Главная » Интересно » Дислексия у школьников: как распознать и что делать?
24
Oct

Дислексия у школьников: как распознать и что делать?

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Дислексия у детей – это проблема, с которой сталкиваются пять – десять процентов детей младшего школьного возраста. Очень важно вовремя ее выявить и попытаться устранить и откорректировать.

Дислексия – это нарушение восприятия, при котором человеку трудно воспринимать цифры или буквы. Он их знает, может различать, но не всегда может быстро понять их смысл. Дислексия у школьников обычно обнаруживается уже в первые годы обучения. Детям с такими нарушениями труднее воспринимать информацию, которую они получают на уроке. При этом то, что усваивается на слух, не доставляет им неудобств, но написанный или напечатанный текст не всегда воспринимается, как должно. Люди, страдающие дислексией, путают некоторые буквы и цифры, иногда слова, меняя их местами или воспринимая вверх ногами.

Интеллект у таких людей нормальный, но из-за того, что современные методы обучения в основном ориентированы на восприятие письменной речи, у них могут быть трудности с его усвоением. Как правило, ребенок-дислектик из-за неспособности учиться так же, как другие, может испытывать определенные трудности, иногда подвергаться насмешкам. Вследствие этого возникает психологическая травма, замкнутость. Родителям такого ребенка очень важно вовремя сориентироваться в причине его поведения и проверить на наличие дислексии. Чем раньше проблема будет диагностирована, тем большая вероятность, что ребенку успешно удастся с ней справиться.

Иногда это нарушение вызывает недостаток определенных полезных веществ в организме. Это же может усугубить уже существующую проблему. Поэтому родителям важно следить, чтобы в рационе питания ребенка было достаточно лецитина, цинка, а также тех аминокислот, которые отвечают за нормальную работу мозга. Такому ребенку нужно больше потреблять жидкости.

Для коррекции дислексии психологами разработаны определенные методы и упражнения, которые помогут справиться с проблемой. Сейчас большую популярность приобрел метод Дейвиса. Он ориентирован на то, чтобы научить человека, страдающего дислексией, блокировать то, что мешает ему нормально ориентироваться в мире текстовой информации. Дейвис считает, что центральным тут является обнаружение так называемой «точки ориентации». Это особое состояние мозга, при котором человек способен воспринимать окружающую действительность такой, как она есть, не примешивая к этому каких-либо эмоций или всего того, что мешает ее восприятию.

Методика основана на образном восприятии тех слов и цифр, которые дислектик воспринимает. Он должен запоминать те сложные и плохо понятные ему слова в виде определенных образов, которые будут для него более близкими и помогут преодолеть барьер. Метод Дейвиса делит коррекционный процесс на ряд этапов, при прохождении которых ребенку или взрослому человеку будет становиться все легче справляться с проблемой. Это такие этапы, как «постановка «фокуса», оптимальная настройка, «освоение символов» и другие.

Лечение дислексии у детей может проводиться и дома с помощью выполнения различных упражнений. Родители вполне могут заниматься с ребенком самостоятельно. При условии регулярных тренировок можно достигнуть замечательных результатов.

Одним из упражнений с детьми-дислектиками является работа с обычным резиновым мячом небольшого размера. Его можно приобрести в обычном детском или даже зоомагазине. Необходимо взять обычную книгу или учебник и заставлять ребенка читать по слогам. При произнесении каждого слога он должен сжимать резиновый мячик изо всех сил. Важно, чтобы при этом работали все пальцы, в том числе те, что обычно не задействуются: безымянный и мизинец. Когда ребенок это освоит, можно усложнить упражнение – перекладывать тот самый мячик из одной руки на другую, читая слова все так же по слогам.

Еще одно упражнение – это чтение слов в обратном порядке. Существует и специальная гимнастика для артикуляции. Начинать ее нужно с разминки, сосредоточившись на дыхании: вдыхать через нос, выдыхать через рот, снова вдохнуть, задержать дыхание, снова выдохнуть, затем вдохнуть и выдыхать медленно и дозировано. После разминки можно приступать к упражнениям на дикцию. При работе с детьми можно использовать звуки, которые они обычно слышат в окружающей действительности. К примеру: «Котенок мяукает: мяу-мяу, щенок лает: гав-гав, жук жужжит: ж-ж-ж, лев рычит: р-р-р».

Хорошо помогают для коррекции речи скороговорки. Нужно, чтобы ребенок проговаривал их размеренно и шепотом. Подобрать можно любые, а лучше всего те, которые содержат звуки, с которыми у ребенка возникают проблемы. После чтения скороговорок можно приступить к упражнениям на чтение, подбирая при этом слова, содержащие схожие буквы. Читать нужно в разном темпе. К примеру: эти слова можно прочесть негромко и в среднем темпе: орка, орца, орта, орда, орла, орча, орса, оржа. Следующие можно прочесть на повышенном тоне и в быстром темпе: ларь – гарь – парь, зверь – червь – дверь.

Еще одно упражнение: ребенку нужно глубоко вздохнуть и, выдыхая, произносить по пятнадцать согласных звуков. К примеру: бвмрпрвснптсдгм или зксжшцчшсжзсцчш. Можно еще произносить эти же согласные, вставляя между ними одну какую-нибудь гласную букву. Полезно проговаривать и гласные звуки, составляя из них ряд и поочередно делая ударение на каждой из этих гласных: а о у ы э я ю и е.

Детям с дислексией очень важно научиться хорошо и правильно читать. В этом может помочь упражнение «Буксир», которое можно выполнять в разных вариациях. Первый вариант этого упражнения заключается в следующем: нужно, чтобы ребенок работал в паре со взрослым. Последний читает мысленно и водит пальцем по тем строкам, которые читает. А ребенок проговаривает эти слова вслух, приноравливаясь к темпу. Второй вариант «Буксира» отличается от первого тем, что оба: и взрослый, и ребенок, — читают вслух. Сначала взрослый старается произносить слова в том же темпе, что и ребенок. Потом он прекращает чтение вслух и читает про себя. Точно так же делает ребенок. Чтение вслух чередуется с чтением про себя, и ребенок учится читать в правильном темпе, чтобы поспевать за взрослым.

Еще одно упражнение, тоже направленное на технику чтения – неоднократное чтение. Ребенок должен читать вслух или про себя на протяжении минуты. Нужно отметить, сколько текста он успел осилить за это время. Читать так можно до трех раз, проверяя, есть ли успехи, и смог ли ребенок прочесть больше, чем в предыдущие разы. При позитивном результате у ребенка повышается самооценка, ему хочется продолжать заниматься дальше. Важно не переусердствовать и не напрягать ребенка слишком сильно.

Хороший эффект оказывает и чтение в очень быстром темпе. Важно следить, чтобы при этом окончания слов выговаривались четко и понятно. Длиться это упражнение должно не больше полминуты.

Важно помнить, насколько важно выявить дислексию у ребенка на ранней стадии, пока это еще не стало причиной психологических травм. При регулярных и упорных тренировках можно помочь ребенку справиться с этими трудностями.

Автор:    

К записи "Дислексия у школьников: как распознать и что делать?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)