Великие умы педагогической науки, а именно Макаренко А. С. , Сухомлинский В. А. , считали в свое время, что школе принадлежит ведущая роль в воспитании. Ведь учебное заведение не только давало знания, но и расширяло рамки общей культуры.
Сегодня ситуация несколько изменилась, потому как большинство родителей достаточно грамотны в вопросах воспитания и образования. Однако, это нисколько не умаляет важной роли учебного заведения. Она и по сей день является не просто учреждением, в котором можно получить узкий круг знаний из определенной области, но и своеобразным социальным институтом, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками, проявлять себя в общественно-значимом труде.
С течением времени школа не может не видоизменяться, отражая проблемы государства и общества, но, тем не менее, она передает своим подопечным и весь предыдущий положительный опыт, накопленный старшими поколениями.
Как бы там ни было, ребенок приходит в школу в возрасте 7 лет, когда основы нравственного воспитания уже заложены семьей. Поэтому положительный результат в воспитании ребенка может дать слаженный тандем — учитель + родители. Когда представители семьи и школы выступают в качестве противоборствующих сторон, это не приносит блага ни одной из них, а самое главное, самому ребенку тоже.
Воспитание детей в школе не может строиться на одинаковых подходах, поскольку дети к семи годам имеют сформированные понятия относительно личной гигиены, культуры поведения, навыков общения и общего кругозора. Имеет значение и социальный статус семьи, который, несмотря на стремительное развитие науки и техники и общего кажущегося благополучия, желает лучшего.
Понятие неблагополучной семьи не ограничивается только пьянством родителей. Хотя, именно в этом случае школа выступает в роли стабильной опоры для ребенка, где он должен ощутить доброе к себе отношение прежде всего со стороны взрослых, поскольку дети не всегда миролюбивы к одноклассникам, которые не могут поделиться интересной игрушкой или сладостью, принесенной из дома. Да и внешний неухоженный вид вызывает порой пренебрежительное отношение у окружающих ребят.
Совсем не случайно, такие проблемы современной школы привели к необходимости иметь в штате каждого учебного заведения социального педагога и психолога. Правда, если социальному педагогу достаточно для выполнения своих должностных обязанностей владеть нормативно — правовой базой и иметь доброе сердце, то уровень подготовки школьного психолога далеко не всегда соответствует необходимым параметрам.
Во многих школах работа психолога ограничивается лишь проведением планового тестирования и выступлением перед родительской общественностью и педагогическим коллективом по общим рекомендательным вопросам, когда главное — доверительная, индивидуальная работа, как с родителями, так и с подростками.
Иногда, даже при наличии в школе грамотного опытного психолога, препятствием в оказании помощи детям из неблагополучных семей становится необходимость письменного разрешения родителя на проведение работы с детьми. В старших классах ребенок сам в начале учебного года дает или не дает такое письменное согласие. А между тем девиантное поведение подростков — это серьезная психологическая проблема, которая часто признается следствием неблагополучной ситуации в семье.
Конечно, подростковый переходный возраст накладывает свой отпечаток и слабые стороны развития общества тоже зеркальное отражение негативной модели поведения, но и иждивенческое отношение к государству родителей, трудовая инфантильность не могут не воздействовать на ребенка, если он живет в этой среде.
Школа в данном случае может оказать воздействие путем организации профилактической работы, так и реабилитационной, что по вышеуказанным причинам не всегда возможно. За рубежом, откуда и питается внедряемая в Российские школы демократическая система воспитания, девиантность детского поведения выделена в отдельную область науки, что чуждо пока для опыта России.
Дело в том, что неблагополучие семьи порой кроется в нежелании родителей заниматься воспитанием своего ребенка. То есть они не злоупотребляют спиртным, в материальном плане семья ни в чем не нуждается. Однако, считают своим долгом обеспечить материальное благополучие ребенка, а все остальное пусть ляжет на долю школы.
А ребенок не просто приходит в школу, чтобы провести там полдня и то, что равнодушным родителям вовсе не кажется серьезной проблемой, некоторые дети воспринимают очень остро. Часто, в такой ситуации, подростку особенно нужно внимание родителей, а их раздражают «мелочи» жизни их чада, что приводит к еще большей замкнутости или агрессии со стороны ребенка.
