием, связанным только с процессом получения знаний. Пояснение нового материала, контроль за его усваиванием, тренировки и практика, естественно являются приоритетными, но дети всегда готовы поделиться какими-то радостями и проблемами, попросить совет или рассказать то, что затронуло их во время урока. Учитель же, в свою очередь, должен быть тактичным и внимательно относится ко всему тому, что говорят ученики, это поможет ему лучше понять их, а значит найти точки соприкосновения и таким образом заинтересовать. Учитель в некотором роде похож на актера – та же импровизация, умения сдерживать чувства, проявлять креативность в различных нестандартных ситуациях и постоянная жизнь у доски, как на сцене. Харизматичность – увлекает, нестандартность – заставляет полюбить предмет, а личность учителя становится основой многих свершений в жизни, уроки, которые ребенок запоминает на всю жизнь, вспоминаются ими гораздо чаще нежели об этом думают учителя.

С другой стороны, дружелюбный тон, шутки и веселые замечания могут стать причиной несерьезного восприятия педагога его учениками. Это также проблема, ведь учитель должен быть авторитетом для ученика, панибратские отношения ни к чему хорошему не приведут, ведь это отсутствие уважения, а значит источник проблем как в знаниях, так и воспитании. Не стоит также забывать и о том, что администрация школы имеет право и даже более того, обязана контролировать успехи учащихся, а о каком открытом уроке может идти речь, если учитель воспринимается как друг и все его слова обязательно ставятся под сомнение. Авторитет, не смотря на не слишком педагогичное определение этого понятие, это ключ к наведению порядка в классе, наличие рабочей обстановки и нормальной дисциплины. Эти компоненты несомненно помогают успехам в процессе получения знаний, но иногда делают невозможным близкий контакт учителя с учеником, считается, что строгий педагог не в силах понять проблемы школьника, однако это не всегда так.

Если говорить о проблемах, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия учащегося и учителя, то существует такой аспект, о котором все предпочитают умалчивать и делать вид, что в школе этому места нет. Речь идет о влюблённости, достаточно распространенном явлении, которое упорно отрицается официальной педагогической этикой, не рассматривается, как объект научных работ и попросту умалчивается учителями. Считается, что право влюбиться в учителя имеют только учащиеся старших классов, да и то только в том случае, если педагог молодой и привлекательный. На самом деле, учащиеся младших классов гораздо более часто влюбляются в учителей, правда выражают они это по-своему, отвратительным поведением, ревностью к одноклассникам или желанием прикоснуться к педагогу. Классоводы, которые хоть раз становились объектом влечения четко выделяют проявления первых признаков влюбленности и сразу же устанавливают правила, которые помогают ученику успешно получать знания без ущерба дисциплине. А вот те, кто работают в старшей школе, иногда кажутся абсолютно беспомощными в подобных ситуациях. Все дело в том, что влюбленность учеников может иметь достаточно неприятные последствия, такие, к примеру, как ночные звонки с объяснениями в любви или же грубость, отказ выполнять задания во время урока. Правильного и четкого алгоритма действий в подобных ситуациях нет, необходимо действовать по обстоятельствам, но то, что точно не стоит делать учителю, так это вовлекать администрацию и общественность, максимум – школьный психолог, да и то только в том случае, если педагог абсолютно уверен в его профессионализме и возможности оказания реальной помощи. Один из возможных способов – откровенный разговор учителя с учеником, он будет трудным, педагог будет смущаться не менее ученика, но это важный шаг, который поможет преодолеть временные трудности, вселит надежду, но не станет препятствием при проведении уроков.

Взаимоотношения учителя и ученика в обязательном порядке должны быть дружелюбными и без агрессии, злость и боязнь не станут помощниками в процессе обретения знаний. Однако в тоже время, дружелюбие не должно перерастать в панибратство, авторитет учителя должен быть безоговорочным и непререкаемым, ведь это — основа процесса взаимоотношений, необходимое условие для возможности получать знания и добросовестно выполнять работу по их предоставлению.

Автор:    

К записи "Взаимоотношения учителя и ученика: основные проблемы взаимоотношений" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)