Главная » Игры » Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации
08
Aug

Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации

Рубрика: Игры     Комментарии: Комментариев нет

А между тем, именно данный подход позволяет добиваться самых высоких результатов в образовании, так как дети, обладающие творческим и продуктивным мышлением, способны усваивать материал лучше всех остальных, так как они в состоянии находить решение поставленных задач самостоятельно.

В принципе, это и является основной задачей внедрения различного рода игр на развитие воображения у младших школьников, ведь чем раньше будет начат данный процесс, тем с большей вероятностью можно утверждать, что в ребенке в итоге сможет развиться высокий потенциал. Мало того, развитие воображения у младших школьников имеет колоссальное значение не только для успешного обучения, но и дальнейшего их становления во взрослой жизни, ведь дети с ограниченным (непродуктивным или самыми примитивными формами репродуктивного мышления) способны усваивать материал только основываясь на старом опыте. То есть, речь идет о шаблонном мышлении, когда все действия, необходимые для решения определенных целей и задач, ведутся по определенному алгоритму и немудрено, что даже после мнимого закрепления материал не способен надолго задерживаться в детском сознании.

Дети с развитым воображением, напротив, проявляют хорошие способности и продуктивный (творческий) метод обучения, который чаще именуют креативным, когда учащемуся предоставляется максимальная свобода для самоопределения, является для него наиболее приемлемым. Речь идет о самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы, для чего в ход идет не чей-то опыт, именуемый старым научным продуктом, а воображение, логическое мышление, а также различные приемы типа визуализации и максимального подключения всех органов осязания для предметной идентификации и глубинного анализа и осознания. Ученики, в которых развито это начало, более других склонны к различного рода открытиям, да и изучаемый материал дается им намного легче. Причем это происходит по той простой причине, что они предпочитают доходить до всего самостоятельно, подключая собственное воображение и другие способности, которые у многих людей на протяжении всей жизни находятся в «спящем» состоянии.

Есть у такого подхода, который предусматривает максимальное задействование воображения, еще один ощутимый плюс. Дело в том, находя решение самостоятельно и изобретая тем самым принципиально новый научный продукт для себя самого, ребенок не только на все 100 процентов усваивает его, но и запоминает пройденный материал без регулярного повторения, чего невозможно достичь при использовании чужого опыта. Поэтому развивать воображение ребенка посредством применения всевозможных игр настоятельно рекомендуется с самых пеленок, ведь на сегодняшний день известны сотни простых приемов, адаптированных для каждой возрастной группы.

Так, например, очень действенным считается прием так называемого «вживания» в образ, который, кстати, является одним из классификаторов методов продуктивного (креативного) обучения. Согласно ему ребенку рекомендуется ставить себя на место зверей, птиц, растений, других людей и даже не воодушевленных предметов, представляя себя свечой, лавочкой или песком. Вся суть такого метода заключается в том, чтобы визуализировать в собственном сознании абсолютно непривычную для себя модель существования и проанализировать свое новое, пусть и условное (мнимое), состояние при благоприятном и неблагоприятном внешнем воздействии. Такой необычный опыт помогает развивать детское мышление в совершенно новом направлении и это обязательно пригодится ему в будущем при решении различных практических и теоретических задач.

Однако, такие приемы подойдут для учащихся начальной школы, в то время, как для малышей, которым всего-лишь несколько лет отроду, понадобятся другие игры, предназначенные для развития воображения. К примеру, ребенка, недавно начавшего осваивать цветные карандаши и краски, можно попросить изобразить какое-нибудь животное, которого не существует в природе. И очень здорово, если ему понравится данное задание, в результате чего свет увидит целый зоопарк диковинных существ с не менее причудливыми именами и названиями. Такой прием позволяет не только развивать детское воображение, но и проводить глубокий его психологический анализ, ведь одно дело, если малыш рисует каких-то смешных чудиков и совсем иначе будут обстоять дела тогда, когда ребенок упорно рисует ужасных монстров и страшилищ. В этом случае рекомендуется проверить, какие мультфильмы и передачи он смотрит и, если причины столь странного творчества ведут свои истоки не из телевидения, то искать проблему рекомендуется в других местах и в первую очередь в отношениях внутри семьи малыша.

Очень здорово помогает усвоить качественные характеристики предметов, с которыми каждый день доводится сталкиваться ребенку, и игра на воображение под названием «Упрямый ослик». В этом случае родители говорят малышу короткие односложные фразы по типу «Земля круглая», на что он должен ответить «нет, квадратная» и наоборот. И таких примеров существует великое множество («подушка мягка — нет, твердая», «трава зеленая — нет, синяя», солнце горячее — нет, холодное» и пр.), причем, каждый из них помогает запоминать малышу не только состояние предметов, но и их цвет, форму и прочие важнейшие характеристики. Не менее эффективным считается развивающее логику и воображение упражнение, в котором малыш ребенок дошкольного возраста должен закончить начатый рисунок.

Причем, это может быть, как наполовину изображенный эскиз, так и полностью пустое поле с нанесенными на него в определенном порядке точками, обозначенными соответствующими цифрами. Соединяя эти точки между собой по порядку (ориентировка на цифры). Малыш в итоге получает полноценное изображение, которое он обязательно должен правильно обозначить и охарактеризовать. Таким образом получается не только развивать визуальное мышление, но и закреплять устный и письменный счет, что также весьма немаловажно для любого дошколенка. И это далеко не единственное упражнение, предназначенное для тренировки визуализации. К примеру, нет ничего проще, чем устроить мини-тренинг для ее укрепления, представив малышу обычный пояс или ремень — хитрой змеей, а меховую варежку или шапочку — мышкой. После такого вступления, родители предлагают ребенку развить данную ситуацию в игровой форме, параллельно комментируя поведение «змеи» и «мышки». По дальнейшим действиям крохи любой психолог может составить довольно подробный портрет его психологического и эмоционального состояния.

Параллельно с воображением можно очень легко развивать речь ребенка, сочиняя вместе с ним самые невообразимые сказки и рассказы. Причем, если малыш будет противиться этому, взрослый должен продемонстрировать ему интересный пример, после чего, он обязательно захочет ему последовать, сочинив свою собственную историю. Ее обязательно следует внимательно выслушать, бурно реагируя на каждый поворот событий и похвалить в конце маленького рассказчика. Причем устные тренинги следует обязательно чередовать с практическими и в этом случае для быстрой смены объекта внимания отлично подойдет такой прием, как пятнография.

Для этого на чистый лист каждого участника наносится яркое пятно любой конфигурации и дети должны дополнить его таким образом, чтобы вышло что-нибудь интересное. Победителем, как нетрудно догадаться, станет тот малыш, у которого обычное пятно действительно перестанет быть пятном. Схожим эффектом обладает развивающая игра на отгадывание теней, которая пользовалась популярностью еще с самых давних времен. Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должны отгадать маленькие участники.

И на этом список доступных и простых в исполнении «развивалок» отнюдь не заканчивается, ведь не стоит забывать и про такие эффектные приемы, как оживление предметов, имитация действий, «пять точек», «отгадай персонаж», «кто я?», изображение музыкальных картинок и прочее, тому подобное.

Автор:    

К записи "Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)