Главная » Интересно » Репетитор для школьника: мода или необходимость?
24
Oct

Репетитор для школьника: мода или необходимость?

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Образование не относится к тем сферам жизни, на которых можно и нужно экономить. Но всегда ли оправдано обращение к услугам репетитора? Бывает так, что проблема лежит совершенно в другой сфере.

В царские времена репетитором называли тех учителей, которые следили за выполнением домашнего задания учениками закрытых учебных заведений. А в наши дни репетитор — это тот, кто проводит дополнительные, индивидуальные и чаще всего платные занятия, помогая ученикам усвоить то, что сложно поддается пониманию.

Репетиторов чаще всего нанимают перед экзаменами или поступлением в университеты и институты, особенно когда выбран престижный вуз, славящийся высоким уровнем требований к абитуриентам и непомерно большим проходным баллом. Так же всегда востребованы репетиторы по иностранным языкам, так как ученики, выпускающиеся из общеобразовательной школы и поступающие на специальность, где языки — один из основных предметов, не хотят уступать в своем уровне подготовки поступающим туда же ученикам гимназий и лицеев с углубленным изучением языков.

В таких случаях действительно без репетитора обойтись сложно. Такая же ситуация у поступающих в медицинские вузы — для поступления необходимы дополнительные знания по биологии и химии, с ними желаемое место в вузе становится ближе. В этом случае репетитор тоже является практически единственным способом получить знания сверх школьной программы перед поступлением.

Так же частый случай, когда репетитор необходим — слабый уровень подготовки школьного педагога. Далеко не все учителя стремятся непременно донести до учеников знания и проявить в этом вопросе достаточное терпение. Уровень полученных таким образом знаний проявит себя сразу же как только ученик окажется в другой среде, где с учениками занимался педагог более сильный или более заинтересованный.

Этот вариант, безусловно, самый обидный для ученика и его родителей — им приходится платить за то, что ребенок должен получать без финансовых вложений. И еще есть вариант — сильные пробелы в знаниях по вине ученика. Ведь достаточно один раз не выучить уроки и неусвоенный материал начинает расти изо дня в день в геометрической прогрессии.

Кстати, лень может быть совершенно не при чем в этом варианте неуспеваемости. Ведь все люди разные и знания тоже не даются одинаково всем людям. По одному предмету ученик может схватывать все на лету, а для понимания основных понятий другой дисциплины ему нужно больше времени, чем дается на стандартных уроках и он не успевает за всем классом. Репетитор для школьника необходим в том случае, если он часто болеет и в связи с этим отстает от школьной программы.

При подготовке к экзаменам, особенно ЕГЭ, тоже бывают необходимы занятия с репетитором. Резкое снижение успеваемости так же является сигналом к тому, что ребенку возможно не помешает помощь репетитора. О том же самом можно судить по записям в дневнике о плохом поведении. Учить пропущенный или непонятный для ребенка материал можно и без дополнительной помощи, в том случае если у родителей хватает на это терпения и есть свободное время.

Нанимать и выбирать репетитора нужно только при непосредственном участии ребенка, иначе толку от такого преподавания будет еще меньше чем в школе. Но вообще жалобы учителей на то, что ребенок отстает от школьной программы в классе, не должен заканчиваться на вызове репетитора. Это так же может означать что ребенку требуется помощь психолога для адаптации в классе.

Поэтому при наличии школьного психолога нужно поговорить с ним или же обратится к стороннему специалисту. Так же по рекомендации можно попытаться нанять своему ребенку репетитора- психолога по совместительству или чередовать занятия по трудному предмету с приемами у психолога. В некоторых кругах ходит мнение, что преподаватели некоторых предметов намеренно устраивают учебный процесс таким образом и так ведут занятия, чтобы дети не успевали и обеспокоенные проблемой успеваемости родители обращались к ним же за дополнительными уроками.

Вряд ли это правда, учителям не выгодно целый день попусту терять на уроках, а после еще и идти на дополнительные занятия. Так же невыгодно это и детям — как в материальном плане, так и в плане потерянного времени. И если в случае тяжелой болезни это оправдано, то посещать уроки, которые не понимаешь а потом еще раз проходить эти уроки в другом месте — колоссальная потеря времени. Если ребенок хорошо усваивает полученный материал — репетитор не нужен даже перед экзаменами.

Так же не нужен репетитор в тех случаях, если родители требуют от ребенка учится только на пятерки, без четверок. Возможно так же, что плохая успеваемость возникла у ребенка из-за перегруженности дополнительными кружками и секциями, в этом случае занятия даже с самым лучшим репетитором только ухудшит дело. Услуги в качестве репетитора предлагают тысячи человек по всему городу, репетитора сейчас можно найти по любому предмету.

Репетитор для ребенка может быть найден через объявление в газете, специализированные интернет-ресурсы, по рекомендациям знакомых или пригласив когда-то уже работавшего с ребенком преподавателя. Так же существует множество специальных компаний, которые объединяют множество репетиторов в своей постоянно обновляющейся базе. Обычно репутация действительно грамотного репетитора начинает сама на него работать и он уже не нуждается в рекламе, наоборот, к нему слишком трудно попасть.

Не секрет, что практически все люди, предлагающие услуги репетиторства, являются практикующими преподавателями в школе или в вузе. Реже, но все же встречаются аспиранты или студенты старших курсов. При выборе репетитора необходимо поинтересоваться его опытом и основными принципами в работе с учениками. Действительно протестировать знания нанимаемого репетитора вряд ли получится, ведь для этого нужно самим быть специалистом того же уровня или выше.

