Дети, попадая в школу, начинают развивать до того не совершенные навыки анализа и планирования, которые не только обеспечивают качественное познание новых материалов, но и влияют на психоэмоциональное развитие личности в целом.
Существуют различные способы оценки и диагностики развития детей младшего школьного возраста, однако учитывая возраст малышей (6-8 лет) , диагностику следует проводить в форме простых и веселых тестов. Только заинтересовав ребенка, можно выявить его реальные способности и потенциал.
Диагностика развития школьников 1-2 класса младшей школы нацелена на комплексное исследование психологической и интеллектуальной базы каждого ребенка, чтобы выявить возможные недостатки в развитии того или иного навыка для его совершенствования. В ходе решения простых тестов, поданных в игровой форме, следует исследовать внимание, логику, воображение, мышление, социальное развитие, психологическую готовность к обучению в школе. Выявленные в ходе этого мероприятия задатки и склонности каждого школьника, педагоги получают наиболее полную картину развития учащихся, чтобы в индивидуальном порядке вести работу по развитию определенного навыка.
Систематическая, плановая диагностика развития младших школьников позволяет оценить эффективность выбранной программы образования и учебно-воспитательной работы педагогов.
Достигнув возраста 6-7 лет, дети считаются готовыми к обучению в младшей школе, их интеллектуальное и моральное развитие достигает необходимого уровня. Однако все первоклашки отличаются своими способностями, они показывают разные результаты в тестов. Если для одного первоклассника задания на логику, рассчитанные на детей 2-3 класса, вполне доступны, то для другого могут оказаться слишком сложными тесты даже его возрастной категории. Особенно разные показатели школьники проявляют в решении тестов на вербальную самооценку, восприятие сложных факторов окружающей среды, рефлексных и сознательных диагностических задач. Важно правильно подобрать простые и веселые тесты, которые увлекут малышей, в результате чего, можно будет наиболее эффективно оценить индивидуальные способности каждого ученика.
Учащиеся 3-4 классов уже значительно отличаются по уровню развития от учеников 1-2 классов. Детям 8-9 лет уже можно предложить задачи, предназначенные для старших школьников.
Следует принять к сведению, что чем более ненавязчивая обстановка будет создана во время проведения тестов, чем более заинтересованы будут школьники, тем более высокие результаты смогут показать во время исследования. Дети этого возраста еще не могут контролировать свои эмоции и волевые усилия, поэтому нуждаются в мотивации.
Итак, можно привести простые и доступные варианты тестов психоэмоционального и интеллектуального развития младших школьников. Для диагностики развития речевых навыков целесообразно применять тест из методики Эббингауза, пользующийся популярностью среди педагогов и учеников. Целью исследования становится выявление масштаба словарного запаса, произвольность ассоциаций и возможности детей выражать свои ощущения словами.
Итак, детям следует предложить подобрать антонимы к характеристикам предметов. При этом не следует оперировать термином «антоним», нужно доступным языком объяснить малышам, что от них требуется назвать противоположные по значению слова. Можно предложить детям карточки с картинками. На рисунках могут быть изображены люди высокого и низкого роста, худые и полные, радостные и печальные и т. п. Дети должны составить пары из противоположных по значению рисунков и назвать каждый из них. По результатам теста можно выявить детей, имеющих отклонения в развитии речи. Как правило, эти школьники не обладают достаточным словарным запасом, чтобы охарактеризовать картинки – запинаются, долго раздумывают, употребляют приставку «не», чтобы объяснить противоположное значение (чистый – не чистый, высокий – не высокий и т. п. ) .
Для тестирования речевых навыков также можно предложить ученикам пересказать прочитанный педагогом текст, придумать рифмы к указанным словам, составить предложения из нескольких отдельных слов.
Тесты на внимание также могут быть предложены школьникам в игровой форме, помогут выявить недостатки в этой области психологического развития. Самые простые тесты – разобрать по парам картинки среди множества предложенных, пройти лабиринт, напечатанный на бумаге, найти отличия на двух, с виду одинаковых, рисунках. Оценить имеющиеся показатели внимательности учеников можно, наблюдая за их действиями. Если задание не вызывает затруднений, тест решается просто и без заминок – у ребенка нет проблем с вниманием. А в случае если школьник постоянно отвлекается, забывает, что нужно было сделать, значит, его внимание развито не достаточно.
Исследование памяти школьников – еще один важнейший фактор в исследовании развития личности. Существует три вида памяти – кратковременная, ассоциативная и долговременная. Оценить кратковременную память помогут тесты на последовательность предложенных картинок. Детям следует показать несколько рисунков, затем перемешать их и предложить расставить в прежнем порядке. Долговременную память можно проверить, спросив у детей о том, чем они занимались на уроке вчера ил несколько дней назад. Ассоциативную память можно диагностировать, предложив детям найти связь между картинками – туча – дождь, яблоко – дерево и т. п.
Мышление младших школьников, естественно, еще не слишком развито, однако, они уже должны уметь делать выводы из разных ситуаций, демонстрировать наглядно-образное мышление. Для диагностики логики следует проводить тесты, основанные на описании картинок или предметов. Ребенок должен описать цвет предмета, его качества, материал, из которого он изготовлен, назначение и прочие характеристики.
Также у детей младшего школьного возраста следует выявлять способности к учебному процессу. Такие тесты помогут выявить способности каждого ребенка к усвоению учебного материала, дисциплине. Во многих случаях на основании результатов этого теста, руководство школы принимает решение о распределении детей в разные классы по степени развития учеников. Эта диагностика должна проводиться непосредственно перед поступлением в школу, чтобы определить готовность ребенка к получению новых знаний. Для этого малыша следует попросить нарисовать несколько разных фигур, указанным цветом карандаша. Например, красный треугольник, синий квадрат, поставить точку в центре желтого круга, переместиться на несколько клеток тетради влево или вправо. Если ребенок не способен пройти эти простые тесты, следует уделить внимание развитию элементарных навыков логики, памяти, внимания, чтобы подготовить дошкольника к учебной программе.
Простые и веселые тесты для младших школьников помогут педагогам выявить недостатки к развитии тех, или иных базовых навыков, чтобы направить свои усилия для совершенствования этих качеств учеников.
К записи "Диагностика развития школьников: простые и веселые тесты" оставлено 0 коммент.