Главная » Интересно » Ребенок-левша: проблемы в школе?
21
Oct

Ребенок-левша: проблемы в школе?

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

За все время существования человечества люди левши вызывали интерес. И довольно часто к таким людям относились настороженно, а иногда и отрицательно. Но сейчас люди стали более терпимы к проявлениям индивидуальности.

Ребенок-левша: проблема в школе?

Современные школьные программы, в основном, созданы для праворуких детей и тяжело адаптируются под детей левшей. И, чтобы такому ребенку справиться и освоить программу, необходима помощь и поддержка родителей и учителей.

Существуют разные причины, почему ребенок левша, от которых зависит какие качества будут развиваться у ребенка лучше. И из-за этого сложно изучить особенности левшей, так как не все левши одинаковы. Ребенок может быть левшой, и в то же время им не являться. Поэтому, чтобы определить левша ли ребенок либо нет, необходимо уметь определять леворукость.

Сама леворукость способна определить только ведущую руку, когда левшество — это целая комплексная характеристика, которая отражает активность правого полушария мозга. Поэтому, если ребенок привык делать все левой рукой, это еще не означает, что он левша. Для определения леворукости необходимо провести тесты, при которых определяется ведущий глаз, ухо и нога. Иногда это можно определить, просто понаблюдав за ребенком. Например, во время игры в мяч, посмотрев, какой ногой ребенок отбивает мяч, или каким глазом прицеливается, или каким ухом прислушивается, когда что-либо плохо ему слышно.

Причины леворукости могут быть различными. Например, генетическое левшество. Считается, что левшество встречается чаще в тех семьях, где один из родителей, либо родственников левша. У таких левшей не наблюдаются нарушения в развитии. Это просто считается нормальным развитием, только индивидуальным.

Компенсаторное левшество связано с поражением головного мозга, в основном левого полушария. Это обычно связано с какой-нибудь болезнью либо травмой, при которых правое полушарие начинает работать вместо левого. В результате чего левая рука становится ведущей. У такого ребенка могут возникнуть отклонения развития речи, моторики и тому подобное.

Третьей причиной является вынужденное левшество. Такое левшество может возникнуть из-за травмы руки либо из-за подражания взрослым левшам.

Следующая причина — это псевдолеворукость. Она возникает тогда, когда у ребенка, достигнувшего определенного возраста (примерно лет пяти) , какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к определенной руке. Если, это левое полушарие, то это нормально, так бывает у правшей. Но бывает и нетипичное психическое развитие, когда доминирующее полушарие не формируется. И тогда возникает псевдолеворукость, то есть использование обеих рук одинаково. В таких случаях такого ребенка необходимо показать специалистам, которые смогут с помощью занятий по коррекции межполушарных связей, откорректировать работу полушарий. И тогда ребенок начнет писать правой рукой.

Бывают случаи, когда причиной левшества является скрытое левшество, то есть происходит смена доминирующего полушария. Это бывает тогда, когда функции центральной нервной системы равномерно распределяются между обоими полушариями, вследствии чего правое полушарие начинает доминировать.

Существует также несколько взглядов при сравнении природных способностей у левшей и правшей. Первый основывается на том, что психика у левшей слабее, чем у правшей. Сторонники этой версии отталкиваются от данных, при которых среди левшей больше больных эпилепсией, шизофренией, алкоголизмом и то, что становясь взрослыми, такие люди хуже адаптируются и имеют слабую психику. Вторым взглядом является равенство способностей левшей и правшей. А сторонники третьего взгляда считают, что у левшей более стойкая психика, чем у правшей. Конечно, все три теории могут существовать, так как по сути они схожи с основными теориями возникновения левшества, и поэтому не противоречат друг другу, а дополняют.

Для того, чтобы научиться определять индивидуальную особенность у ребенка левши, необходимо учитывать всю совокупность его ассиметрий. И для такого определения разработали специальную методику, которая делится на 3 группы тестов, для того, чтобы определить ведущюю руку, ведущее ухо, ведущий глаз и ведущую ногу.

Особое внимание как психологов, так и учителей привлекает проблема обучения левшей в школе. Многие психологи утверждают, что у детей левшей возникают трудности во время учебы в школе. Чаще всего у таких детей возникают трудности при письме, чтении и счете. Вследствие нарушения или недоразвития зрительно-пространственного восприятия, моторики и зрительной памяти, которые часто встречаются у леворуких, приводят к следующим трудностям: дети левши трудно воспринимают и запоминают сложные конфигурации букв во время чтения, и поэтому медленней читают; ребенок может путать похожие друг на друга буквы, цифры, может писать лишние элементы букв и цифр или, наоборот, не дописывать их, из-за неправильного формирования зрительного образа букв и цифр; может возникнуть трудность при изучении геометрических фигур; может также возникнуть трудность с почерком, он может быть неустойчивым (буквы большие, растянутые или с разным наклоном, неровные штрихи) ; возможно зеркальное написание цифр, букв или графических элементов, а также темп письма может быть очень медленным.

