Главная » Интересно » Проблемы обучения леворуких детей в школе
03
Mar

Проблемы обучения леворуких детей в школе

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Для немалой части левшей в начальной школе существуют определенные трудности в приобретении навыков письма, счета и чтения. Разрешить им писать левой рукой – это не решит всех проблем в образовательной деятельности левши.

Наглядным объяснением главной проблемы леворуких детей в школе может послужить сказка «Алиса в стране чудес», написанная Льюисом Кэрроллом, который был левша. Он описал мир, который, скорее всего, был ему по-настоящему близок; перевернутый мир, в котором все происходило наоборот (далекое оказывалось близким, время двигалось наоборот и т. д. )

Это объясняет особенности пространственного восприятия школьника левши. Несмотря на свои большие возможности управлять собственной психической деятельностью, распространенной проблемой подростка левши является определение направления часовых стрелок, право – лево или ниже – выше. Это высвобождает в них потенциальные резервы для достижения необходимых результатов путем в обход. Времени на такое запоминание «образа» буквы или цифры у них уходит больше, чем у правшей.

Еще недавно учителя начальных классов бросали все свои силы на борьбу с «даром» леворуких детей, переучивая их письму правой рукой. Но в странах Великобритании и США давно отказались от этой затеи, так как, в принципе, это ничего не дает, кроме стресса для этих детей. Практичнее будет использовать рабочую руку по максимуму, применяя для этих особенных детей особые средства для эффективного обучения.

В специальном внимании при обучении в школе нуждаются леворукие дети; их особенности отличны от характеристики праворуких учеников. У левшей замечены такие показатели в темпераменте, как несдержанность и гнев, робость и страх, пониженный уровень настроения, совестливость, чувственность и тревожность. Среди этих детей наблюдается большинство нестандартно думающих и творчески одаренных. Однако, леворукие дети имеют некоторые трудности в переходе от одного процесса к другому, особенно в начале любой деятельности. У них существует недостаточность функции левого полушария, что влияет на речевую и зрительно-пространственную деятельность головного мозга. Это создает трудности в обучении чтению и письму. Есть сложности для синхронного движения рук.

Обучение леворуких детей требует гораздо большего терпения, нежели преподавание другим школьникам. Объем необходимых навыков, доведенных до автоматизма, необходимых для жизни ребенка, у левшей не возникает произвольно. Им нужно предлагать дополнительные «опоры» для запоминания и усвоения материала (допустим, буква «б» смотрит на дверь, а цифра «д» — в окно) . Нужно удостовериться, что новый материал он хорошо усвоил, применяя больше операций в повседневной жизни, чтобы довести ребенка до автоматизма. Все его тело во взаимодействии рук, ног, головы должно запомнить нужное движение при работе ложкой, кисточкой, иголкой, ножницами и т. д. Причем, его левая рука, от природы обладающая преимущественными способностями, достигает больших успехов.

Работа с леворукими детьми имеет целый комплекс трудностей:

· Медленный темп письма. Этот навык формируется только к девяти-десяти годам. В начальном периоде важно учитывать трудности зрительной и пространственной ориентировки и усваивания признаков букв. Такие дети долго приспосабливаются, как написать буквы, уводят их за верхнюю или нижнюю строчку. Они путают «левую» – «правую» стороны букв и «верх» – «низ». Для преодоления этих проблем нужны специальные упражнения по тренировке их восприятия и зрительной памяти в написании букв.

· Целесообразно, чтобы при наклоне тетради вправо ребенок писал прямо, не загораживая для себя линию строки. Нужно следить за правильной осанкой во время письма.

· Запретно требование безотрывного письма для левши (впрочем, и для праворуких так же) . Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и удобно, нужно позволить ему любой вариант письма (связанный или отрывной) .

· При утомлении у левшей может появиться зеркальное письмо или чтение: смена, перескакивание частей текста в их восприятии.

· Леворукий ребенок в школе испытывает трудности и при обучении чтению, что связано с зеркальным восприятием: перестановка букв местам; замена букв другими, похожими на них; перескок через строчку.

· Из-за нарушения пространственного различения дети могут даже путать расположение учебных принадлежностей на столе, им трудно определить «лево»-«право».

Все эти особенности требуют от учителя понимания и терпения в обучении леворуких учеников.

Леворукие дети – не «однородная масса»; у каждого такого ребенка свои трудности, и для каждого необходимо применять индивидуальный метод коррекции в зависимости от состояния его нервной системы ребенка.

Автор:    

К записи "Проблемы обучения леворуких детей в школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)