Главная » Интересно » Педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо
08
Aug

Педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Жан-Жак Руссо — выдающийся французский мыслитель XVIII столетия, человек, социальные взгляды которого намного опередили его время. В своей концепции свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо одним из первых выразил необходимость развития ребёнка в соответствии с его естественными потребностями. Концепция свободного воспитания Руссо отрицает любые попытки вмешательства во внутреннюю природу детей и подразумевает развитие в человеке его лучших качеств.

Педагогические идеи Руссо нашли отображение в его известном романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», написанном в 1762 году. Они были негативно восприняты обществом, так как полностью отрицали существовавшие в те времена взгляды на воспитание и образование подрастающего поколения. Современники Руссо были уверены, что задача обучения и воспитания заключается в насильственном укрощении естественной природы ребёнка и подготовке его к определённому роду деятельности (например, богослужению, врачеванию или службе в армии). Занимаясь подготовкой для общества послушных граждан, педагоги совершенно не уделяли внимания развитию талантов и способностей своих воспитанников, не прислушивались к их желаниям и предпочтениям.

Руссо беспощадно критиковал существующую систему воспитания, полагая, что она противоречит естественной природе человека. Он считал, что все дети рождаются добрыми, неиспорченными и счастливыми, однако общество развращает их и воспитывает в них злобу. Детей необходимо растить на лоне природы, принимая во внимание их интересы и способности. Цель воспитания, по мнению французского педагога и философа, заключается в том, чтобы сделать из ребёнка настоящего человека, воспитать в нём черты, необходимые для любого гражданина, независимо от рода его деятельности и социального положения. Руссо был уверен, что детей с малых лет следует учить с достоинством переносить удары судьбы, ненавидеть роскошь и нищету, выживать в любых условиях.

В соответствии с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, на развитие человека оказывает влияние 3 фактора: природа, люди и предметы (окружающий мир). Воспитанием, полученным природой, по мнению мыслителя, являются заложенные в ребёнке при рождении способности. Умение их использовать в повседневной жизни он получает от людей. Педагоги, воспитатели и родители должны позаботиться о том, чтобы природные задатки, заложенные в ребёнке, смогли проявиться в полной мере. И, наконец, получению собственного опыта по отношению к предметам, дающим ему восприятие, он обязан вещам, окружающим его в повседневной жизни. Чем старше он становится, тем больше знаний и опыта он получает, и тем лучше развиваются его способности. Только в том случае, когда все перечисленные факторы будут действовать согласованно, человек сможет получить полноценное воспитание.

Большое внимание при воспитании нового человека Руссо уделял личности самого воспитателя. Философ был уверен, что вырастить достойного члена общества сможет только тот наставник, который общечеловеческое воспитание будет ставить выше профессионального либо сословного. Общаясь с ребёнком, он не должен навязывать ему собственные убеждения и взгляды. Его задача — предоставить воспитаннику условия для беспрепятственного развития заложенных в нём природой способностей и устранить любые помехи, которые могут встать у него на пути к получению знаний, умений и навыков. Философ подчёркивал, что только то воспитание, которое осуществляется в соответствии с природой ребёнка, может считаться свободным и естественным.

Концепция свободного воспитания Руссо была неодобрительно встречена его современниками. Роман философа «Эмиль, или О воспитании», в котором она была изложена, подвергся беспощадной критике, был запрещён церковью и публично сожжён. Несмотря на это, педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо нашли своих сторонников в среде прогрессивных людей. Они стали основой для создания теорий свободного воспитания М. Монтессори, Э. Кей, К. Вентцеля и других педагогов-новаторов.

Автор:    

К записи "Педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)