Образование не относится к тем сферам жизни, на которых можно и нужно экономить. Но всегда ли оправдано обращение к услугам репетитора? Бывает так, что проблема лежит совершенно в другой сфере.
В царские времена репетитором называли тех учителей, которые следили за выполнением домашнего задания учениками закрытых учебных заведений. А в наши дни репетитор — это тот, кто проводит дополнительные, индивидуальные и чаще всего платные занятия, помогая ученикам усвоить то, что сложно поддается пониманию.
Репетиторов чаще всего нанимают перед экзаменами или поступлением в университеты и институты, особенно когда выбран престижный вуз, славящийся высоким уровнем требований к абитуриентам и непомерно большим проходным баллом. Так же всегда востребованы репетиторы по иностранным языкам, так как ученики, выпускающиеся из общеобразовательной школы и поступающие на специальность, где языки — один из основных предметов, не хотят уступать в своем уровне подготовки поступающим туда же ученикам гимназий и лицеев с углубленным изучением языков.
В таких случаях действительно без репетитора обойтись сложно. Такая же ситуация у поступающих в медицинские вузы — для поступления необходимы дополнительные знания по биологии и химии, с ними желаемое место в вузе становится ближе. В этом случае репетитор тоже является практически единственным способом получить знания сверх школьной программы перед поступлением.
Так же частый случай, когда репетитор необходим — слабый уровень подготовки школьного педагога. Далеко не все учителя стремятся непременно донести до учеников знания и проявить в этом вопросе достаточное терпение. Уровень полученных таким образом знаний проявит себя сразу же как только ученик окажется в другой среде, где с учениками занимался педагог более сильный или более заинтересованный.
Этот вариант, безусловно, самый обидный для ученика и его родителей — им приходится платить за то, что ребенок должен получать без финансовых вложений. И еще есть вариант — сильные пробелы в знаниях по вине ученика. Ведь достаточно один раз не выучить уроки и неусвоенный материал начинает расти изо дня в день в геометрической прогрессии.
Кстати, лень может быть совершенно не при чем в этом варианте неуспеваемости. Ведь все люди разные и знания тоже не даются одинаково всем людям. По одному предмету ученик может схватывать все на лету, а для понимания основных понятий другой дисциплины ему нужно больше времени, чем дается на стандартных уроках и он не успевает за всем классом. Репетитор для школьника необходим в том случае, если он часто болеет и в связи с этим отстает от школьной программы.
При подготовке к экзаменам, особенно ЕГЭ, тоже бывают необходимы занятия с репетитором. Резкое снижение успеваемости так же является сигналом к тому, что ребенку возможно не помешает помощь репетитора. О том же самом можно судить по записям в дневнике о плохом поведении. Учить пропущенный или непонятный для ребенка материал можно и без дополнительной помощи, в том случае если у родителей хватает на это терпения и есть свободное время.
Нанимать и выбирать репетитора нужно только при непосредственном участии ребенка, иначе толку от такого преподавания будет еще меньше чем в школе. Но вообще жалобы учителей на то, что ребенок отстает от школьной программы в классе, не должен заканчиваться на вызове репетитора. Это так же может означать что ребенку требуется помощь психолога для адаптации в классе.
Поэтому при наличии школьного психолога нужно поговорить с ним или же обратится к стороннему специалисту. Так же по рекомендации можно попытаться нанять своему ребенку репетитора- психолога по совместительству или чередовать занятия по трудному предмету с приемами у психолога. В некоторых кругах ходит мнение, что преподаватели некоторых предметов намеренно устраивают учебный процесс таким образом и так ведут занятия, чтобы дети не успевали и обеспокоенные проблемой успеваемости родители обращались к ним же за дополнительными уроками.
Вряд ли это правда, учителям не выгодно целый день попусту терять на уроках, а после еще и идти на дополнительные занятия. Так же невыгодно это и детям — как в материальном плане, так и в плане потерянного времени. И если в случае тяжелой болезни это оправдано, то посещать уроки, которые не понимаешь а потом еще раз проходить эти уроки в другом месте — колоссальная потеря времени. Если ребенок хорошо усваивает полученный материал — репетитор не нужен даже перед экзаменами.
Так же не нужен репетитор в тех случаях, если родители требуют от ребенка учится только на пятерки, без четверок. Возможно так же, что плохая успеваемость возникла у ребенка из-за перегруженности дополнительными кружками и секциями, в этом случае занятия даже с самым лучшим репетитором только ухудшит дело. Услуги в качестве репетитора предлагают тысячи человек по всему городу, репетитора сейчас можно найти по любому предмету.
Репетитор для ребенка может быть найден через объявление в газете, специализированные интернет-ресурсы, по рекомендациям знакомых или пригласив когда-то уже работавшего с ребенком преподавателя. Так же существует множество специальных компаний, которые объединяют множество репетиторов в своей постоянно обновляющейся базе. Обычно репутация действительно грамотного репетитора начинает сама на него работать и он уже не нуждается в рекламе, наоборот, к нему слишком трудно попасть.
Не секрет, что практически все люди, предлагающие услуги репетиторства, являются практикующими преподавателями в школе или в вузе. Реже, но все же встречаются аспиранты или студенты старших курсов. При выборе репетитора необходимо поинтересоваться его опытом и основными принципами в работе с учениками. Действительно протестировать знания нанимаемого репетитора вряд ли получится, ведь для этого нужно самим быть специалистом того же уровня или выше.
