Сегодня, как никогда ранее, общество остро нуждается в том, чтобы подрастающее поколение представляло собой духовно и интеллектуально развитую личность, способную к неординарному мышлению, быстрому принятию адекватных решений.
Необходимость в развитии творческого потенциала и инициативности у молодых людей необычайно высока. Как известно, все эти качества и навыки закладываются очень рано, в период обучения в начальных классах. Именно поэтому особое внимание сейчас уделяется работе младшей школы, результаты которой станут для детей основой, фундаментом их дальнейшей жизнедеятельности. Активизация творческого развития личности в младших классах на сегодня является основной проблемой педагогической науки. Ведь в современном мире возникло слишком много процессов, тормозящих это направление обучения. В мире наблюдается явление, названное «кризисом чтения». Дети перестали читать, они большое количество своего времени проводят за компьютерами, играя в бездумные игры и смотря бессмысленные фильмы. Появилась опасность, что наши дети перестанут творчески развиваться и духовно расти.
В этой связи достаточно трудно переоценить влияние школьного обучения в младших классах. Перед учителем сегодня стоит важнейшая задача – привить детям сначала интерес, а затем любовь к литературе, к чтению книг, к здоровому интеллектуальному развитию. Сформировать у ребёнка активное отношение к книге, которое останется у него на всю жизнь. Для этого в обучении используются инновационные методы, позволяющие переориентировать маленького человека, изменить и активизировать его творческое развитие.
Среди вариантов этой переориентации стоит выделить такой метод интерактивного обучения, как литературные игры и викторины для младших школьников в стихах. Истоки викторины уходят в глубину веков. В древней мифологии представлено множество примеров, когда герою приходится отвечать на вопросы, загадки своих оппонентов. А в русской фольклорной литературе таких примеров каверзных вопросов и остроумных, необычных ответов огромное множество. В периодической литературе для детей уже в 18 веке можно найти примеры «игр в вопросы». Стали выпускаться целые сборники такого материала, который во многом интересен до сих пор.
Литературные игры проводились, начиная с Древней Греции и Рима, о чём свидетельствуют исследования литераторов-историков. Славилась проведением подобных литературных состязаний и александрийская школа, тому есть множество исторических подтверждений.
В наше время литературные игры, а особенно проведённые в стихотворной форме, очень интересны детям. Сначала ребята получают задание самостоятельно прочесть литературное произведение, иногда нужно его выучить. После этого, как правило, на уроке внеклассного чтения проводится викторина. Дети с огромным удовольствием и радостью принимают участие в отгадывании фраз из произведения, воссоздании строф из него по заданным словосочетаниям или словам. Они учатся правилам подбора рифмы.
Интересен здесь и коллективный фактор. Ребят можно разделить на команды, и тогда литературная викторина приобретёт ещё и воспитательный характер. Совместная работа сплачивает детский коллектив, заставляет учиться социализации и правилам общения в команде. Каждый ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, от которого зависит общий успех.
Обязательная составляющая любого конкурсного соревнования в младшей школе – награждение победителей. Как правило, учитель награждает каждого участника, будь то команда или индивидуальный зачёт. Это золотое правило – каждый ребёнок должен уйти домой с чувством победы и приподнятым настроением.
Только так литературное чтение сможет ассоциироваться у него с положительными эмоциями. Можно заранее приготовить дипломы по нескольким номинациям, или именные грамоты за конкретные успехи в викторине.
К записи "Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах" оставлено 0 коммент.