Организация подвижных игр – не просто стихийный процесс. Перед тем как провести игру, воспитатель продумывает цели и задачи игры, развитию каких навыков у ребят она будет способствовать.
Организация подвижных игр воспитателем и учителем должна четко соответствовать тем требованиям, которые формулирует современная педагогика. Игра – это не просто способ убить время, это способ познания, с помощью которого ребенок узнает окружающий мир. Также это способ работы над собой. Маленький человек еще не имеет достаточной мотивации и силы воли для того, чтобы ставить цели и добиваться их. А в игре, когда ему интересно и легко добиваться успеха, он совершенствуется благодаря руководству взрослых.
Игра, как и любое образовательное мероприятие, игра в основе своей имеет определенное целеполагание. В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры летом:
1. Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
2. Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
3. Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Знание методики проведения подвижных игр – это залог того, что цели, поставленные перед игрой, будут достигнуты учащимися в наибольшей степени.
В зависимости от того, к какой возрастной группе относятся дети, выбирается и методика игры. Воспитатель, учитывая уровень эмоционального, физического и психического развития, обеспечивает организацию подвижных игр, выбирая игрушки и корректируя правила игры.
Так, в младшей возрастной группе в детском саду организация подвижных игр будет рассчитана на развитие координации движений (воспитатель может предложить детям «полетать, как птицы», следя, чтобы при этом дети соблюдали осанку, плавность движений и т.д.). Игры в этом возрасте преимущественно с текстом, который образно представляет водящий – то есть воспитатель.
В средней группе координация движений у детей уже сформирована, и поэтому условия игры усложняются:
Водящим уже назначается ребенок из среды группы;
Игры способствуют развитию смекалки, выдержки, смелости и справедливости.
В старшей группе организация подвижных игр уже должна проводиться с учетом того, что в ребятах необходимо сформировать быстроту реакции, поэтому игры приобретают элементы соревнования.
А в подготовительной группе ребята уже сами выбирают ведущего, знают считалки и охотно ими пользуются.
Исходя из классификации игр, можно выделить подвижные игры:
Сюжетные
Несюжетные
При организации сюжетных игр роль водящего на себя, как правило, берет воспитатель, образно представляя детям сюжет игры («Кот и мыши», «Мышеловка»). В несюжетных играх типа «Найди себе пару» воспитатель только следит за правильностью выполнения правил игры и осуществляет общее руководство.
Теория проведения подвижных игр достаточно подробно описывается в каждом учебном пособии по педагогике.
Организация подвижных игр летом в дошкольной педагогике так же, как и организация занятий, требует планирования. В начале учебного года составляется перспективный календарный план игр на год, который учитывает программу образования, воспитания и развития детей данной возрастной группы на год. Программа – это документ, утвержденный министерством образования, в котором перечислены все необходимые умения, навыки и знания, которые должны приобрести ребята в процессе обучения в детском саду.
Кроме календарного, воспитателем составляется поурочный план, где отражена организация подвижных игр поурочно. Там более подробно рассмотрены их цели и задачи, а также правила проведения.
Наиболее широко подвижные игры применяются на прогулке, где есть простор для движения, а также достаточно времени для того, чтобы поиграть.
Я считаю, что организация подвижных игр – не просто стихийный процесс, а достаточно сложный.
Организация подвижных игр воспитателем и учителем обязана соответствовать тем требованиям, которые формулирует педагогика.
В младшей возрастной группе в детском саду организация подвижных игр рассчитана на развитие координации движений.
[…] Организация подвижных игр в дошкольном учреждении не бывает спонтанной. Работа характеризуется рядом условий, обязательных для соблюдения: […]