Школьная система в Германии начала свое развитие еще в древние времена. Современная учебная система страны имеет значительный успех, и это очевидно, если посмотреть на общий уровень развития государства.
Еще прежде создания Германской империи под воздействием Реформации определился принцип необходимости и обязательности школ.
Уже в 1717 году Фридрих I выдал указ о том, что все дети, которые имеют возможность посещать школу, обязательно должны учиться. Наследник престола Фридрих II эдиктом 1736 года предусмотрел строительство школ даже в некоторых провинциях и утвердил обязательность посещения учебного заведения.
Старый тип школ, в которых изучали только примитивные знания и латиницу, а также прежние университеты вскоре стали конкурировать с современными школами, где огромное значение уделялось изучению точных наук и современных языков. На смену старым учебным учреждениям пришли также профессиональные школы.
Со временем влияние церкви на государство в стране стало все менее заметным и система образования начала работать, всецело опираясь на потребности страны. Уже в 1810 году В. Гумбольдтом были введены специальные экзамены, которые позволяли выбрать для преподавания только лучших квалифицированных учителей. В это время профессия учителя стала одной из наиболее престижных во всем немецком государстве. В свою очередь уровень образования в Германии был назван весьма высоким в Европе.
Начиная с 1834 года каждый выпускник желающий поступить в университет должен был сдать выпускной экзамен в классической гимназии. После успешной аттестации школьнику открывался прямой путь дальнейшего обучения свободным профессиям: журналиста, нотариуса, адвоката, архитектора, переводчика. Также аттестат зрелости давал возможность сразу приступить к должности в системе гражданской службы.
В 1871-1918 годах во время правления Вильгельма II школьное образование в Германии приобрело еще более национальный характер. Образцовыми учебными заведениями значились в особенности школы Пруссии, где в высшей мере выполнялась поставленная задача – воспитать исполнительного, умелого работника, патриота своего государства. Но на этом власти не остановились.
Постоянное обучение и трудовая деятельность стали всецело забирать самостоятельность и независимость у людей, которые должны были выполнять свои гражданские обязанности всю жизнь. Уже вскоре профессорами университетов стали назначать политиков, которые неустанно формировали в местной молодежи определенные политические мнения.
Сейчас Германия является одной из наиболее развитых европейских стран. Государственная школьная система страны на данном этапе всецело демократичная. Кроме того образование в ФРГ является всеобщим и бесплатным.
Для того чтобы обеспечить детей знаниями, на территории страны открыто 50 тысяч школ, в которых получают знания более 12 млн. детей. Общее количество лет, которое здешние школьники проводят за школьной партой, насчитывает 12-13. При этом обязательный минимум, который должен закончить каждый ученик – 9 классов.
Германская система образования предусматривает три ступени: начальные классы, среднее І и среднее ІІ.
Каждого ребенка по достижении 6 лет родители отдают в начальную школу. Именно там ближайшие 4 года их малыш получает первые школьные знания.
В начальной школе дети получают общие сведения с разных отраслей знаний, на основе которых будет происходить их дальнейшее обучение. На большей территории Германии младшие школьники обучаются в начальной школе 4 года, и только в Берлине и Бранденбурге 6 лет.
В каждый последующий класс дети переходят по результатам годовых отметок. Задание начальной школы в Германии – помочь детям освоить процесс обучения, плавно переходя от игровой к школьной деятельности. Кроме того младшая школа должна дать основную базу знаний для успешной учебы в дальнейшем.
В первые два года обучения, 17 часов в неделю дети осваивают блок знаний с немецкого, математики, музыки, природоведения, движения и эстетического воспитания. Данные занятия помогают малышам адаптироваться к школе и новым видам деятельности. Учитель младшей школы в Германии имеет право самостоятельно устанавливать к ученикам требования, а также проводить разного рода развивающую работу. При этом в 1 и 2 классе оценки ученикам еще не ставят.
Полноценное оценивание знаний в немецкой школе начинается с 3 – 4 класса. За свои успехи ученики могут получить от 1 до 6 баллов. Интересно то, что оценки в Германии ставят совсем не так как в России, а точнее, наоборот. Так, 1 считается наиболее успешной отметкой, а вот 6 свидетельствует о неудовлетворительном уровне знаний.
Если учебный год школьник закончил с определенным количеством 5 и 6, его могут оставить проходить курс повторно. В свою очередь поведение школьников также имеет свои оценочные характеристики и разделяется на 4 категории: отличное, соответствующее требованиям, соответствующее ограниченным требованиям и не соответствующее требованиям.
Уже 3 классе учителя напоминают родителям о том, что нужно задуматься, в какую школу далее отправится их ребенок. Дальнейшие школьные предметы в Германии ученики будут изучать в соответствии с выбранным профилем.
Данный этап обучения продолжается до 10 класса. Среднее образование І степени предусматривает разделение учеников после начальной школы на 3 категории, в соответствии с которыми школьники попадают в школу рабочих профессий, реальную школу или гимназию.
Для слабых учеников предложена называемая «главная школа», строк обучения в которой 5 лет. Школьников здесь готовят к профессиональной деятельности минимальных квалификаций. Учебные занятия в таких школах занимают около 30-33 часов в неделю. Закончив главную школу немецкий выпускник может устроиться на работу или же продолжить обучение.
Школьники, которые закончили младшую школу со средними отметками, попадают в «реальную школу», где обучаются 6 лет. После получения аттестата они могут устроиться на работу. Наиболее способным школьникам предоставляется возможность обучаться в 11 и 12 классах гимназии.
Сильные ученики имеют право сразу поступить в гимназию, обучение в которой открывает прямой путь к дальнейшему поступлению в университет после получения аттестата.
Данный этап представляет собою обучение в 11-х и 12-х классах гимназии. В гимназии также есть и 13 класс, ученики которого считаются абитуриентами и тщательно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.
Выпускники гимназии в конце обучения должны успешно сдать все предусмотренные экзамены, которые являются не только итогом их школьной деятельности, но и рейтинговыми баллами для поступления в ВУЗ.
Немецкая школьная система много в чем похожа на русскую. Но в тоже время она устроена более расчетливо и сосредоточена на том, чтобы каждый получал место в обществе в соответствии со своими знаниями.
К записи "Государственная школьная система в Германии: самое интересное в организации" оставлено 0 коммент.