Любой без исключения ребенок, начинающий включаться в общественную жизнь, всегда испытывает определенные трудности в течение развертывания механизма социализации.
Конкретное воплощение и сила проявления отдельных проблем находится в явной взаимосвязи как с возрастом ребенка, так и с его индивидуальными чертами характера. Среди многообразных факторов, влияющих в конечном счете на успешное встраивание школьника в существующие системы окружающих его социальных связей, по-настоящему значимыми признаются лишь два ведущих.
Первый из них, связанный с умениями работы с информацией, великолепно развивается и формируется во время непосредственного учебного процесса. Навыки по переработке получаемых от учителя знаний, равно как и использование самостоятельно совершенных открытий очень востребованы и непрерывно шлифуются на протяжении всех школьных лет.
Второй фактор, относимый к числу ведущих по части обеспечения успеха в делах социализации крепко связан с коммуникативными навыками. При этом, умения этого круга не ограничиваются простой смелостью и уверенностью в ведении и инициировании диалогов и бесед, а распространяются на всю коммуникативную культуру, включая такие сложные ее образования как использование инструментов общения с целью реализации собственного потенциала, возможностей, способностей.
Как раз с процессами формирования коммуникативной культуры в школьные годы сопряжено немало проблем, обусловленных, в первую очередь, именно специфическими новообразованиями такого возрастного периода. Школьный возраст охватывает целое десятилетие, большая часть которого приходится как раз на сложные подростковые годы.
В этом возрасте школьник сталкивается с проявлениями самосознания, заключающихся в стремлении познать собственную личность, увидеть и оценить личные способности, потребности и прочий спектр индивидуальных характеристик. Дальнейшее развитие самосознания приводит к запуску механизмов самовыражения, самоутверждения. К школьнику в подростковые годы приходит ощущение взрослости, которое он тут же проявляет уже не простыми подражательными конструкциями, а стремлением поставить себя в реальную ситуацию взрослого человека.
Именно такими процессами объясняется повышенная активность школьников сразу в нескольких областях: в направлении к миру взрослых, в отношении своих сверстников и применительно к самому себе.
Со стороны активность такого рода может быть заметна как возрастание доли критичности в отношении к себе, потребность в переналадке внутреннего порядка, перенастройке самого себя, подлинном
самовоспитании с усилением положительных черт и угнетением всего того, что воспринимается как отрицательные качества и свойства. Для того, чтобы все эти процессы построения отношений с самим собой протекали адекватно, подростку необходимо развивать и аспекты из межличностных отношений, из связей с соответствующими субкультурами.
Разумеется, что все эти отношения с собственной личностью, с окружающими персонами и обществом в целом не могут проходить идеально гладко. Для подросткового периода развития наличие огромного числа противоречий можно считать своеобразной нормой. Это могут быть противоречия разнопланового характера, проявляющиеся в разрыве между желанием что-то сделать и неумением это совершить. Школьник-подросток желает разобраться и в себе, и в других людях, однако не умеет оценивать ни себя, ни личности прочих людей. Противоречия другого плана обусловлены одновременным присутствием и наличием взаимоисключающих потребностей. Дети в подростковые годы с равной силой стремятся к повышению интенсивности общения и обретению покоя во временном одиночестве.
Такие сложные проблемы целиком охватывают подрастающее и формирующееся сознание, неудивительно, что практически все подростки и школьники отличаются наличием внутреннего напряжения и беспокойства, состоянием, когда все психофизиологические функции активизированы и действуют в полную силу.
Для работы со школьниками великолепно подходят различного рода тренинги, опросники для школьников. Своеобразные курсы обучения всевозможным коммуникативным навыкам рассчитаны на краткий срок, предусматривая при этом хорошую нагрузку по части полученных навыков и знаний.
Психологические тренинги для школьников обычно очень радушно воспринимаются аудиторией школьников-подростков, и на это существует целый ворох причин. Первую из них оценят и педагоги с учителями: в ходе тренинга передаются основные и базовые знания, концентрированная информация, сжатая до состояния искомой сути.
Вторая причина тотальной любви к тренингам со стороны всех заинтересованных в успешной социализации школьников групп заключается в том, что они предполагают непосредственное проживание нового опыта, после которого участник самостоятельно приходит к пониманию важных истин. Немаловажно и то, что тренинги обычно предполагают еще и обогащение багажа знаний отдельного участника за счет опыта прочих участников, информация о которых передается во время совместных обсуждений.
Кроме того, каждый тренинг предполагает с одной стороны, создание откровенной и доверительной атмосферы, а с другой, соблюдение полной конфиденциальности. Такие условия подростками очень приветствуются, ведь образованный ими режим работы уже сам по себе сглаживает многие сложности.
Обычно тренинг проводится для группы, однако, после психологического консультирования с грамотным специалистом вполне допустима организация тренингов индивидуального характера.
На текущий момент развития психологических знаний не существует четкой и единственно верной классификации тренингов, однако, условные разделения и отнесения к тому или иному виду или типу вполне уместны.
Если брать за основу такой признак как стиль ведения тренингов, то мы получим четыре вида тренингов. Первый из них именуется навыковым, и, что вполне явно следует из названия, ориентируется на отработку сугубо поведенческого навыка.
Второй вид – тренировочный, является более развернутой формой предыдущего вида, и предполагает не автоматическое запоминание последовательности действий, а вполне осознанное ее выполнение и усвоение.
Третий вид тренингов – активнообучающий – является одним из самых популярных, поскольку предполагает самостоятельную добычу знаний с небольшой кураторской помощью ведущего.
Четвертый и последний в данной классификации вид называют самораскрывающим видом тренингов, в ходе которых происходит преображение как поведения участника, так и преобразование в его отношении к разрешаемой проблеме.
Можно сказать, что психологическая работа в форме тренинга оказывается весьма эффективной, что не может не радовать педагогов и родителей, а также интересной, нескучной и актуальной, что немаловажно для самих школьников.
К записи "Какие существуют психологические тренинги для школьников?" оставлено 0 коммент.