Главная » Интересно » Межличностные отношения подростков: влияние на самооценку
15
Mar

Межличностные отношения подростков: влияние на самооценку

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Жизнь вчерашнего ребенка незаметно, но неотвратимо перемещается из квартиры и семьи в окружающий мир, к сверстникам и даже к другим взрослым. Межличностные отношения подростков очень важны в процессе роста самосознания человека, и семья должна быть искренне заинтересована в этом.

Развиваются межличностные отношения в подростковом возрасте зачастую не гладко, и это не может не влиять на самооценку в течение всей дальнейшей жизни. Именно адекватная самооценка уже давно стала едва ли не центральной проблемой в становлении личности ребенка.

Многие упрекают подростков в эгоизме, эмоциональной глухоте и зацикленности на себе, эти обвинения можно считать верными. Тем не менее этот эгоизм необходим, так как только если подросток много думает о себе, и постепенно принимает себя как отдельную от родительского дома фигуру, это ощущение взросления помогает расти его самооценке и определяет отношение к жизни. Самооценка должна быть адекватной для развития сознания, чтобы верно воспринимать собственные физические и умственные способности, и принимать особенности за неизбежность.

Любому человеку в любом возрасте нужно быть замеченным другими, чтобы получить позитивные оценки своей деятельности. Когда человек только осознает самостоятельность, такая потребность быть заметным выражена сильнее всего. Пугающие явления подросткового алкоголизма и наркомании, а также девиантное поведение подростков, растут именно из отсутствия адекватной самооценки и принятия семьей и друзьями.

Некие схожие для подросткового возраста факторы могут влиять на систему отношения человека с окружающими, которые сложились в классе и любом другом коллективе. Если положение подростка в сложившейся системе личных отношений неблагоприятно, это выражается в трудности взаимодействия со сверстниками, во вспыльчивости и грубости, а также в неуживчивости и замкнутости. Некоторых подростков с завышенной самооценкой может, кроме вышеназванных качеств, отличать зазнайство и жадность. Переменчивость настроения, свойственная подросткам, тоже может объяснить многое в поведении.

Предпочтительным для большинства подростков является групповое общение, взаимодействие в больших или малых компаниях сверстников. Но включенность в группу у каждого подростка разная, и она определяет направленность развития его личности и стиль социального взаимодействия. Трудности и проблемы в общении, встречающиеся чаще всего, могут быть вызваны индивидуально-психологическими особенностями каждого человека, а так же его интеллектуальными, волевыми и личными проявлениями.

Для подростков в личном общении часто характерна имитация поведения человека-ориентира или авторитета. Чаще всего это какой-то значимый взрослый, достигший внешнего успеха. В связи с недостаточной базой для критики и некоторой несамостоятельности в суждениях, для подростка такие люди-образцы могут негативно влиять на их поведение и дальнейшую жизнь.

Поэтому именно задача максимального развития навыков взаимодействия в коллективе должна быть для подростка и его окружения значимой и актуальной настолько, чтобы поставить ее на первое место. Психологи и социологи утверждают, что именно подростковый период наиболее благоприятен для развития всех тех навыков, которые вместе называются межличностным взаимодействием. От общения подростка зависит дальнейшая успешность в профессии и степень активности в социальной жизни, а также налаживание личной жизни человека.Потребностью возраста, называемого переходным, является необходимость освободиться от опеки и контроля взрослого мира — родителей и учителей, а также старших в целом. Это в основном относится к освобождению от установленных взрослыми порядков и правил, которые подростком воспринимаются как личный контроль. Часто эта ситуация усугубляется взрослыми, которые не хотят замечать изменения, происходящие с внутренним миром и системой ценностей подростка. Между тем именно родители знают своего ребенка лучше всех, даже лучше, чем он сам.

Психологический барьер и дальнейшее нежелание взаимодействовать со внешним миром создает спешка родителей и их нежелание выслушать то, что происходит с их ребенком. Родители также нередко уверены в собственной правоте, что мешает им взглянуть на проблему иначе, глазами подростка, столкнувшегося с ней впервые. Нежелание вести себя с подростком как с равным вызывает справедливое возмущение подростка, а в дальнейшем отношения становятся только хуже.

Общение для подростка является самоцелью, так как именно в процессе общения со сверстниками каждый из них может воплотить свои интересы и сформировать полностью представление о себе и об окружающем мире. Также характерно для нормального общения подростков наличие у них собственного мнения практически по любому вопросу, так как именно в споре со взрослыми и сверстниками подросток понимает то или иное утверждение наиболее полно. Общение — это взаимодействие, и если у подростка такого взаимодействия не происходит, это должно сильно насторожить его родителей. Подросток остается привязан к родителям невзирая на свое порой невыносимое поведение, но если общения вне семьи у него нет, это тревожный знак, говорящий о наличии больших психологических проблем.

Уровень коммуникативных навыков может поначалу быть очень низким, но если вовремя обратить на проблему внимание, он восстановится быстрее, чем в более позднем возрасте.Отсутствие общения обычно связано с отставанием в учебе, к конфликтам не только с учителями, но и со сверстниками, порой со всем классом или школой. У подростка нет навыка в решении таких конфликтов, поэтому для подобных ситуаций вмешательство взрослых неизбежно.

Изменение внутренней позиции, которое происходит в подростковом возрасте практически непрерывно, связано с тем, что человеку уже недостаточно быть хорошим учеником и получать одобрение родителей и учителей. Важнее становится авторитет в коллективе, наличие понимания и возможности пообщаться на интересующие темы. Ограждать подростка от общения со сверстниками следует только в критических случаях, если компания, к которой он примкнул, действительно может нести своим поведением угрозу его жизни и здоровью. Становление личности в отрыве от общества происходит болезненно, и у такого человека в дальнейшем может возникнуть немало проблем даже с самообеспечением и с взаимодействием в коллективе. Необходимо обращать пристальное внимание на то, какой статус имеет подросток в коллективе и корректировать возникшее положение по мере сил.

Межличностные отношения подростков, как и всех прочих социальных групп, очень сложны. Поэтому родителям, замечающим у подростка устойчивые проблемы в этом отношении, не стоит пытаться решить все самостоятельно. Иногда одно посещение психолога может помочь в решении и поворачивает ситуацию в нужном направлении.

Автор:    

К записи "Межличностные отношения подростков: влияние на самооценку" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)