Заучивание стихотворений для школьников дается достаточно сложно. Особенной проблемой является анализ выбранного произведения. Чтобы анализ получился со смыслом, надо преодолеть определенные трудности.
Например, наличие упрощенного подхода с изложением поэтической мысли своим словами, выделение изобразительно-выразительных средств языка при отсутствии функционального значения, а также простое изложение лирического произведения с утратой смысла. Данная проблема усугубляется, если дело касается учеников младших классов, которые еще не накопили своего жизненного опыта. Вследствие этого они не всегда могут понять сюжет стихотворения и пересказать именно с теми акцентами, на которые поэт акцентировал внимание. Еще в свое время Л. В. Тодоров высказывал мнение по поводу восприятия стихотворений школьниками начальных классов. Он считал, что возможность воспринимать написанную художественную форму как единую картину, приходит приблизительно в 13-15 лет. В связи с этим требовать от учеников первых классов углубленного анализа и понимания сущности стихотворения нельзя. Однако, несмотря на возникшие трудности, все же обучение детей такого возраста умению анализировать только приветствуется. Это происходит вследствие развития мышления с ранних лет, что в дальнейшем положительно влияет на умственные способности в целом.
Все началось после того, как вступил в силу принятый образовательный стандарт, в котором становление культурного развития рассматривается в качестве главной задачи. Лирика считается одним из высших выражений духовного внутреннего мира всего народа. Она занимает особое место в формировании моральных нужд каждой личности, а также духовных идеалов. Для школьников начальных классов лирические стихотворения способствует открытию всех уголков души и показывает гуманистическое стремление человека с его целями и смыслом. Также лирика демонстрирует все трудности, встречающиеся на пути каждого человека, но в то же время – доброту, красоту и правду.
Для понимания стихотворения в целом нужно уметь осознанно воспринимать смысл и специфические обороты разных частей произведения, овладеть простыми приемами расшифровки и анализа художественных текстов. После этого стихотворение можно пересказать с помощью элементарных литературных понятий.
Некоторые путают «анализ» с «интерпретацией», так как они достаточно часто употребляются в одном контексте, однако с разным смыслом. Сам по себе анализ представляет собой разбор, а интерпретация – расшифровка. Популярный толкователь стихотворений М. Л. Гаспаров утверждал, что анализом следует заниматься, когда смысл произведения понятен и не имеет двойного значения. Основываясь на уже имеющееся понимание, можно глубже раскрыть отдельные составляющие стихотворения. В свою очередь интерпретацией необходимо пользоваться в тех случаях, когда произведение не ясно, а каждый отрезок произведения несет в себе не только буквенное понимание, но и другое значение.
М. Л. Гаспаров в своей статье, которую посвятил анализу лирических стихотворений, утверждает, что существует три приема, способные помочь в данном вопросе. Первый основывается на необходимости поиска сначала всех существительных, затем прилагательных и глаголов. Впоследствии следует их рассортировать по тематическим группам. Таким образом, все произведения можно прочитать, используя части речи. Подобрав слова, начинает формироваться художественная картина стихотворения. Совокупность существительных предоставляет предметный состав произведения, прилагательных – чувственные отношения, а глаголов – события и действия, которые имеют место в тексте. Подобный разбор можно объяснить следующим образом: образ считается вообразимым предметом или лицом, имеющим чувственную окраску, иными словами потенциальным существительным. Мотив относится к действиям, то есть потенциальным глаголам, а сюжет основывается на последовательно взаимосвязанных мотивах.
Принимая во внимание выражение Д. М. Магомедовой, которая считается современным исследователем, о том, что словарное наполнение стихотворения наглядно демонстрирует доминирующую часть внутреннего мира стихотворения, можно сделать вывод, что данное отношение к тексту позволяет считать метод достаточно перспективным как с методической, так и теоретической точки зрения.
Одним из наиболее важных требований любой программы по чтению считаются родовые и жанровые разнообразия художественных произведений. В связи с этим современная учебная программа не может не включить в себя лирические стихотворения большинства знаменитых авторов, в числе которых стоит выделить известных классиков и современных поэтов. Большая часть учеников младших классов с удовольствием готовы читать, слушать или даже учить известные произведения. Однако не все понимают смысл произведений и декларируют их без чувственной окраски. Каждый школьник анализ стихотворения не сможет сделать самостоятельно в силу нехватки своего кругозора. Для того чтобы дети понимали весь внутренний смысл текста, необходимо предварительно с ними поработать. Без этого дети не понимают тонкостей лирических произведений, а ведь именно они призывают переживать всю глубину чувств, показывают своеобразие авторского мировосприятия. Кроме того лирика учит ребят передавать с помощью стихотворения свои эмоции и чувства, как это делает поэт.
На учителя возлагаются сложные вопросы, включающие в себя помощь каждому ученику в осознании главной идеи стихотворения, в понимании смысла непонятных слов и предложений. Чтобы решить данную проблему следует пристально разбирать каждый отдельный кусочек текста для глубокого понимания и научить ребят самостоятельно проводить анализ, используя научные термины.
