Образовательный процесс в современной школе основан на принципе комплексности, поскольку обучение ребёнка невозможно без всестороннего развития и понимания предмета учеником.
Развивающие игры для младших школьников являются обязательной частью учебного процесса, потому что благодаря им дети в доступной и интересной форме могут не только усвоить определённую информацию, но и приобрести тягу к знаниям.
Так как в младших классах основной упор делается на то, чтобы ребёнок научился основным приёмам методам чтения, письма и счёта, игры для детей обязательно включают образовательный элемент, но в значительно меньшем количестве, чем ля учеников старших классов.
Развитие внимания у младших школьников также в значительной мере достигается благодаря играм, но при этом обязательно надо учитывать существующие рекомендации относительно составления и протекания игр.
Для того чтобы правильно составить и провести игру, вне зависимости от того, какую цель она преследует и какие образовательные задачи поставлены перед учителем, следует обязательно учитывать некоторые особенности психологии и восприятия действительности в целом детьми младшего школьного возраста.
Проведение развивающих игр должно быть основано на следующих методических рекомендациях и принципах. Во-первых, для учеников младших классов стоит подбирать только те игры, условия которых не являются слишком сложными для определённой возрастной категории, во избежание того, чтобы дети не утратили интерес в процессе игры.
Следует обязательно соотносить нагрузку с возрастом школьников – для первоклассников, например, недопустимыми считаются те игры, которые подразумевают долгое сидение за партой или столом, а также силовую перегрузку.
Во время протекания образовательного процесса в игровой форме учитель должен чередовать виды деятельности; это также может быть и несколько различных по форме игр.
В случае если правила образовательной игры подразумевают то, что учеников при определённых условиях выпадает из игрового процесса, то этот период рекомендуется сократить до минимума. В противно случае ребёнок, скорее всего, вновь вернётся в игру сам, без разрешения педагога и вопреки существующим правилам.
Учителям следует помнить при составлении игры о том, что вне зависимости от предмета, изучение которого она подразумевает, она обязательно должна включать элемент, собственно, игры, а не только образования. Например, психологам известно, что дети младшего школьного возраста очень любят те игры, которые предполагают «замирание» в определённой позе. Кроме того, что это позволяет развиться функции торможения, элемент можно использовать и для решения образовательных задач.
Если игра подразумевает выбор ведущего, то выбирать его необходимо в соответствии с определёнными правилами и обоснованиями. Чтобы включить поощрительный элемент, который крайне важен для детей, водящим может стать тот, кто победил ранее.
Что до правил игры, даже преследующей образовательные цели, то нужно следить за тем, чтобы дети неукоснительно их соблюдали, иначе игра теряет смысл.
После того, как игра или же определённый её этап подошли к завершению, следует обязательно отметить самых эрудированных и активных учеников, поскольку поощрение является одним из важнейших мотиваторов для младших школьников.
Детские психологи утверждают, что младшие школьники отдают предпочтение не только играм с определённой ролью и сюжетом (сюжетно-ролевым) , но и имитационным. Типичным примером является роль животного, явления природы, или же представителя определённой профессии. Подобные особенности психологии детей можно с успехом использовать при составлении игры.
Не стоит забывать, что для первоклассников важны не только образовательные игры, но и развивающие, а также подвижные. Данные элементы рекомендуется комбинировать, чтобы одновременно развивалась память, концентрация, внимание, логическое мышление, наблюдательность и прочее.
Для того чтобы отработать и развить восприятие фонетико-фонематического характера, наиболее подходящими считаются следующие образовательные игры. Пока ребёнок не научится читать осмысленно и воспринимать информацию, он не сможет и усваивать необходимые знания. Поэтому первым делом рекомендуется отработать именно этот аспект.
Первая и одна из наиболее простых и доступных игра называется «Чистое произношение». Игровой процесс протекает следующим образом: педагог или психолог вслух проговаривает двустишие (один раз) , которое содержит сложные согласные. Артикуляционно непростые для школьников слова либо предложения со слогами повышенной сложности дети должны повторять достаточно бегло и в порядке очереди. При этом необходимо внимательно следить за произношением; задачей же игры является постановка правильного прононса, чтобы каждый отдельный звук был чётким и правильным.
Следующей рекомендуемой игрой на фонетическое восприятия считается «Поиск ошибки». Для этого учитель должен вслух произнести заведомо неправильные в фонетико-фонематическом отношении фразы, а ученики должны их исправить надлежащим образом. Предложения лучше составлять таким образом, чтобы звуки, подлежащие исправлению, максимально походили друг на друга для того чтобы усложнить поставленную перед детьми задачу. При чередовании подвижных и малоподвижных игровых элементов в качестве примера последних можно привести «Фонетический диктант». При этом школьники сидят на своих местах и пишут под диктовку учителя. Лучше всего использовать бумагу в клетку. Педагог должен продиктовать набор слов, а ученики записывают их, но используют кружки для обозначения каждой отдельной буквы в слове. Перед началом игры необходимо объяснить детям, что количество кружков должно обязательно соответствовать количеству букв в словах. Игровой процесс можно усложнить, при условии, что все ученики усвоили материал. Для этого можно не только использовать более сложные слова, но и провести обратный процесс. Таким образом, на классной доске преподаватель рисует кружочки, которые соответствуют словам, а школьники должны самостоятельно придумать и записать на бумаге слова, которые имеют то же количество букв.
Игрой познавательного характера, которая развивает одновременно память, мышление и концентрацию, является «Зверь, птица, рыба». Первым делом нужно выбрать ведущего, но им может являться и сам педагог. Участники игр образовывают собой окружность, в которой находится водящий. Останавливаясь перед учениками, он произносит любое из данных слов на свой выбор, а ребёнок при этом должен произнести название определённого существа. Нужно следить за тем, чтобы дети не повторялись, эту функцию можно возложить на самих учеников.
Перед тем, как проводить развивающие и образовательные игры, необходимо удостовериться в том, что группа учеников однородна по своему составу и развитию, чтобы не создавать искусственных различий между детьми.
К записи "Развивающие игры для младших школьников по основным предметам" оставлено 0 коммент.