Семья может быть полноценной с точки зрения полного состава родителей, но крайне противоречивой в плане воспитательных приемов. И эти противоречия вскоре начинают проявляться в поведении ребенка. Свою душевную неустроенность он выплескивает на одноклассников, учителей.
Тенденция к безнаказанности и борьбе за права ребенка приобретает в современной школе весьма неожиданный оборот, когда к учителю предъявляются очень жесткие требования, а рычагов, воздействовавших на нерадивость родителей, попросту нет.
С другой стороны, если раньше неурядицы в семье считались делом семейным, куда «носу совать» не следует, то сегодня школе надлежит быть в курсе методов семейного воспитания. Учебное заведение выступает для родителей в качестве просветителя в вопросах пагубных привычек подростков, где новомодным веянием является употребление наркотиков. Дети, «хлебнувшие» сполна испытаний, порой осведомлены в этих вопросах лучше взрослых. Одним нужна медицинская помощь, другим психологическая, а третьим элементарно доброе отношение. И все это ложится на плечи школы.
Всего пару десятилетий назад в классе находилось по 40 учащихся и сегодня сами родители нынешних учеников поражаются, как учитель справлялся с таким количеством детей, успевал всех спросить, поставить оценки, подготовить внеклассное мероприятие. Но работать с таким количеством детей одинаково, значит, подгонять их под общепринятые рамки и нормы.
Сегодня роль школы в воспитании детей с особыми творческими наклонностями выходит на совершенно новый уровень, а господствовавшие столько лет ориентиры на некоего среднего ученика остались в прошлом. Не случайно характер образования и воспитания поменялся с традиционного на личностно — ориентированный, где работа с одаренными детьми занимает особое, приоритетное место.
Удручает тот факт, что молодых специалистов, способных вдохнуть жизнь в воспитательные традиции «новой» школы, не сыщешь днем с огнем, а педагоги старой закалки порой не могут перестроиться на новые методы обучения и воспитания, когда педагог не над учеником, а вместе.
Важно, в суете школьных будней, разглядеть глубинный потенциал каждой личности, независимо от социального статуса и успеваемости. Хотя, у кого-то этот потенциал и есть способность к научным познаниям. Для другого, возможностью раскрыть себя может стать спортивная деятельность или художественное творчество.
Поэтому, независимо от развития самостоятельных школ искусств и детских домов творчества, где посещение кружков, как правило, платное, учебное заведение открывает доступ к кружкам различной направленности для всех желающих. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему и не каждый родитель имеет возможность самоотверженно возить своего ребенка на тренировки в спортивный клуб или на хореографию. Дело школы и здесь найти возможность для расширения диапазона кружков и секций. Другое дело, если проблема состоит в отсутствии специалистов.
Проблема в воспитании одаренных детей в области наук сводится к тому, чтобы они не растеряли свою тягу к знаниям в общей массе, потому как мнение сверстников для них порой имеет большее значение, нежели похвала учителя. И здесь объединенные усилия родителей и учителей бесценны, когда нужно поддержать ребенка, повысить его самооценку, научить оказывать достойное сопротивление окружению, у которого другие приоритеты.
Истинная любовь, как педагогов, так и родителей проявляется прежде всего в признании уникальности личности. Не даром зазвучал в стенах школы такой термин как «толерантность». Задача школы развивать в детях это чувство терпимости к другому человеку, независимо от его суждений, убеждений, способностей. Каждый имеет право иметь свое мнение и не должен по этой причине вызывать ненависть окружающих. Многие родители иногда недооценивают своей роли в развитии творческого потенциала ребенка, а исследования говорят как раз о том, что каждый ребенок старается соответствовать ожиданиям близких людей.
Несомненно, ведущая роль в воспитании принадлежит личности педагога, который сможет оказать поддержку высокоразвитой личности вовсе не в форме директивности. Комфортные отношения в классе залог успешного обучения. Исследования свидетельствуют, что больше всего в «своем» учителе нуждаются дети высокого интеллекта. Возможно, в скором будущем высокие технологии сделают свое дело и школа перейдет на сугубо компьютерное обучение, но это будет уже совсем другая школа. Увы, заменить нравственное и духовное воспитание никакая машина не в силах.
Длительный процесс воспитания не так заметен сразу, как хотелось бы. Он требует терпения и самоотдачи, как педагогов, так и родителей и совместные усилия обязательно принесут свои плоды.
К записи "Роль школы в воспитании детей" оставлено 0 коммент.