Одаренные дети были в не зависимости от времени. Но если в прошлые времена с некоторой опаской и насторожённостью относились к таким детям, то в современном мире как можно больше родителей стараются воспитать из своих чад – одарённых.
В современном мире работа с одарёнными детьми стала приоритетной и все больше и больше набирает оборотов. Но каким же должен быть ребенок, чтобы его считали одаренным? На самом деле не все так просто. Психологи до сих пор не могут однозначно расставить границы одаренности человека, но существуют альтернативные к этому подходы.
В первую очередь необходимо помнить, что все дети талантливы, и каждого ребенка можно считать одаренным в той или иной степени. Если даже у ребенка нет, каких либо отличительных качеств, например в точных науках, то он обязательно проявит себя в чем-нибудь другом. Но вернемся к теме и поговорим о тех индивидуумах, которые действительно отличаются от других детей и считаются «одаренными» с научной точки зрения.
На протяжении многих лет такие дети оставались в тени либо считались изгоями общества. Чаще всего они учились в закрытых школах, а если им предстояла учеба в простом среднестатистическом заведении, то они старались не выделятся из толпы. Только в последнее время таким детям стали уделять больше времени и уже на общественных началах.
Для того, чтобы выявить одаренного ребенка в школе, учителю не надо много времени. Зачастую такие дети с легкостью участвуют во всех олимпиадах, конкурсах школ и прочих мероприятиях, на которых возможно определить интеллектуальный уровень ребенка. Такие соревнования не обязательно должны быть на умственные нагрузки, это могут быть и творческие состязания по танцам, музыке и т.д.
Естественно, если одаренный ребенок учится в обычной средней школе, у него есть свои трудности. В первую очередь это связано с тем, что такой ребенок считает себя умнее остальных, и это совсем не из-за его эгоизма, а просто в большинстве случаев так и бывает. Соответственно, это приводит к тому, что остальные дети могут создать своему однокласснику своеобразный бойкот из-за его умственных способностей. И в современном мире это не редкость. Очень часто бывает так, что одаренным деткам просто не интересно со своими одногодками, а отличие от основного коллектива никогда не приветствовалось в обществе.
Одаренные дети в школе имеют массу проблем. И первой можно назвать неприязнь к самой школе. Зачастую это случается из-за того, что программа, которую проходят в школе, может казаться ребенку скучной и не интересной. Все то, что школьники должны проходить по программе, уникальные дети уже знают, а если и не знают, то им достаточно одного двух уроков чтобы выучить всю программу, расписанную на год обучения, а то и больше. Те знания, которые предоставляют в средних школах, не соответствуют развитию одаренного ребенка.
Совершенно нет сомнений в том, что при соответствующей системе обучения и воспитания, а также при продуманной системе мотивации, такая проблема одаренных школьников может быть решена, но в таком случае необходим строго расписанный план действий. А это не каждый учитель способен выполнить. Очень часто психологический уровень подготовки самого преподавателя не позволяет работать с подобными детьми, так как его не совсем стандартное поведение и мышление приводит к конфликтам. Учителя все происходящее могут воспринимать как несдержанность, демонстративность и желание выделиться из основной массы. Очень часто такое поведение путают с истеричностью, протестами по отношению к установленным регламентам, ленью и упрямством.
Психологи же отмечают, что такое поведение со стороны учителя говорит о том, что он не способен адекватно воспринимать личность ребенка и развивать его. Многие исследования показывали то, что большинство одаренных детей с лёгкостью проходили все начальные стадии интеллектуального развития и начинают сопротивляться уже на дальнейшем уровне обучения. Именно то, что учителя воспринимают поведение ребенка, как лень, нежелание работать и упрямство, и дает такие результаты. Такой человек просто закрывается в себе и перестает развиваться в дальнейшем. Ребенок самостоятельно не способен понять, почему его поведение вызывает негатив и воспринимается так неоднозначно и только с помощью психолога и грамотного и заботливого руководителя, одаренный ребенок способен и в дальнейшем развивать свои способности.
Одаренные дети намного быстрее работают, чем другие дети и от этого им становится скучно на уроках. В период свободного времени ребенок просто не знает, чем себя еще занять и начитает отвлекаться и, соответственно, отвлекать и других детей. Учителем такое поведение расценивается как хулиганство, тут и начинаются конфликты. Дальнейшее развитие такого ребенка может быть совершенно непредсказуемым. В лучшем случае он может стать просто лентяем, а в худшем – его таланты могут быть направлены не совсем в мирное русло. В такой момент именно от учителя зависит будущее школьника.
Следующей проблемой одаренных детей можно назвать нехватку внимания со стороны взрослых к его персоне. Учитывая то, что такие дети очень любопытны и стремятся к познанию неизведанного, они очень часто монополизируют внимание преподавателя, родителей и всех окружающих его взрослых. Такое поведение может вызвать ревностное отношение со стороны остальных детей. Так как такое поведение воспринимается, как желание выделится и быть первым на виду у взрослых.
Проблемы одаренных детей в школе на первый взгляд могут показаться обыденными и порой наигранными самим ребенком. Но не стоит так безответственно относиться к этому. Особенно родителям. От того, как поставят себя родители, в той или иной ситуации, и примут ли они сторону своего ребенка, и будет зависеть его дальнейшее развитие, и восприятие мира.
К одной из проблем можно отнести и нетерпимость. Это, пожалуй, главная проблема не только в школе, но и во всем остальном. Одаренные дети способны не воспринимать остальных детей и отталкивать от себя своими замечаниями и претензиями по поводу разницы в развитии.
