Главная » Интересно » Девиантное поведение в школе и его причины
21
Oct

Девиантное поведение в школе и его причины

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учеников с поведением, отличным от нормы, девиантным. Вообще, слово «девиантный» (deviatio) с латинского переводиться, как отклонение.

На сегодняшний день отклоняющееся поведение является не до конца изученной и понятой областью. Девиантное поведение в школе, и не только, требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Дети с ненормальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где нет второго родителя или эта социальная ячейка признана неблагополучной, нуждаются в специальной помощи для координации поведения, т. к. ни физически, ни психологически самостоятельно справиться не могут. Разберем основные факторы странного поведения, отличного от норм общества:

Генетические — некие наследственные отклонения, которые приводят к социальной неадаптации. К ним можно отнести умственные способности ребенка, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, зрения и слуха, и т. д. Психофизиологические — в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов проявляются различные аллергические и токсические заболевания. Физиологические — внешние дефекты (уродливость) , которые приводят к отрицательному восприятию данной личности сверстниками. Психологические факторы, к которым относятся психопатия, нервно-психические заболевания, пограничное состояние. Подростки с явно выраженными психическими отклонениями нуждаются в врачебной помощи. Подростки, по своей сути, крайне уязвимы и обидчивы, поэтому ребенок, которому не хватает родительской заботы и тепла, выбирает для себя защитную реакцию отчуждения (замкнутость, необщительность, холодность, пренебрежительность, эмоциональная нестабильность, и т. д. ) .

Есть также факторы, связанные с социумом, которые проявляются в недостатках школьного, общественного или семейного воспитания. Не секрет, что в неблагоприятных семьях (и не только) , в детских домах, в школах и на улице дети подвергаются жестокому обращению или насилию. Жестокое обращение — это не всегда физическое воздействие, может быть и эмоциональное насилие, которое причиняет не меньший вред психическому и физическому здоровью ребенка. Родители или опекуны таким способом пытаются воспитывать детей, не осознавая (либо прекрасно осознавая) какой ущерб причиняют ему. Реакция ребенка или подростка зависит от его возраста, опыта и характера. Но интересно другое, что дети подвергавшиеся жестокому обращению в зрелом возрасте сами воспроизводят то, что они пережили в детстве. Во всяком случае вероятность больше, по сравнению с остальными детьми.

Социально-экономические факторы — разные социальные слои общества, которые делятся на бедных и богатых, и видимость невозможности достойного социально приемлемого заработка.

Морально-этические факторы, в первую очередь, обусловлены низким культурным и духовным развитием общества. Во-вторых, равнодушие к девиантному поведению подростков влечет за собой пренебрежением ими семьей, школой, обществом в конце концов.

Итак, мы рассмотрели основные факторы девиантного поведения. Отклоняющееся поведение учеников в школе, несомненно, требует коррекции. В современной педагогике традиционно существует три способа: социально психологическая реабилитация, социально-педагогическая профилактика и психолого-педагогическое сопровождение. Остановимся на каждой поподробнее.

Как следует из названия, технология социально-психологической профилактики включает в себя предупреждение и/или устранение основных условий, вызывающие различные отклонения в поведении молодых людей социального характера. В стенах школы или любого другого образовательного учреждения данная технология осуществляется в рамках воспитательной программы.

Психолого-педагогическое сопровождение – это, в отличие от первой технологии, индивидуальная работа с проблемным учеником, которая направлена на сбор первичной информации для формулирования проблемы, психологическое исследование, разработку инструкций для подростка, его близких, классного преподавателя, администрации школы.

Последняя технология в общеобразовательных рамках не используется.

При общении с проблемным ребенком нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Предъявляйте ребенку требования по его возможностям; Принимайте его со всеми минусами и плюсами; Выделяйте значимость ребенка в выполняемой задаче путем приобщения в совместную деятельность;Не обращайте внимание других на мелкие проявления агрессии со стороны ребенка.
  • Запомните, побороть проблемы поведения в школе у ребенка можно только терпением, объяснением и поощрением (почаще искренне хвалите своего воспитанника, тогда он будет стараться для того, чтобы очередной раз похвалили) .

В случае, если проблемы с поведением возникли у ученика из-за различного рода страхов:

  • Не стоит пытаться насильно изменить его, лучше дать возможность измениться постепенно самом;Следует уделять больше времени и внимания такому ребенку;Относитесь к его страхам (даже если они кажутся необоснованными и смешными) с пониманием, и уж тем более, не стоит смеяться над ним;
  • Если проблема в том, что ученик постоянно обманывает, следуйте нижеприведенным правилам:
  • Необходимо поощрять, одобрять, хвалить ребенка за хорошие поступки;
  • Вместо того, чтобы упрекать ребенка во лжи, постарайтесь деликатно выяснить причину. Если удалось выяснить причину того, почему ребенок солгал, логичнее всего попытаться разрешить проблему для того, чтобы вызвать в дальнейшем его доверие. Однако здесь надо быть осторожным, ведь сообразительный ученик может углядеть в этом возможность всегда «сбрасывать» свои проблемы и не пытаться самому предпринимать какие-либо действия;
  • В случае, если ребенок самостоятельно признался, что соврал, нет необходимости его наказывать. Он и сам может дать оценку своим действиям.

Можно выделить две классификации девиантного поведения:

«Докриминогенный уровень» — это мелкие хулиганства и пакости, аморальное поведение, употребление алкогольных напитков, но ничего такого, что могло бы представлять серьезную опасность обществу.

«Криминогенный уровень» — это уже серьезные проступки, которые могут проявляться в преступном поведении и несут уголовную ответственность.

Задача нашего общества и, в частности, общеобразовательных учреждений — не допустить превращение просто трудного подростка в преступника. Для этого школьному психологу, совместно с поддержкой других учителей, стоит позаботиться о психологическом просвещении подростков и их родителей.

Эффективными являются следующие формы работ: тренинги, семинары и диспуты. Информирование родителей в школе на общих собраниях, круглые столы и, конечно же, индивидуальное консультирование по определённой проблеме.

Если родители и учителя в школе будут знать, как себя вести в такой ситуации, то проблем с девиантным поведением ребенка практически не будет. Такие дети со временем привыкнут к нормам общества.

Автор:    

К записи "Девиантное поведение в школе и его причины" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)