Сегодня многие учителя жалуются на то, что дети хуже воспринимают материал, хуже себя ведут, хуже общаются. Либо «в младших классах был отличником, а в средней школе одни тройки получает».
Конечно, сетуют не на всех детей, а только на тех, кто действительно не успевает в учебе и испытывает трудности в общении. Эти признаки у детей являются проявлением школьной дезадаптации. В школе можно также найти учеников, которые испытывают временные трудности в учебе. Это дети риска школьной дезадаптации. Стоит отметить, что это довольно большая группа людей.
Под дезадаптацией понимают социально-психолого-педагогическое явление, которое проявляется в наборе признаков несоответствия поведения требованиям ситуации. Этот механизм является результатом отклонения либо нарушения механизмов адаптации. Приставка дез (des) с латинского переводится как исчезновение. Поэтому о значении термина не трудно догадаться.
Школьная дезадаптация чаще всего встречается в определенные периоды обучения. А именно, 1-й класс (начало обучения) ; 5-й класс (переход в среднюю школу) ; 7-9 классы (окончание средней школы) .
Факторы возникновения могут быть разными. Сегодня психологи делят причины, благодаря которым ребенок может развить дезадаптацию, на две большие группы: природно-биологическая и социально-психологическая.
К первой относятся:
— физическое ослабление; различные расстройства, причина которых кроется в психомоторных заторможенностях, эмоциональной неустойчивости (например, гипердинамичность) ; проблемы, связанные с нарушением развития органов чувств, анализаторов; некорректное развитие школьных навыков, необходимых для успешной устной и письменной речи; небольшие когнитивные расстройства.
К причинам второй группы можно отнести:
— неполноценность в развитии на предыдущих этапах либо педагогическую запущенность. Это ведет к отклонению в развитии некоторых психических функций, процессов познавания, в следствии чего подготовленность к школе у такого ребенка снижается; психическая депривация; сформированные еще до школы личные качества; ошибки стратегии обучения и педагогического взаимодействия.
Механизмы возникновения
К механизмам возникновения отклонения психического развития, а как следствие и школьной дезадаптации относят:
— сложности в построении отношений с одноклассниками и учителями, сложности при выполнении поведенческих правил и норм в школе, сложности в освоении программы обучения;
— воздействие семьи или другой микросоциальной среды, которые негативно действуют не развитие ребенка;
— различные биологические факторы, которые могут негативно отразится на процессе обучения.
Методы терапии гиперактивного ребенка: как с ним обращаться? Если ребенок гиперактивный и проблемы с дезадаптацией у него именно из-за этого, то важно понимать, что для эффективного взаимодействия с ним усилия должны прикладывать все, кто с ним общается. Главную роль во взаимодействии с малышом играет поведенческая терапия. Стратегию для данной терапии должен выбирать специалист. Она основывается на выработке дисциплины в мягкой форме, поощрении успехов и достижений и уход от критики из-за неудач, которые нельзя было предотвратить.
Родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы оградить ребенка от стрессовых ситуаций и каких-либо проблем. Важно проявлять терпение в общении с ним. Если внутри семьи возникают конфликты, то лучше решить их как можно скорее между собой, чтобы малыш не втягивался в них и не присутствовал при выяснении отношений.
Школьная дезадаптация — это комплексная проблема. На сегодняшний день она широко распространена в школах и требует решения. Однако для ее решения усилия должны прилагать как учителя, родители, так и школьные психологи.
К записи "Дети риска школьной дезадаптации: содержание понятия, факторы и механизмы возникновения" оставлено 0 коммент.