Психология во все времена была и остается очень сложной и противоречивой наукой. Довольно сложной проблемой является постижение психологических реальностей жизни индивидуума.
Процесс изучения человека на психологическом уровне становится более интересным и эффективным, если включить его в какой-нибудь привлекательный для участвующих род деятельности. Практически идеальным вариантом здесь становится игра. Прелесть и одновременно практичность ее использования в том, что это познавательная деятельность. Ее целью является постижение некоторых сторон психологии человека. Одновременно средства такой игры имеют психологический характер, потому как присутствуют непременное обсуждение результатов выполнения поставленных задач – это рефлексия, ориентирование на личностные качества участников при помощи обращения к их опыту, импровизация и индивидуальная обращенность заданий.
Согласно полученному опыту, игровая деятельность такого рода помогает детям и подросткам, способствует адекватному восприятию реальности их психологической стороны жизни.
Существует ряд основных моментов в организации и проведении психологической игры.
Психологические игры и упражнения для младших школьников предполагают мотивацию участвующих на игру, обязательно подчеркивать преимущества активного участия. Важным моментом является то, что организатор должен показать свою заинтересованность не только успешным проведением игры, но и тем, что каждый ребенок проявит активность по собственной воле, просто потому, что ему интересно. Поэтому необходима всяческая поддержка юных участников.
Необходимо подробное разъяснение цели, которую необходимо достичь в каждом задании. Участвующим предлагаются действия, в виде примеров которых можно приводить случаи из жизни. Также предполагается и разъяснение внутреннего психологического механизма этих самых действий.
Нужно в обязательном порядке контролировать эмоции в группах. Негативное состояние не послужит помощником для достижения положительных результатов. Для достижения такого контроля нужны приемы создания и поддержания настроя в классе. Также следует наблюдать за развитием событий, чтобы в случае чего добавить корректировку. Если возникнет необходимость, то и личная конкуренция и ситуация в соревнованиях команд будут нуждаться в поддержании.
Организация совместного анализа в конце любого упражнения при участии всех детей поможет оптимизировать понимание итога и разработать наиболее правильное поведение для ситуации в жизни, которую смоделировали или же взяли в качестве примера.
Не лишней будет коррекционная работа посредством сцены. Здесь проводятся упражнения для уменьшения тревожности, удаление мышечных зажимов, способы преодоления стеснительности, более спокойное восприятие внимания и так далее.
В случае работы со стеснительными детками, необходимо помнить о корнях этой самой стеснительности. Это может быть и неприятное общение в прошлом при определенных обстоятельствах, и незнание правильного подхода к общению, постоянная озабоченность тем, что собственное поведение не такое, каким должно быть, «самобичевание», самоунижение.
Бихевиоральная концепция подводит к тому, что стеснительность – это продукт попытки ребенка занять нужное место в ячейке взрослого общества. Поэтому после окончания игры нужно попросить участников попытаться дать оценку того, что они получили в качестве знания посредством игры. К тому же полезными будут задания для повседневной жизни, где будут применяться эти полученные знания и умения.
Для развития самостоятельности и раскрытия новых аспектов своей личности детям необходимо давать различные роли.
Как же провести правильную организацию психологической игровой деятельности? Итак, группа собрана, дети расселись по местам. Но в воздухе витает чувство тревоги и неуверенности. Наблюдаются переживания по поводу знакомства, кто-то стесняется, кто-то нервничает из-за ощущения собственной неуверенности и тому подобное. Все ищут поддержки у взрослого и все знающего организатора.
В действиях педагога должны присутствовать понятность и однозначность. Сценарии психологических игр должны быть четко прописаны. Первым идет знакомство. Не лишним будет рассказ организатора о себе, своем профессиональном опыте, планах. Все, что касается игровой деятельности в данный момент. Это поможет детям расслабиться, увлечься, а педагогу почувствовать единение с классом. После собственного рассказа организатор предоставляет слово ребятам об их интересах, сильных и слабых сторонах. Здесь выяснятся различия и похожести, скрытая просьба и надежда на то, что ребенка примут таким, какой он есть. Это способствует сближению детей и дает ощущение того, что он является частью этого маленького общества.
Задачи, которые ставит себе педагог при проведении таких игр, могут быть сложными. Но именно они способствуют тому, что дети учатся толерантности, любви, открытости, пониманию и уверенности.
К записи "Как проводить психологические игры и упражнения для младших школьников?" оставлено 0 коммент.