Очень часто случается так, что одаренный ребенок может быть уникален в одной отрасли и быть совершенно беспомощным и необучаемым в другой. Так, например, если ребенок в доскональности владеет астрологией и точными науками, он может элементарно не помнить, как завязывать шнурки и правильно держать ложку. Таких примеров можно привести массу, и встречаются такие дети, которые при невероятной памяти и пересказу томов Пушкина совершенно не могут написать имя поэта.
А школьная программа не предусматривает такие ситуации. Учитель не будет возиться с ребенком, который не сможет записать домашнее задание и не помнит, как правильно завязать шнурки на урок физкультуры. А это является большой проблемой в первую очередь для самого ребенка.
Одаренные дети не способны воспринимать рутинную работу. Для них это очень тяжело. Такие дети практически не способны преодолевать трудности. Учитывая то, что в период обучения в школе таким детям все достается довольно легко в плане обучения, то в последующей жизни это становится главной проблемой. Вырастая, такие дети не способны логически мыслить, как среднестатистические граждане, и то, что для простого обывателя кажется совершенно простым для одаренного человека становится масштабной проблемой.
Именно из-за того, что в школе не было серьезных препятствий, некоторые мозговые функции за период учебы притупляются. В большинстве случает, ребенку не просто лень искать какое либо решение проблемы, а для него это становится унизительным. В его понимании все должно проходить легко и не принужденно, как в школьные годы.
В школьный период, также возможны проблемы связанные с ограничением, в чем-либо. То есть возможен протест против заключения в рамки. Это может выявляться в виде недовольства сидеть на уроке определенное количество времени, выполнять поручения учителя, при организации каких-либо праздников, возможно, что такому ребенку доверят определенную роль, но она будет воспринята, как попытка подавления его личности.
Одаренные дети любят принимать участие в сложных играх и головоломках. То, чем занимаются его одноклассники на переменах, совершенно не прельщает такого ребенка. По этой причине у него может быть мало друзей, а то совсем и не быть. Вследствие того, что такое дитя остается совершенно один и непонятен никем, появляется ощущение одиночества, и того, что ему даже поиграть не с кем, ребенок уходит в себя и создает некую защитную капсулу от окружающего мира.
Очень часто такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старше него, в будущем это может привести к тому, что лидирующих позиций такой ребенок может не занимать. Таким детям присуща низкая самооценка и неуверенность в себе. Одаренные дети постоянно стремятся к самосовершенствованию. Им больше присуще задумываться о высоких материях, чем об обыденных проблемах.
Диагностика одаренных детей в школе проходит с помощью специальных тестов и упражнений. Для того, чтобы выявить, в какой именно отрасли ребенок наиболее одарен, проводятся множество тестов на самые различные темы. Заниматься такими детьми необходимо в специализированных школах, где они будут окружены такими же уникальными детьми, и не будут чувствовать себя изгоями общества. Одаренные дети уникальны по своему, в не зависимости от того, в какой сфере у них больше, а в какой меньше познаний. Не стоит к ним относиться пренебрежительно, ведь такие дети намного острее чувствуют неприязнь и негативное отношение к себе.
Для одаренных детей необходим индивидуальный подход и от того насколько интересно такому ребенку будет учиться и зависит его дальнейшая жизнь и то, насколько хорошо он сможет адаптироваться в обществе. Но родителям одарённого ребенка не стоит все силы и надежны возлагать на школу. Они сами должны заниматься со своим чадом и приучать к обыденной жизни, так как зачастую такие дети не готовы к самостоятельности.
Если ребенок развит только в одной, какой либо отрасли, необходимо постепенно его приучать и к другим направлениям. Так, например, если ребенок уникален в точных науках, его необходимо периодически направлять на творческое мышление. Необходимо развивать свое чадо во всех направлениях, только тогда его можно будет назвать действительно одаренным ребенком.
Но, прежде, чем заявлять об одаренности собственного ребенка, необходимо пройти психологические тесты. Не редко бывают случаи, когда легкие формы психологических отклонений или расстройств дают такие же результаты, как и при одаренности. А при выявлении умственных отклонений на ранних стадиях, возможно благоприятное лечение. Очень часто мозг играет злую шутку с человеком и то, что нам кажется одаренностью, может быть на самом деле безумием, также, как и обычная лень, неусидчивость, попытки выделится из толпы, могут быть признаками индивидуальности ребенка, при не замечании которых, детская психика начинает ломать свои взгляды и принципы. Такое поведение, впоследствии, может привести к неконтролируемым действиям.
Заниматься с подобными детками необходимо по отдельной программе, не такой, как в простой средней школе, иначе в противном случае, можно вырастить злого гения, который будет обижен на весь мир. К подобным детям необходим особый подход, но в то же время не стоит внушать им, что они уникальны и неповторимы. Такой подход может поломать всю дальнейшую жизнь. Всего должно быть в меру, как похвал и заявлений об уникальности, так и уроков простой жизни и попыток научить ребенка общаться с окружающими. В жизни именно такие уроки ему будут наиболее важны.
Каждый ребенок по-своему одаренный и уникальный для родителей, но не стоит нагружать свое дитя уроками и заданиями, если у него нет таких способностей. У каждого ребенка должно быть детство и от родителей зависит, каким оно будет.
К записи "Проблемы одаренных детей в школе" оставлено 0 коммент.