В основе любой подвижной игры находится непосредственное, активное участие ребенка. Сила, выносливость, характер, ловкость – характеристики, которые развиваются в ходе занятий, этот перечень можно продолжать долго.
Уроки физкультуры – важная часть учебно-воспитательного процесса, которые преследуют множество важных целей. Методика проведения уроков отличается многообразием форм и видов. Один из самых действенных способов добиться поставленной цели – подвижные игры на уроках физкультуры, о пользе которых пойдет сегодня речь.
Важным условием проведения подвижных игр как в помещении, так и на физкультуре, является непосредственное активное участие ребенка. Большинство игр основано на выполнении привычных физических упражнений, движений, которые учитель предлагает проделать в развлекательной форме. Ребенок проводит в игре большую часть жизни, поэтому здесь не возникает проблем с принуждением к следованию условиям игры.
Конечно, главным признаком подвижных игр являются активные действия со стороны ученика. Поэтому этот метод проведения занятий считается одним из эффективнейших средств физического воспитания. В ходе занятий у ребенка развивается масса физических качеств: скорость реагирования, гибкость, ловкость, сила и пр.
Кроме физической составляющей в перечень качеств, которые развиваются в ходе подвижной игры, относится ряд интеллектуальных характеристик. Подвижные дети более наблюдательны, сообразительны, они учатся логически мыслить, укрепляют память. Ряд подвижных игр заключается на каком-нибудь интересном сюжете, что предполагает подключение артистических способностей и воображения ребенка. Музыкальная составляющая занятий способствует развитию художественных навыков, что в конечном итоге повышает эстетическое мировосприятие. И, конечно же, в игре у детей более ярко проявляются черты характера, выявляются индивидуальные особенности.
Рекомендации к организации подвижных игр на уроках физкультуры
Физическая составляющая подвижных занятий будет рассмотрена чуть позже. Сначала хотелось бы остановиться на самом важном моменте, который просто невозможно обойти стороной при разговоре о подвижных играх. Организация активных занятий должна быть основана на соблюдении санитарно-гигиенических требований разного характера.
Помещение, в котором проводятся подвижные игры на уроках физкультуры, должно быть чистым. В нем необходимо поддерживать оптимальную температуру.
Необходимо проследить, чтобы тело и одежда ребенка были чистыми.
Систематическое мытье рук, ног, обтирание влажным полотенцем, обливание водой, закаливание – необходимо указывать детям на важность каждой из названных процедур. Сделать это не сложно на фоне повышенного обмена веществ, увеличенного газо- и теплообмена, которые наблюдаются в ходе подвижных игр.
Затронем вопрос содержательной составляющей подвижных игр на уроках физкультуры, а именно, какими способами нужно действовать, если вы поставили своей целью развитие того или иного физического навыка у ребенка.
Развитие силы.
Здесь лучше использовать подводящие игры, в основе которых находится комплекс упражнений, строящихся на необходимости проявления скоростного или силового напряжения. Ребенок должен использовать весь имеющийся ресурс, чтобы преодолеть силу противника при условии соприкосновения с участником. В игру можно включить элементы перетягивания, борьбы, сталкивания, тяжелой атлетики и пр. Эффективными считаются упражнения с множеством двигательных операций: приседание и отжимание, вращения и подъемы, прыжки и бег с утяжелением.
Развитие быстроты (скорости) во время подвижных игр на уроках физкультуры.
Сюда входит комплекс игр, которые требуют молниеносной реакции на различные раздражители: тактильные, зрительные и звуковые. В эту категорию следует включить подвижные игры на уроках физкультуры, предполагающие периодические ускорения, рывки, моментальное торможение, забег на кратчайшие дистанции – все занятия, которые имеют целью создание у ребенка сознательной установки на опережение противника.
Развитие ловкости.
Эти подвижные игры требуют от участников точных скоординированных движений, моментального согласования действий со своими партнерами и развитой физической сноровки. Не забывайте, подвижные игры в помещении или на улице очень важны для правильного физического развития ребёнка.
Один из самых действенных способов добиться развития ребенка это подвижные игры на уроках физкультуры.
Помещение, в котором проводятся подвижные игры на уроках физкультуры, должно быть обязательно чистым.
Подвижные игры на уроках физкультуры требуют от участников точных скоординированных движений. Это важно.