Главная » Игры » Упражнения и игры на развитие внимания у младших школьников
15
Aug

Упражнения и игры на развитие внимания у младших школьников

Рубрика: Игры     Комментарии: Комментариев нет

Причем, крайне важно понять, что такие занятия следует начинать проводить чуть ли не с самых пеленок, ведь многие родители серьезно ошибаются, полагая, будто такие навыки, как чтение, счет и письмо, являются определяющими в подготовительном процессе к школе, не уделяя при этом должного внимания развитию усидчивости и внимания.

А между тем, именно эти факторы являются наиболее важными для обеспечения хорошей успеваемости ребенка, ведь научиться писать и считать дети 7-8 лет способны достаточно быстро, но при наличии усидчивости, для чего крайне необходимыми являются всевозможные игры на развитие внимания у младших школьников. Мало того, данный вопрос является настолько актуальным, что во многих высших учебных заведениях широко используется тема «Внимание детей младшего школьного возраста» (курсовая, дипломная, научная работы, издание методических пособий и другой специализированной литературы и прочее, тому подобное). Ранняя подготовка к школе дает определенные бонусы, но только в том случае, если упор делается именно на усидчивость и развитие внимания, а вовсе не на заучивание определенных алгоритмов решений тех или иных задач.

Причем, абсолютно неважно, кто именно возьмет на себя ответственность за выполнение поставленной цели — родители или профессионалы, главное, чтобы процесс подготовки включал в себя, действительно, эффективные упражнения и тренинги. Но как бы там ни было, откладывание на потом развитие внимания у младших школьников, рассчитывая на то, что этому непременно научат в школе, является однозначно неверным решением, так как современная программа уделяет таким занятиям минимальное количество времени. Исключением, пожалуй, являются частные учебные заведения, а также дополнительные занятия с классным педагогом и школьным психологом, организацией которых занимаются родители учащихся.

Что касается более ранних тренировок, предназначенных для эффективного развития внимания, то их рекомендуют начинать проводить с двух-трех лет. Для этого ребенку предлагают группировать одинаковые фигурки (по форме, потом по цвету), расставлять на места заведомо перепутанные между собой предметы (подойдут специальные наборы, мозаики, паззлы, хотя не исключено использование и бытовых принадлежностей), обводить рисунки по пронумерованным по порядку точкам и прочее, тому подобное. Возможно, в это трудно поверить, но даже обычное рисование палочек в ряд или заполнение клеток тетрадного листа точками, помогут сосредоточиться маленькому непоседе и постепенно выработать все необходимые дисциплинарные навыки. Естественно, это актуально в том случае, если занятия будут проводится регулярно.

Чем старше становится ребенок, тем сложней должны быть задачи, причем, крайне необходимо обращать его внимание на окружающую его среду, животных, любые изменения в природе. В данном случае рекомендуется подавать новую информацию в полуигровом режиме «вопрос-ответ», ведь только тогда получится не только донести ее до будущего ученика, но и качественно закрепить все новые факты в его еще недостаточно окрепшем сознании. Очень здорово помочь в этом деле могут всевозможные опыты, ведь само их проведение подразумевает наблюдение и, как следствие, максимальное сосредоточение на объекте этого самого наблюдения. Любознательность является очень хорошим маркером, ведь ребенок, которому все интересно, гораздо легче втягивается в учебный процесс, другое дело, что в его голове может постоянно возникать определенный сумбур, нуждающийся в дополнительной коррекции.

Обязательно следует учитывать и особенности внимания младших школьников, которые очень остро нуждаются в его качественном развитии именно в этот период. Причем, работать в этом направлении можно как на различных внеклассных мероприятиях, так и в домашних условиях, было бы, как говорится, желание. В любом случае, регулярное применение всевозможных упражнений очень быстро даст свои плоды, что зачастую приятно удивляет родителей, которые испытывали определенные трудности в вопросе адаптации собственных детей к учебно-воспитательному процессу. Что касается наиболее эффективных упражнений, то их действительно очень много, причем каждое заслуживает особого внимания.

Так, например, учащиеся младших классов на ура воспринимают игру «Зеркала», которая является не просто развивающим мероприятием, а самой настоящей психогимнастикой. Для ее осуществления взрослый окружает себя детьми и рассказывает им веселую историю о том, как в зеркальный магазин попала обезьяна и, полагая будто ее окружают точно такие же животные, а вовсе не множество зеркальных отражений, начала строить им разные рожицы. Вся суть игры заключается в том, что взрослый берет на себя роль этой самой обезьяны, в то время, как детки должны стать ее отражениями, неукоснительно, а самое главное, своевременно повторяя все гримасы и ужимки. Немного освоившись, каждый ребенок, проявивший инициативу может взять на себя почетную роль животного.

Для того, чтобы качественно развивать произвольное внимание учащихся, отлично подойдет игра «Слушай команду», которая проходит под музыкальный марш. Основные ее правила заключаются в том, чтобы сформировать последовательную цепочку из детей (как вариант, ее можно сомкнуть в круг), которые начинают двигаться вперед, резко останавливаясь в тот момент, когда прекращается музыка. Именно в этот период педагог или любой другой взрослый шепотом произносит произвольную команду, будь-то подъем рук, отставление левой ноги в сторону, приседание и пр. Задача школьников заключается в том, чтобы расслышать и тут же выполнить новое поручение, после чего вновь включается музыка и возобновляется движение. При этом, игру «Слушай команду» проводят только до тех пор, пока она вызывает у детей неподдельный интерес, так как дальнейшее ее продолжение попросту теряет всякий смысл.

Помимо активных игр и мероприятий, настоятельно рекомендуют применять и более спокойные упражнения, во время выполнения которых тренируется внимание, логическое мышление, усидчивость, а также правильное восприятие форм и величин. Их проведение предполагает предоставление каждому учащемуся нескольких карточек с определенными заданиями, причем, выполнять их следует соблюдая строгую очередность. Так, в первом задании приведен рисунок, включающий в себя пять различных фигур или предметов, два из которых являются одинаковыми. Задачей ребенка является поиск идентичных изображений и подробное пояснение собственного выбора. На второй карте должны быть изображены конкретные предметы и образцы, которым они подобны, поэтому каждый участник должен сформировать определенные группы, в которые будут входить совершенно разные на первый взгляд аналоги с обоснованием принятых решений.

Третья и по совместительству заключительная карта, должна включать в себя более пяти предметов, при условии, что их общее количество будет нечетным. При этом школьники должны будут соединить между собой прямыми линиями по два предмета, которые по их мнению являются тесно связанными между собой (например, «колесо-автомобиль», «белка-орех», лыжи-снежинка» и пр.). В итоге должен остаться один лишний предмет, который нуждается в подробном устном описании ребенком с обоснованием, почему он (предмет) так и не нашел собственную пару. Не менее эффективными играми, предназначенными для развития детского внимания, являются занятия по визуализации. И в качестве достойного примера можно привести задание, согласно которому ученик должен с максимально возможной точностью повторить какой-то орнамент или узор, используя в этих целях, спички, счетные палочки или, на худой конец, зубочистки с предварительно отломанными кончиками.

Этот или любой другой тренажер, используемый для развития детской логики, усидчивости и внимания, следует начинать применять с самого примитивного уровня, постепенно усложняя задачу и вводя дополнительные элементы, основной задачей, которых, напротив, является отвлечение ребенка от общего процесса.

Автор:    

К записи "Упражнения и игры на развитие внимания у младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)