Главная » Интересно » Концепция развивающего обучения на раннее развитие личности
09
Jan

Концепция развивающего обучения на раннее развитие личности

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Современная педагогика считается крайне разнообразной наукой, предлагающей совершенно разные подходы к обучению детей. Концепция развивающего обучения — одна из самых популярных и эффективных методик подачи материала, которая сразу же приносит свои учебные плоды.

Суть концепции Л.В. Занкова

Систему принципов развивающего обучения впервые предложил Л.В. Занков, один из ведущих ученых и психологов советской школы. Еще в военные годы Занков обратил внимание на то, что чем сложнее были задания для учеников, тем эффективнее они познавали науку, при этом развивая не только учебные навыки, но и творческие способности. Преподаватель считал, что подавать информацию нужно максимально быстро, при этом постоянно повышая уровень нагрузки. Все это приводит к тому, что дети работают на пределе своих интеллектуальных возможностей, открывая те грани умственных и психологических способностей, о которых ранее даже не догадывались.

Сама концепция окончательно сформировалась только в 50-е годы XX века, и Занков активно использовал ее на практике, желая доказать правомерность своих теорий. Вскоре система, разработанная Занковым для младших школьников произвела фурор среди преподавателей, заставляя повсеместно отказываться от традиционной, советской методики обучения.

Главный принцип учебной системы Л.В. Занкова состоит в том, что необходимо подавать детям наиболее сложный материал, заставляя их интеллектуально развиваться. Подача учебного материала в медленном темпе и в малых количествах приводит к тому, что у детей отсутствует стремление стать лучше, открыть новые грани своих талантов. В противовес этому, сложная программа вынуждала школьников прыгать выше собственной головы, расширяя свой интеллектуальный уровень.

Еще один принцип, являющийся основой развивающего обучения — это акцент на теоретических знаниях. Занков считал, что правильно поданная теория может оказаться куда эффективнее практики, поскольку свои знания ребенок может эмпирическим способом применить в разных областях. Согласно концепции развивающего обучения, всем ученикам, вне зависимости от их успеваемости, подается один и тот же материал в одинаковом темпе. При этом преподаватель обязан отдельно работать с отстающими детишками, стимулируя их к новым знаниям.

Главный нюанс концепции состоит в том, чтобы не ставить перед детьми невыполнимых задач. Материал, подаваемый преподавателем, должен быть чуть сложнее того, к которому привыкли дети. Постепенно привыкая к новому уровню знаний, дети выходят на совершенно иную ступень интеллектуального развития. Трудный материал вкупе с акцентом на теорию должен помочь детям постигнуть саму суть предмета, сущность изучаемых явлений, что в будущем поможет ребенку сразу же вычленять главное в изучаемом материале.

Важную роль играет и тот факт, что у детей нет границ в обучении. Преодолевая одну трудную ступень, перед ними оказываются все новые и новые знания, что заставляет детишек целенаправленно двигаться вперед. Психологи давно сумели доказать, что концепция развивающего обучения приводит к тому, что дети вырастают более целеустремленными, готовыми всегда учиться и приспосабливаться даже к самым сложным условиям.

Л.В. Занков выделял и еще один важный принцип своей концепции — осознание детьми необходимости обучаться. Считается, что сознательное участие ребенка в учебном процессе заметно повышает его успеваемость, влияя и на целеустремленность школьника.

По мнению знаменитого психолога и педагога, особенно важно внедрять концепцию развивающего обучения именно в начальных классах, когда дети только приступают к изучению школьной программы. В этом возрасте преподаватели прививают своим ученикам желание трудиться, все время идти вперед, несмотря на сложность новых предметов, делая детишек куда более активными и целеустремленными. Применение системы Занкова в старших классах при ранее использованной традиционной педагогической модели, уже не дает таких результатов. Более того, дети начинают хуже успевать по учебным предметам, не справляясь с нагрузкой.

Главные сложности развивающего обучения и концепции других ученых

Развивающее обучение вызывает немало сложностей, причем не только у детишек, но и у самих преподавателей. Чтобы подавать материал на столь высоком уровне быстро, да еще и все время повышая сложность тем, нужно быть настоящим профессионалом своего дела. Многие современные педагоги просто не могут освоить данную сложную концепцию, внедряя ее либо не до конца, либо абсолютно неправильно. Такое частичное внедрение не приносит никакой пользы, а порой оборачивается лишь ухудшением успеваемости.

Именно поэтому при вузах сейчас довольно часто организуются специальные курсы и лекции по правильному внедрению концепции развивающего обучения. Отсутствие учебно-методической базы — еще одна проблема, которая мешает обнаружить все достоинства развивающей системы в обучении. Преподавателю приходится перелопатить десятки учебников, чтобы составить сложную, и одновременно понятную учебную программу. Обучение по такой программе происходит в быстром темпе, материал подается четко и без лирических отступлений. Именно поэтому в рамках такой концепции регулярно используются таблицы, схемы и разнообразные тезисы. До тех пор, пока у учителя не будет разработана подобная программа, внедрение развивающей концепции окажется невозможным.

У многих неопытных преподавателей возникают сложности и с теми детьми, которые плохо успевают по предмету. Вся проблема в том, что таких детей нельзя продолжать нагружать учебным материалом, стараясь заставить его через сложные задачи выйти на новый уровень развития. В случае с отстающими детишками, увеличение нагрузки приводит лишь к дальнейшему ухудшению их успеваемости. Работать с такими детьми необходимо по четко разработанной схеме, можно сказать индивидуально.

Принципы педагогической деятельности Занкова как раз подразумевали необходимость работы с каждым ребенком на максимально высоком для него уровне. Однако из-за сложности учебного материала, многие преподаватели забывают про отстающих детишек, создавая в классе своеобразное расслоение по уровню интеллектуальной активности.

Несмотря на разнообразные сложности, концепция Занкова активно изучается и перерабатывается другими учеными. Так, например, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин еще в 60-е годы XX века доказали, что советская, традиционная система подачи информации не эффективна. Такая система не позволяет детям выходить на новые уровни развития, ограничивая их успехи по предметам. Эти ученые в дальнейшем разработали свою концепцию развивающего обучения, которая немного отличалась от той, что предлагал Занков.

Концепция Давыдова-Эльконина подразумевает активное использование теоретических знаний для раннего формирования личностных устремлений ребенка. Педагогу в рамках этой концепции необходимо постоянно экспериментировать с методиками подачи информации, используя нетрадиционные учебники и педагогические программы. По мнению Давыдова и Эльконина, теоретическое изучение материала приводит к его анализу и абстрагированию, что выводит детей на новый уровень развития. Данная система также подразумевает подачу материала в сложной и быстрой форме, но для этого учителям нужно использовать новые, революционные методики.

Несмотря на все сложности развивающей концепции в обучении, она позволяет довольно быстро освоить даже самые сложные предметы, в корне изменив отношение детей к наукам. Вот только для активного внедрения такой концепции необходимо иметь структурированную научную базу и немалый педагогический опыт.

В современном мире существует множество разнообразных концепций, которые якобы должны повысить педагогические результаты, но система Занкова считается одной из самых успешных. Благодаря постоянному интеллектуальному росту дети успешно справляются с учебными проблемами, открывая в себе все новые и новые таланты, навыки, о которых ранее они и не догадывались.

Автор:    

К записи "Концепция развивающего обучения на раннее развитие личности" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)