Чаще всего встречаются сниженная скорость письма и феномен зеркальных движений, которые чаще всего влияют на успеваемость в школе. Во время письма, деятельность ребенка делится на два поочередно сменяющихся этапа — это выполнение движения и микропауза, которая нужна, чтобы контролировать движения, коррекцию и программирование следующего движения.

У левшей с правшами зрительно-моторная координация имеет различия в длительности микропауз. У левшей микропаузы на этапе формирования навыков дольше, чем у правшей. Качество письма ухудшается тогда, когда преподаватель, стараясь научить леворуких детей быстрому письму, подгоняет их, а при спешке микропауза сокращается. И поэтому возникают ошибки, причиной которых, учитель называет невнимательность.

Феномен зеркальных движений наверняка знаком многим родителям. Он проявляется в зеркальном написания слов или чисел. Например, ребенок пишет слово не с заглавной буквы, а с последней, а потом последующие буквы с конца слова, и таким образом, если написанные слова приложить к зеркалу, то в зеркальном отражении можно прочитать слова, которые должны быть написаны традиционным способом. Также такие дети могут и рисовать зеркально. Такое рисование является проявлением невозможности усвоить основные принципы в организации пространства. Также у детей-левшей нередко возникают проблемы и с чтением. Причина этого — нарушение зрительного пространства: детям тяжело воспринимать целые слова. А другие дети не могут понять чем связаны буквосочетания и понятия, которые они пишут. Объяснением тому может быть нестабильная глазодоминантность, которая способна привести к нарушению движения глаз, и тогда, ребенку будет тяжело следить за порядком расстановки букв и слов на странице. Однако, нарушения в чтении могут и не быть причиной левшества.

Многие родители, у которых ребенок левша, довольно часто сталкиваются с вопросом: стоит ли переучивать левшу? Многие взрослые, столкнувшись со сложностями в обучении ребенка левши, начинают задумываться о переучивании левши. Но прежде, чем начать переучивание необходимо задуматься, что проблема не только в ведущей руке, а и в головном мозге. Поэтому, при переучивании могут появиться проблемы с речью (по статистике, каждый 3-й ребенок, который заикается — это переученный левша) . Также могут возникнуть серьезные проблемы с психикой у ребенка, он станет вспыльчивым, раздражительным, беспокойным и капризным. Могут появиться вялость и головные боли. Что, в итоге, может привести к неврозу.

Невроз у мальчиков и девочек проявляется по-разному. Мальчики больше склонны к неусидчивости, беспокойству и расторможенности. А у девочек наблюдаются снижение настроения, плаксивость и вялость. Очень часто таких детей преследуют страхи перед неудачами. Дети считают эти страхи совершенно обоснованными и не стараются их преодолевать. Бывают случаи, когда таких детей преследуют ночные кошмары, и на утро они вялые и капризные.

Также, у ребенка левши, в семье которого считают, что леворукость может быть проблемой в дальнейшей жизни, может возникнуть невроз навязчивых состояний. Если, к примеру, родители заставляют ребенка левшу делать все правой рукой, и когда у него не получается, то наказывают его, или учитель, требуя писать правой рукой, снижает оценки, то у такого ребенка появляется постоянное ожидание неудачи, что в дальнейшем может привести к неуверенности в себе.

У переученных детей может появиться и невротическое заикание. Оно способно усиливаться после выполнения каких-либо заданий правой рукой. Особенно это проявляется в школе, так как там обстановка более напряженная для таких детей.

При переучивании могут возникать также и нервные тики — это подергивание носом, мигание, облизывание губ. Такие симптомы редко беспокоят родителей, а учитель может воспринимать это как кривляние.

Бывают случаи истерических неврозов. Это довольно серьезный симптом при переучивание левши, так как дети при этом могут устраивать истерики с громким плачем, дети падают на пол и бьются в истерике. При возникновении такого надо обращаться к врачу-психотерапевту.

Подводя итог, можно добавить, что если ребенок от природы наделен леворукостью, то лучше его не переучивать, чтобы не нанести ему психологическую травму. Тут важно понимание и помощь ребенку, как от родителей, так и от учителей.

Автор:    

К записи "Ребенок-левша: проблемы в школе?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)