Здоровая психика подростка базируется на его познавательной деятельности. Любознательный ребенок постоянно направлен на изучение окружающего мира, познание его законов и построение своей собственной картины мира.
Чем ребенок будет активнее в умственном отношении, тем чаще у него будут возникать вопросы, тем больше он будет их задавать и тем разнообразнее будет тематика этих вопросов. Школьник младших классов уже интересуется всем: почему дует ветер? Почему земля круглая? Как дышат животные в океане? Как работает телевизор?
Дети стремятся к знаниям, и их усвоение происходит посредством многочисленных «как? », «зачем? » и «почему? ». Младший школьник уже вынужден оперировать своими знаниями, он представляет ситуации, сосредотачивается и находит возможный путь решения. Рисуя ситуацию в своей голове, то есть, воображая ее, он там же, в своем воображении, ее и решает. Мышление, в котором задача решается в результате внутреннего действия с образами, получило название наглядно-образного. В младшем школьном возрасте именно образное мышление является основным. Разумеется, ребенок в это время уже может мыслить и логически, однако наглядность играет главную роль.
Мышление ребенка на первой ступени обучения отличается эгоцентризмом. К тому же школьник попадает в некую зависимость от того, что видит в каждый новый момент изменения тех или иных предметов. Ему трудно представить, что его собственное видение мира не совпадает с тем, как этот мир воспринимается другими людьми.
Какова же роль игры в развитии воображения? Какие результаты могут дать игры на развитие мышления у младших школьников? Все дело в том, что, создавая в процессе игры в своем воображении разнообразнейшие ситуации, дети замещают одни предметы и явления другими. Это приводит к тому, что воображение переходит и в другие виды деятельности.
У ребенка воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояния, но по мере развития школьников в процессе игры воображение становится гибким, подвижным, способным к предвосхищению и предсказанию последующих моментов.
Развивать мышление и воображение у младших дошкольников могут не только учителя на своих уроках. Огромную роль играют родители. Для этого им нужно просто подобрать несколько интересных занятий и поиграть с детьми: за столом, на ковре, во дворе. Педагоги на родительских собраниях могут рекомендовать те или иные игры для занятий с детьми.
Игра «Поиски сокровища»
Родители должны заранее подготовиться к этому упражнению и на листе ватмана нарисовать план местности своего участка, отметив там самые важные объекты графически: дом, хозяйственные постройки, автомобиль, плодовые деревья, беседку, детский велосипед. Причем, не статичные объекты (машина, велосипед и т. д. ) рисовать следует карандашом. Ведь такой план можно использовать не раз, приучая ребенка к пониманию того, что дом всегда находится на одном месте, а велосипед может быть каждый раз на новом. Карандашный рисунок стирается и наносится на плане в новом месте. Заранее также нужно где-то на участке спрятать «сокровище» — новую книгу, коробку конфет, игру.
Конечно, ребенок не сразу сможет сориентироваться. Поэтому карта сначала должна быть простой, а потом от игры к игре усложняться. Со временем можно в нее вносить расстояния. Например, указать только одно дерево в саду, но точно определить расстояние до этого объекта. Не обязательно это должны быть метры, пусть для начала ребенок измеряет все своими шагами.
Такая игра позволит развить образное мышление. Научит школьника соотносить нарисованные предметы с реальными объектами, оценивать пространство. Если играть в школе, то на карте можно написать загадки, ответом на которые могут быть слова «математика», «рисование» и т. д. Соответственно ребенок ищет клад в кабинете математики или рисования.
Игра «Веселый счет»
Это командная игра, в которой должно принимать участие не менее 6 человек. В классе можно привлечь всех детей. Их нужно разбить на 2 одинаковые группы. Каждому в руки дать карточку с цифрами. Если детей много, то карточка может быть 1 у ребенка, если меньше – то 2-3. Перед каждой командой установить 2 стула. Взрослый называет пример – 11+12. Из команды должны выйти 2 ребенка и сесть на стул так, чтобы у первого в руках была цифра 2, а у второго 3. Таким образом, получится ответ примера. Выигрывает команда, первая давшая правильный ответ.
Это упражнение прекрасно развивает не только мышление детей, но и их внимание, а также умение работать в команде слаженно, то есть вырабатывает ответственность. Со временем можно усложнять примеры, вводить умножение и деление.
Игра «Третий лишний»
Играть можно как в паре «взрослый – ребенок» или «ребенок – ребенок», так и с несколькими детьми одновременно. Педагог называет три существительных. Школьник должен быстро найти и назвать «лишнее», отличающееся по цвету, форме, предназначению. Например: лимон, одуванчик, трава. Понятно, что лишнее слово – трава, так как она зеленая, тогда как и лимон, и одуванчик – желтые. Или: селедка, шоколадка, мороженое. Селедка – лишнее слово, так как не относится к сладостям.
Такие упражнения приучают ребенка, наглядно представляя каждый раз названный предмет, быстро соображать и выдавать правильный ответ.
Игры на развитие мышления у младших школьников могут быть подвижными, проводить их можно дома, во дворе, в классе. Главное, все они направлены на то, чтобы пробудить процесс, отправной точкой которого будет вопрос, а потом, через рассуждение, ребенок приходит к умозаключению. Эти и другие лучшие игры на развитие мышления у младших школьников позволяют развивать активную познавательную деятельность у ребенка.
Педагоги, проводя игры на развитие мышления, должны знать о некоторых возрастных особенностях младших школьников. Дело в том, у них слабо развито произвольное внимание. То есть детей привлекает всегда что-то новое и яркое, поэтому их внимание часто бывает сосредоточенным на второстепенном. А главное уходит из поля зрения. Задача взрослого уловить этот момент и скорректировать деятельность ребенка, направить ее в нужное русло. Или помочь ребенку увидеть то, на что он пока не обращает внимания.
Второй трудностью в работе с младшими школьниками является их невысокая устойчивость. Дети быстро устают от однообразия, их внимание рассеивается, теряется ритм деятельности. Устойчивость конкретного ребенка можно определить, засекая максимальное время, в течение которого школьник сосредоточен на одной игре. Если в 1-2 года это время составляет от 14 до 30 минут, то к поступлению в школу у правильно и гармонично развитого ребенка устойчивость возрастает до 2-3 часов. Продуктивная деятельность младшего школьника также может длиться более полутора-двух часов. В течение этого времени ребенок спокойно, не отвлекаясь и не капризничая, рисует, конструирует, изготавливает различные поделки. Это является показателем здорового психического развития ребенка.
Игра на воображение и мышление, как ничто другое, способна, вызывая интерес к тому или иному виду деятельности, научить ребенка устойчивости. Ключевым показателем готовности ребенка к школе и возможности успешного обучения является развитие концентрации внимания. В 7-летнем возрасте ребенок может отвлечься от своей деятельности не более раза в течение 10 минут. Если он делает это чаще, то нужно помочь ему. Игры на внимание и мышление должны стать палочкой-выручалочкой.
Игры на воображение и мышление должны занимать особое место в воспитании и обучении ребят младшего школьного возраста. Они рождают в детях познавательную активность, которая приведет к правильному и гармоничному развитию личности.
К записи "Игры для младших школьников на развитие мышления и воображения" оставлено 0 коммент.