Многие педагоги делают в начальных классах акцент именно на развитии речи, ведь детки зачастую прекрасно понимают педагога, а сами формировать мысль в словесной форме не умеют. Дидактическая игра на развитие речи поможет ребенку усвоить всю красоту и богатство родной речи.
Примеры дидактических игр
Дидактические игры на развитие речи важны из-за того, что создают проблемную задачу в обучении, которую ребенку необходимо перебороть. Так, например, развивая речь ребенка, педагог должен делать акцент на богатстве словарного запаса, умении сопоставлять слова с их определениями. Внимание таким упражнениям следует уделять на уроках в 1-2 классе, когда дети еще только учатся формировать свои мысли и выражать их устно и на бумаге.
Самая популярная игра, которую любят все педагоги — это описание по картинке. Педагогу следует найти какую-нибудь картинку, иллюстрирующую известную сказку или мультфильм. Задание ребенка в данном случае — рассказать про все, что он видит на изображении. На доске даже можно вывести примерный список вопросов, на которые предстоит ответить ребенку. Например, он может сказать о том, кто изображен на картинке, что делают те или иные персонажи, и почему герои поступают именно таким образом. Чем подробнее будет составленная характеристика, тем лучше. Замечательно, если дети будут использовать различные эпитеты и прилагательные, характеризующие происходящее на изображении.
Чем лучше дети осваивают дидактическую игру, тем сложнее она должна становиться. Так, например, если у школьников имеется довольно широкий словарный запас, можно предоставить им на описание не картинку, а короткий мультфильм. Дети должны подробно описать происходящее на экране, упомянув, в чем смысл данного мультфильма по их мнению. Такое задание обязательно запомнится малышам и поможет расширить их словарный запас. Сам мультфильм должен длиться не более пяти минут, поскольку если видео будет слишком сложным, школьникам окажется не по зубам воспроизвести его содержание.
Упражнения по развитию речи могут быть и иного содержания. Например, педагог может прочитать четверостишие любого известного поэта, а детям необходимо придумать последнюю строчку для данного стиха. Упражнение, возможно, кажется сложным, но зато оно помогает расширять словарный запас, положительно влияя и на развитие творческих навыков малышей.
Еще одно отличное задание, которое понравится малышам всех возрастов — это игра в определение. Учителю следует называть какое-то неизвестное детям слово, а они должны, в свою очередь, предложить подходящие определения. Например, детки могут дать определение словам «влюбленность», «аттестация» и многим другим, развивая логическое мышление и увеличивая свой словарный запас. Можно провести упражнение и наоборот: учитель начнет зачитывать определение, а дети должны подобрать слова, характеризующие его. Обычно такие задания кажутся малышам очень интересными и веселыми, помогая им тренировать собственные навыки в деле общения. Главное, не выбирать слишком легкие слова, ведь ребенок должен преодолевать возникающие учебные трудности, ведь только тогда удастся достигнуть заметных результатов.
Некоторые педагоги даже предлагают детям создавать собственные импровизированные диалоги. Например, учитель может вызвать к доске двух школьников и попросить их побеседовать на определенную тему (тематика покупок в магазине, рассказ о своем любимом предмете в школе и так далее). Дети будут задавать друг другу определенные вопросы по теме, узнавать что-то новое, дополнять друг друга, расширяя собственный словарный запас. Такое общение между детьми должно длиться не более 2-3 минут, чтобы высказаться успели несколько пар. Учитель может сам конструировать беседу, направляя детей, а может предоставить им полную свободу. В любом случае, школьники научатся правильно формировать свою мысль, высказывая свое мнение по тому или иному вопросу.
Основные сложности при проведении дидактических игр
Дидактические игры обычно вызывают фурор среди младших школьников, и дети готовы выполнять такие задания бесконечно. И все же, многие педагоги отказываются от использования дидактических игр, и причина в основном одна — сложность контроля над дисциплиной. Распыляясь в деле высказывания своего мнения, некоторые детки начинают выкрикивать с места, прерывать других и вести себя неподобающим для школы образом. Именно поэтому преподавателю следует заранее поставить дисциплинарные рамки, за которые детям нельзя выходить. Если кто-то из малышей начинает выкрикивать со своего места, педагог может поставить ему неудовлетворительную оценку.
Обычно ко второму классу дети уже владеют элементарными навыками в общении, их словарный запас довольно широк. Однако в классе всегда встречаются те ученики, которые немного отстают по общему развитию. Педагогу следует делать особый акцент именно на таких учениках и их успеваемости. Вызывая отстающего ребенка почаще к доске и заставляя его участвовать в дидактических играх, педагог помогает школьнику узнать что-то новое, освоиться и продвинуться в обучении.
Еще одна сложность — это подбор упражнений по возрасту. иногда педагоги выбирают элементарно простые дидактические задания, с которыми детки справятся и в младших классах, а порой переходят к слишком сложному материалу. Если педагог видит, что ребенок слишком легко усваивает материал или наоборот слишком долго не может справиться с намеченным заданием, программу стоит сменить. Подобрав упражнения, подходящие детям по возрасту и по интеллектуальному развитию, педагог быстро добьется достижения поставленных ученических результатов.
Опытные преподаватели рекомендуют уделять дидактическим играм на развитие речи не более 5-10 минут на каждом втором уроке. Педагогу стоит помнить, что помимо развития речи, перед ним стоят и другие учебные задачи, над которыми также нужно работать. Если педагог замечает, что уровень развития речи высок, количество дидактических заданий на уроке следует снижать, и позже они и вовсе сойдут на нет.
Чем разнообразнее будет подобная программа педагога, тем лучше, ведь в возрасте 7-8 лет детям еще сложно надолго сосредотачивать свое внимание. Интересные и короткие задания будут куда более эффективными, чем сложные и непонятные упражнения. Если педагог еще подберет такие задания, которые окажутся интересны всем детям, то уровень педагогических результатов точно взлетит до небес. Постепенное и грамотное развитие речи положительно скажется и на общей успеваемости всего класса.
Игры на развитие речи используют многие педагоги, но далеко не все умудряются с ними правильно работать, отдавая предпочтение слишком сложным и неинтересным задачкам. Вовлекая всех детей в подобные упражнения, опытный педагог сможет расширить словарный запас детей, сделав занятия по русскому языку куда более интересными и продуктивными.
К записи "Использование дидактических игр в педагогической практике. Примеры дидактических игр на развитие речи во 2 классе" оставлено 0 коммент.