Но провести пробное занятие и попросить присутствовать на нем вместе с ребенком можно и нужно. На таком занятии можно интуитивно понять, как человек владеет преподаваемым предметом, и, кроме того, как он наладит контакт с ребенком, что во многих случаях гораздо важнее. Если отношения репетитора с учеником не заладились с первого занятия, не стоит уповать на дальнейшее улучшение, это большая редкость. Лучше сразу подыскать другого специалиста.

Вообще, казалось бы, все проще простого — за определенную сумму с ребенком занимается компетентный специалист и подтягивает на нужный уровень его знания по данному предмету. В этом вопросе все не так просто, как может показаться с первого взгляда, ведь суммы за репетиторство очень разные. Кто для ребенка будет полезнее — специалист с коллекцией дипломов за большие деньги или соседка-учительница на пенсии, заранее сказать нельзя.

Лучше все-таки искать репетитора с педагогическим образованием и опытом работы. Педагог имеет больше способов работы со школьниками, у него в запасе гораздо большее количество способов грамотно организовать учебный процесс, больше шансов что он подберет именно ту форму работы, которая лучше всего будет подходить к уровню развития ученика и к возможностям его дальнейшего роста. Навыки индивидуальной работы с абсолютно разными учениками и по разным прграммам иногда нарабатываются годами.

Хороший урок требует времени кроме обычного знания предмета еще и на подготовку каждого занятия индивидуально, на анализ каждой ошибки, допущенной учеником. Учебники чаще всего не дают необходимого уровня подготовки и достаточного количества упражнений. Поэтому приходится находить источники, где можно их взять или же придумывать самостоятельно.

К тому же предлагаемые репетитором задачи предварительно должны быть несколькими способами решены самим репетитором и разложены по полочкам во всех своих сложных моментах. Так же все задания должны быт проверены на наличие ошибок и опечаток, выстроены в необходимом ученику порядке возрастания, в индивидуальном темпе.

Нужно продумать, что на уроке будет записываться, а что будет пройдено в устной форме, определить объемы материала, подходящие для самостоятельной переработки учеником к следующему уроку. И низкий уровень опыта преподавания и репетиторской деятельности говорит о том, что такая колоссальная работа скорее всего вестись не будет.

Лучший способ выяснить уровень репетитора и получить о нем реальные отзывы — спросить его самого на первом занятии, кто может порекомендовать его в качестве репетитора. За один год реальной работы в записной книжке репетитора накопится очень большое количество телефонов и контактных данных родителей бывших у него на занятиях учеников.

И профессиональному репетитору не составит затруднений предоставить для изучения и получения рекомендаций его полностью. Если же на этом этапе возникают заминки и репетитор, объясняя это какими-то причинами, не может предоставить списка работавших с ним учеников, это может свидетельствовать как о недостатке опыта, так и о недостаточной внимательности к своей репутации. В любом случае, переговорив с теми, кто недавно занимался с этим репетитором, можно получить информацию о эффективности занятий из первых рук.

На практикующих школьных педагогов в качестве репетиторов ориентироваться не стоит, так как опыт многих человек говорит о их некомпетентности в области построения индивидуального занятия со сложным учеником, о неспособности заинтересовать предметом. Постоянная работа с классом имеет совершенно другие особенности и накладывает свой отпечаток на способность контролировать работу учащегося. Стоит так же насторожиться в том случае, если один человек предлагает работу по нескольким не слишком схожим предметам одновременно.

Ведь специалист широкого профиля как правило бывает гораздо менее компетентен в каждом отдельном вопросе, чем человек, выбравший узкую специализацию. Даже сочетание, казалось бы, похожих физики и математики несет в себе такую опасность. Ведь в педагогических вузах эти специализации разнесен по разным факультетам, и это действительно разные специальности с разным уровнем подготовки и методикой преподавания.

Математика является точной наукой, в отличии от физики, в которой нет теорем и аксиоматического подхода. Конечно, грамотные специалисты в преподавании физики и математики встречаются, но их немного. С подозрением следует отнестись к репетитору, который без личной встречи, при первом же телефонном разговоре говорит о режиме занятий и о сроках, за которые будет получен результат.

Индивидуальные занятия тем и хороши, что позволяют учесть потребности каждого ученика — с кем-то достаточно одного занятия в неделю, а в некоторых случаях мало трех раз. Так же подозрения должны вызывать заявления о том, сколько будет задано — много, мало или человек обходится без домашнего задания вообще, до начала первого занятия.

Для таких выводов нужно довольно долго наблюдать за учеником и анализировать методику параллельно преподающего учителя в школе, возможно, проводить какие-то тесты, и только после этого определяться с методами и интенсивностью продвижения вперед. Стоит задать такому репетитору вопрос о причине таких скоропалительных выводов.

Так же в своей анкете профессиональный репетитор укажет не только о образовании и опыте работы, но так же и о методиках преподавания, о предпочтительном контингенте учащихся, с которыми он работает и о том, какую помощь может оказать. После первого же урока можно сделать выводы о уровне преподавания и личностных качествах репетитора, выбранного для ребенка.

Но даже самому высококлассному профессионалу требуется время на то, чтобы разработать основную стратегию занятий. Поэтому скоропалительных выводов после первого урока тоже делать не следует.

Автор:    

К записи "Репетитор для школьника: мода или необходимость?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)