С самого начала и до сего дня человек в различных сферах жизни ежедневно взаимодействует с другими людьми, поэтому воспитание качеств коллективной работы и коллективных взаимоотношений проводится с малых лет. Организация ученического коллектива – важная работа, в процессе которой дети начинают чувствовать ответственность, учатся принимать совместные решения, высказывать свое мнение и принимать мнение других, участвовать в общественной деятельности.
Задание педагогики – воспитание личности и это воспитание осуществляется в ученическом коллективе и через ученический коллектив. Коллектив – это не просто собрание людей с одной целью. Главной чертой коллектива являются связующие отношения, которые существуют между всеми его членами. Отношения в коллективе могут быть как деловыми, так и личностными, но чаще всего они идут параллельно.
Сформированный коллектив характеризуется налаженностью и прочностью отношений, все его участники умеют взаимодействовать между собою непосредственно. Коллектив не приемлет узкогрупповых объединений и антипатий.
Педагог А.С. Макаренко называет коллектив социально-живым организмом, который так же, как и внутренний организм, имеет необходимые органы, ответственные за определенную работу и взаимосвязанные между собою. Только благодаря этой взаимосвязи обеспечивается полноценная жизнедеятельность коллектива. А вот группу без наличия соотношений всех членов, педагог называет просто толпой или сборищем.
Ученическим коллективом можно назвать социально-мотивируемое объединение, в котором:
— организованы доброжелательные отношения между всеми участниками;
— члены группы самостоятельно могут решить организационные вопросы;
— каждый из учеников понимает свою ответственность перед остальными и безоговорочно выполняет свои обязанности;
— участники группы совместно стремятся к успеху, радостно встречают победы и достижения каждого своего члена;
— духовные отношения между школьниками находятся на уровне крепкой дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи.
Коллектив невозможно создать сразу, для этого требуется определенное время, в процессе которого, под умелым руководством классного руководителя, ученики постепенно занимают свои значимые роли и проходят несколько периодов развития.
Этапы развития характеризуются отношением группы учащихся к требованиям, которые предъявляет педагогический процесс бучения и воспитания.
На первом этапе развития учеников объединяют общие требования, представленные со стороны школы, учителя. Они находятся в одном классе, обязаны изучать один и тот же материал, и это главная причина их общения. Воздействие на каждого члена группы в это время имеет только педагог.
На втором этапе формируется актив класса, который задает общественное мнение, предлагает и организовывает виды деятельности, эффективно помогает классному руководителю.
На третьем этапе в организацию общественной деятельности включается каждый член коллектива, у каждого есть возможность предлагать свои идеи, высказывать мнение и свою точку зрения. Члены коллектива легко меняются обязанностями, выполняют те или иные роли в самоуправлении класса. Работа классного руководителя становится в это время спокойной и организованной, ведь его коллектив умеет правильно и дружно решать возникающие вопросы на демократической основе.
Средства для воспитания ученического коллектива
Главными методами воспитания ученического коллектива являются активное вовлечение учащихся в различные виды содержательной деятельности и организация этой деятельности в русле сплочения, объединения, создания дружеских и работоспособных отношений между членами группы.
Среди видов совместной деятельности:
— учебная работа;
— внеклассные мероприятия;
— общественная деятельность;
— культурно-массовые мероприятия.
Задачи педагога на этапе формирования коллектива:
— предъявить твердые требования;
— воспитать актив класса;
— организовать работу в разных направлениях (учебную, трудовую, спортивную, культурно-эстетическую, оздоровительную) с целью налаживания совместной деятельности и сплочения коллектива;
— способствовать формированию правильного общественного мнения группы;
— вместе с учениками создать доброжелательные традиции коллектива.
Дружный ученический коллектив – это лучшее место для полноценного развития личности школьника, ведь именно из-за отсутствия коллективизма и налаженности отношений многие дети страдают в школьные годы. Задание педагога – сделать все возможное, чтобы воспитать настоящий коллектив.
К записи "Ученический коллектив: его создание и развитие" оставлено 0 коммент.