С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учеников с поведением, отличным от нормы, девиантным. Вообще, слово «девиантный» (deviatio) с латинского переводиться, как отклонение.
На сегодняшний день отклоняющееся поведение является не до конца изученной и понятой областью. Девиантное поведение в школе, и не только, требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Дети с ненормальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где нет второго родителя или эта социальная ячейка признана неблагополучной, нуждаются в специальной помощи для координации поведения, т. к. ни физически, ни психологически самостоятельно справиться не могут. Разберем основные факторы странного поведения, отличного от норм общества:
Генетические — некие наследственные отклонения, которые приводят к социальной неадаптации. К ним можно отнести умственные способности ребенка, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, зрения и слуха, и т. д. Психофизиологические — в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов проявляются различные аллергические и токсические заболевания. Физиологические — внешние дефекты (уродливость) , которые приводят к отрицательному восприятию данной личности сверстниками. Психологические факторы, к которым относятся психопатия, нервно-психические заболевания, пограничное состояние. Подростки с явно выраженными психическими отклонениями нуждаются в врачебной помощи. Подростки, по своей сути, крайне уязвимы и обидчивы, поэтому ребенок, которому не хватает родительской заботы и тепла, выбирает для себя защитную реакцию отчуждения (замкнутость, необщительность, холодность, пренебрежительность, эмоциональная нестабильность, и т. д. ) .
Есть также факторы, связанные с социумом, которые проявляются в недостатках школьного, общественного или семейного воспитания. Не секрет, что в неблагоприятных семьях (и не только) , в детских домах, в школах и на улице дети подвергаются жестокому обращению или насилию. Жестокое обращение — это не всегда физическое воздействие, может быть и эмоциональное насилие, которое причиняет не меньший вред психическому и физическому здоровью ребенка. Родители или опекуны таким способом пытаются воспитывать детей, не осознавая (либо прекрасно осознавая) какой ущерб причиняют ему. Реакция ребенка или подростка зависит от его возраста, опыта и характера. Но интересно другое, что дети подвергавшиеся жестокому обращению в зрелом возрасте сами воспроизводят то, что они пережили в детстве. Во всяком случае вероятность больше, по сравнению с остальными детьми.
Социально-экономические факторы — разные социальные слои общества, которые делятся на бедных и богатых, и видимость невозможности достойного социально приемлемого заработка.
Морально-этические факторы, в первую очередь, обусловлены низким культурным и духовным развитием общества. Во-вторых, равнодушие к девиантному поведению подростков влечет за собой пренебрежением ими семьей, школой, обществом в конце концов.
Итак, мы рассмотрели основные факторы девиантного поведения. Отклоняющееся поведение учеников в школе, несомненно, требует коррекции. В современной педагогике традиционно существует три способа: социально психологическая реабилитация, социально-педагогическая профилактика и психолого-педагогическое сопровождение. Остановимся на каждой поподробнее.
Как следует из названия, технология социально-психологической профилактики включает в себя предупреждение и/или устранение основных условий, вызывающие различные отклонения в поведении молодых людей социального характера. В стенах школы или любого другого образовательного учреждения данная технология осуществляется в рамках воспитательной программы.
Психолого-педагогическое сопровождение – это, в отличие от первой технологии, индивидуальная работа с проблемным учеником, которая направлена на сбор первичной информации для формулирования проблемы, психологическое исследование, разработку инструкций для подростка, его близких, классного преподавателя, администрации школы.
Последняя технология в общеобразовательных рамках не используется.
При общении с проблемным ребенком нужно придерживаться следующих рекомендаций:
В случае, если проблемы с поведением возникли у ученика из-за различного рода страхов:
Можно выделить две классификации девиантного поведения:
«Докриминогенный уровень» — это мелкие хулиганства и пакости, аморальное поведение, употребление алкогольных напитков, но ничего такого, что могло бы представлять серьезную опасность обществу.
«Криминогенный уровень» — это уже серьезные проступки, которые могут проявляться в преступном поведении и несут уголовную ответственность.
Задача нашего общества и, в частности, общеобразовательных учреждений — не допустить превращение просто трудного подростка в преступника. Для этого школьному психологу, совместно с поддержкой других учителей, стоит позаботиться о психологическом просвещении подростков и их родителей.
Эффективными являются следующие формы работ: тренинги, семинары и диспуты. Информирование родителей в школе на общих собраниях, круглые столы и, конечно же, индивидуальное консультирование по определённой проблеме.
Если родители и учителя в школе будут знать, как себя вести в такой ситуации, то проблем с девиантным поведением ребенка практически не будет. Такие дети со временем привыкнут к нормам общества.
К записи "Девиантное поведение в школе и его причины" оставлено 0 коммент.