Лирика считается особенной областью литературы, которая для учеников младших классов дается достаточно трудно и проблематично. Ведь она не имеет определенных действующих персонажей, а основана на внутренних переживаний людей, раскрывает их тайные уголки души и заставляет раскрываться по-особенному. Лирика не содержит описание определенных событий, она скорее всего изображает все впечатления, происходящие в реальной жизни. Лирическое произведение способно отразить настроение самого поэта, который с помощью ручки и своего мышления старался передать весь внутренним мир и состояние души в тот момент. К тому же подобные стихотворения находят своих сторонников, ведь существуют отрезки времени, когда хочется остаться наедине с самим собой и погрузиться в свои мысли.
Что касается учеников младших классов, то кроме глубокого смысла художественного произведения на пути к пониманию становится непонятный язык изложения сути стихотворения. Ведь большая часть поэтов творила приблизительно 200 лет назад, когда слова имели немного другое произношение и написание. Также в то время использовались такие обороты, что в наше время нельзя услышать на улице или дома.
Анализ лирических произведений в кругу младших школьников составляет немало трудностей, ведь для того чтобы ребята поняли хотя бы смысл стихотворения, им необходимо все пересказать чуть ли не на бытовом уровне. Часто происходит, что ребята воспринимают лирику не в качестве объемного понимания картин тех времен, а накладывают их на действительность для упрощенной визуализации.
В задачи школьного анализа входят помощь ученикам в освоении содержания, идеи произведения искусства, а также понимании позиции и отношения автора к событиям тех времен. При работе с текстом учитель должен обращать внимание на эмоции учеников, которые у них вызывает стихотворение. После прочтения следует правильно подбирать вопросы, чтобы раскрывать понимание смысла текста, а не поверхностное его видение. С помощью вопросов ребята могут углубиться в написанное и подумать о каждом моменте из жизни поэта. Благодаря им внимание школьников направляется в нужную сторону и акцентируются самые яркие моменты.
С целью облегченного понимания сущности написанного в художественном произведении рекомендуется использовать различные приемы. Например, стилистический разбор текстов, подготовленное выразительное чтение, просмотры видеоклипов, имеющие подобный смысл и создающие лирическое настроение. Для того чтобы правильно выбрать путь, с помощью которого ученики младших классов смогут быстрее и легче дойти до сути стихотворения, следует основываться на особенности произведения, возраст ребят, а также степенью владения аналитическими способностями. Эта система может включать в себя достаточно много частных умений: способность восстанавливать в воображении определенные события из жизни, которые были созданы поэтом, возможность отслеживать динамику эмоционального состояния в лирическом произведении и целой картиной воспринимать образы с переживаниями. Немало важно уметь просматривать отношение поэта и позицию в определенных ситуациях, а также владеть способностью понимать и раскрывать идею лирического стихотворения.
Анализ стихотворения в начальной школе считается проявлением творческой натуры преподавателя, так как он самостоятельно должен отыскать правильный путь для решения данной проблемы. Готовых правил не существует, потому что каждый ребенок индивидуален со своим внутренним миром и переживаниями, а также умственными способностями. Для начала учитель должен четко понимать, какую цель он преследует и каким образом стоит действовать. В процессе разбора лирического произведения ему необходимо не просто следовать программе проведения урока, а чутко понимать, где нужно остановиться и объяснить непонятные моменты. Также он должен направлять мышление учеников по нужному пути, чтобы они самостоятельно смогли осознать смысл стихотворения и прочувствовать все переживания поэта.
На уроках следует объяснить школьникам, что лирические произведения представляют собой не только поэтическое целое, но и динамическую систему, где все отдельные составляющие входят в одну связь, создавая полноценную картину. Работая с детьми, немаловажным фактом является качество анализа, ведь каждый ученик может представлять себе картину художественного произведения по-своему. На самом деле все может оказаться иначе. В связи с этим учитель должен следить за размышлениями школьников и направлять в случае непонимания текста.
Некоторые педагоги считают, что красиво прочитанное стихотворение не может быть не прочувствовано ребенком. Однако такое представление неверно, ведь ученик может просто заучить текст и с выражением прочитать аудитории. Поэтому рекомендуется тщательно разбирать отдельные кусочки текста для детального восприятия смысла. Для того чтобы увидеть реакцию школьников на художественное произведение необходимо донести до каждого суть стихотворения и вызвать определенный чувственный или эмоциональный отклик на услышанное. Данный подход считается эффективным, так как, вызывая реакцию учеников, пусть даже негативную, это значит, что ребенок думал над текстом и сделал вывод. Понятно, что не всегда он оказывается правильным, но одно понимание, что школьник приложил усилия и поразмышлял над услышанным, уже дает хорошие шансы на понимание остального текста.
Когда начинает разбираться новое стихотворение, рекомендуется учителю первым прочесть его. Это используется для того, чтобы ребята увидели те участки произведения, которые учитель выделил голосом или эмоционально.
Таким образом, на подсознательном уровне они запомнят, где необходимо сделать паузу в прочтении и задуматься над текстом. Ведь учитель должен подготовить вопросы, благодаря которым сможет понять, что ученики усвоили.
К записи "Как проводить анализ стихотворения в начальной школе?" оставлено 0 коммент.