Но провести пробное занятие и попросить присутствовать на нем вместе с ребенком можно и нужно. На таком занятии можно интуитивно понять, как человек владеет преподаваемым предметом, и, кроме того, как он наладит контакт с ребенком, что во многих случаях гораздо важнее. Если отношения репетитора с учеником не заладились с первого занятия, не стоит уповать на дальнейшее улучшение, это большая редкость. Лучше сразу подыскать другого специалиста.
Вообще, казалось бы, все проще простого — за определенную сумму с ребенком занимается компетентный специалист и подтягивает на нужный уровень его знания по данному предмету. В этом вопросе все не так просто, как может показаться с первого взгляда, ведь суммы за репетиторство очень разные. Кто для ребенка будет полезнее — специалист с коллекцией дипломов за большие деньги или соседка-учительница на пенсии, заранее сказать нельзя.
Лучше все-таки искать репетитора с педагогическим образованием и опытом работы. Педагог имеет больше способов работы со школьниками, у него в запасе гораздо большее количество способов грамотно организовать учебный процесс, больше шансов что он подберет именно ту форму работы, которая лучше всего будет подходить к уровню развития ученика и к возможностям его дальнейшего роста. Навыки индивидуальной работы с абсолютно разными учениками и по разным прграммам иногда нарабатываются годами.
Хороший урок требует времени кроме обычного знания предмета еще и на подготовку каждого занятия индивидуально, на анализ каждой ошибки, допущенной учеником. Учебники чаще всего не дают необходимого уровня подготовки и достаточного количества упражнений. Поэтому приходится находить источники, где можно их взять или же придумывать самостоятельно.
К тому же предлагаемые репетитором задачи предварительно должны быть несколькими способами решены самим репетитором и разложены по полочкам во всех своих сложных моментах. Так же все задания должны быт проверены на наличие ошибок и опечаток, выстроены в необходимом ученику порядке возрастания, в индивидуальном темпе.
Нужно продумать, что на уроке будет записываться, а что будет пройдено в устной форме, определить объемы материала, подходящие для самостоятельной переработки учеником к следующему уроку. И низкий уровень опыта преподавания и репетиторской деятельности говорит о том, что такая колоссальная работа скорее всего вестись не будет.
Лучший способ выяснить уровень репетитора и получить о нем реальные отзывы — спросить его самого на первом занятии, кто может порекомендовать его в качестве репетитора. За один год реальной работы в записной книжке репетитора накопится очень большое количество телефонов и контактных данных родителей бывших у него на занятиях учеников.
И профессиональному репетитору не составит затруднений предоставить для изучения и получения рекомендаций его полностью. Если же на этом этапе возникают заминки и репетитор, объясняя это какими-то причинами, не может предоставить списка работавших с ним учеников, это может свидетельствовать как о недостатке опыта, так и о недостаточной внимательности к своей репутации. В любом случае, переговорив с теми, кто недавно занимался с этим репетитором, можно получить информацию о эффективности занятий из первых рук.
На практикующих школьных педагогов в качестве репетиторов ориентироваться не стоит, так как опыт многих человек говорит о их некомпетентности в области построения индивидуального занятия со сложным учеником, о неспособности заинтересовать предметом. Постоянная работа с классом имеет совершенно другие особенности и накладывает свой отпечаток на способность контролировать работу учащегося. Стоит так же насторожиться в том случае, если один человек предлагает работу по нескольким не слишком схожим предметам одновременно.
Ведь специалист широкого профиля как правило бывает гораздо менее компетентен в каждом отдельном вопросе, чем человек, выбравший узкую специализацию. Даже сочетание, казалось бы, похожих физики и математики несет в себе такую опасность. Ведь в педагогических вузах эти специализации разнесен по разным факультетам, и это действительно разные специальности с разным уровнем подготовки и методикой преподавания.
Математика является точной наукой, в отличии от физики, в которой нет теорем и аксиоматического подхода. Конечно, грамотные специалисты в преподавании физики и математики встречаются, но их немного. С подозрением следует отнестись к репетитору, который без личной встречи, при первом же телефонном разговоре говорит о режиме занятий и о сроках, за которые будет получен результат.
Индивидуальные занятия тем и хороши, что позволяют учесть потребности каждого ученика — с кем-то достаточно одного занятия в неделю, а в некоторых случаях мало трех раз. Так же подозрения должны вызывать заявления о том, сколько будет задано — много, мало или человек обходится без домашнего задания вообще, до начала первого занятия.
Для таких выводов нужно довольно долго наблюдать за учеником и анализировать методику параллельно преподающего учителя в школе, возможно, проводить какие-то тесты, и только после этого определяться с методами и интенсивностью продвижения вперед. Стоит задать такому репетитору вопрос о причине таких скоропалительных выводов.
Так же в своей анкете профессиональный репетитор укажет не только о образовании и опыте работы, но так же и о методиках преподавания, о предпочтительном контингенте учащихся, с которыми он работает и о том, какую помощь может оказать. После первого же урока можно сделать выводы о уровне преподавания и личностных качествах репетитора, выбранного для ребенка.
Но даже самому высококлассному профессионалу требуется время на то, чтобы разработать основную стратегию занятий. Поэтому скоропалительных выводов после первого урока тоже делать не следует.
К записи "Репетитор для школьника: мода или необходимость?" оставлено 0 коммент.