Сказкотерапия – это очень естественный прием в воспитании, метод лечения, который способствует развитию творческих способностей, формированию целостной личности, учит правилам взаимодействия с миром вокруг ребенка.
Сказку в работе с детьми применяют как врачи, так и педагоги, психологи, находя в ней ценность именно для своего рода деятельности.
Всем известно, что дети воспринимают все совершенно иначе, чем взрослые, значит и подход нужен другой. Проводя аналогию, можно отметить, что сказка для ребенка то же, что психологическая консультация для взрослого человека. Подсознание маленького слушателя воспринимает рассказанную сказку и проводит свой анализ, делает выводы, что очень важно для развития личности и сознания.
Занятия по сказкотерапии для школьников помогут в интересной игровой форме справиться со многими возникающими у детей проблемами. Учащиеся начальных классов часто предпочитают волшебные сказки, наполненные чудесами, яркими персонажами, а ближе к подростковому возрасту их интерес обращен к сказкам-притчам, являющимся носителями глубинной жизненной философии. Как правило, на работу с одной притчей отводится отдельное занятие.
«Сказочное» занятие может проходить в различных формах:
— рассказывание и сочинение сказки. Наверно, самый простой метод, использующийся не только педагогами и психологами, но и родителями, однако простота не мешает ему приносить пользу и оказывать положительное воздействие на ребенка. Здесь следует заметить, что более продуктивно именно рассказывание, нежели чтение, так как в этом случае можно уловить реакцию ребенка на всю услышанную информацию. Кроме этого, можно предложить школьнику совместное или самостоятельное сочинение сказки, что еще больше будет способствовать развитию фантазии и воображения;
— рисование сказки. После прослушивания будет весьма полезно представить сказку в виде рисунка, аппликации, или какой-либо поделки, что поможет детям выразить в цветах и формах свои мысли, ощущения и впечатления. Возможно, это даже даст выход имеющимся страхам и сказкотерапия, занятия подобного рода станут решением проблемы;
— изготовление кукол. Здесь большое значение имеет сам процесс создания куклы. Детям нужно будет продумать работу и воплотить свое видение персонажа, вложив частичку себя. Кроме этого, такое занятия будет способствовать улучшению концентрации, развитию мелкой моторики. Психологи утверждают, что манипулирование куклами способно снять нервное напряжение. Также немаловажно то, что использование кукол поможет детям приобрести необходимые социальные навыки, опыт взаимодействия, окажет положительное влияние на развитие коммуникативности, самосознания;
— песочная терапия. Этот современный метод хорошо сочетается со сказкотерапией. Как видно из названия метода, главным материалом для работы служит песок, ведь из него можно создавать фигурки, воплощать возникающие в воображении образы на основе сказок. Песочная терапия хороша тем, что, по сути, является творчеством, способствует самовыражению ребенка, дает возможность ощутить свою причастность к той же сказке, прочувствовать и осознать ее содержание. Кроме песка желательно предложить детям разнообразные фигурки, игрушки чтобы дополнить общую картину. Продолжая природное начало занятия, весьма полезным будет использовать камни, семена, засушенные растения, перья, ракушки и прочее. При этом дети должны сами выбирать нужные предметы, основываясь на своих ощущениях;
— еще один метод сказкотерапии – это кататимный подход в сказку. В основе этого метода лежит свободное фантазирование на данную тему.
Специальная методика «Кататимного подхода в сказку» создана психологом Я. Л. Обуховым. В этой методике собраны элементы символдрамы и сказкотерапии. Занятие включает в себя четыре шага (фазы) .
Предварительная беседа – школьник рассказывает о сказке, которая нравится ему больше всего. Затем ребенку предлагается выделить любимые моменты, поведать, когда он первый раз услышал эту сказку и что он думает о персонажах. Продолжительность фазы – от 15 до 20 минут.
Релаксация. Ребенок должен закрыть глаза и попытаться расслабиться с помощью специального упражнения. Фаза длится от 1 до 5 минут.
Представление образа. Школьнику предлагается включить воображение и представить себя в своей любимой сказке. На данную фазу отводится примерно 20 минут.
Обсуждение. Пожалуй, ключевая фаза – необходимо поговорить на тему выбранной сказки, подвести итоги. В качестве домашнего задания, школьника просят сделать рисунок, в котором отразить все, что он смог представить на занятии. На следующем уроке проводиться обсуждение готового рисунка.
Сказкотерапия требует от педагогов и психологов настоящего мастерства в правильном и уместном использовании доступных детям метафор. По словам Чех Е. В. , язык сказки способен описать все окружающее, без каких-либо исключений.
К записи "Как применять метод сказкотерапии для школьников?" оставлено 0 коммент.