В последние годы современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта у одаренных детей. Конкурс чтецов – одно из мероприятий, направленных на поощрение юных исполнителей прозы и поэзии.
В школах систематически проводятся различные соревнования, конкурсы и олимпиады, позволяющие выявить одаренных детей и поощрить их способности, простимулировать развитие таланта.
В современной педагогике особое значение отводится одаренности детей, которая проявляется при создании конкурентной атмосферы. Именно поэтому конкурсы и соревнования между учениками – лучший способ выявить лидеров, способных проявить неординарные способности.
Конкурс чтецов – одно из самых распространенных соревнований в рамках школьной программы, позволяющее определить лучших учеников, владеющих жанром художественного слова, способных внятно и выразительно рассказывать аудитории стихотворение или прозаический рассказ.
Стихи о родине для школьников являются лучшим вариантом при выборе произведения, зачитываемого перед строгим жюри. Стихотворная форма позволяет продемонстрировать индивидуальность манеры исполнения, а патриотическая направленность произведения помогает пропагандировать любовь к родине среди школьников. К задачам конкурса также относится пропаганда патриотизма и знакомство юных чтецов и аудитории с литературным наследием Российского государства, его культурой и богатством языка.
Условия конкурса чтецов, как правило, заключаются в том, чтобы прочесть наизусть отрывок из произведения известного русского поэта или стихотворение целиком. Важно, чтобы это произведение соответствовало тематике конкурса и возрасту школьника. Стихи о труде для школьников не менее актуальны, и уместны для устного воспроизведения на конкурсе чтецов.
Существуют определенные критерии, которые члены жюри учитывают при оценке выступления. К таким критериям относится внятность и слышимость речи, уровень исполнительского мастерства. Не менее важно проявить индивидуальную манеру исполнения, артистизм и умение держать внимание аудитории.
Соответственно, для качественного и успешного выступления перед слушателями и членами жюри, необходимо тщательно подготовиться к конкурсу, чтобы на сцене перевоплотиться в образ рассказчика и не просто красиво повествовать стих о Родине, но и проявить настоящий актерский талант.
Подготовка к конкурсу чтецов начинается с выбора произведения патриотического содержания. Следует исходить из возраста чтеца, чтобы подобрать наиболее подходящее стихотворение. Так, для учеников младших классов будут актуальны следующие произведения: «Край в котором ты живешь» Юрия Энтина, «Разноцветная планета», «Родное», «Я и Мы» В. Орлова, «Родина» З. Александровой, «12 июня» Татьяны Боковой, «Красная площадь» И. Токмаковой. Для исполнения старшеклассниками подойдут такие произведения как: «Родина» Ю. Лермонтова, «Русь» И. Никитина, «Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль» С. Есенина, «О, мать моя, Россия» А. Черного, «Русь» А. Блока, «Родина» К. Симонова, «О Родине» А. Твардовского и многие другие известные стихотворения русских поэтов.
Подготовкой школьников к конкурсу чтецов должен заниматься педагог с актерским образованием, однако, к сожалению, не в каждой школе имеется такой специалист. Зачастую подготовительную работу с учениками проводит учитель русского языка и литературы в старших классах и классный руководитель в младших классах. Традиционно, конкурс чтецов состоит из нескольких этапов.
Первый этап – отборочный. Во время прослушивания определяются дети, обладающие неординарными способностями к воспроизведению литературных произведений. Затем специалисты вырабатывают выразительность голоса, интонацию и ораторское мастерство учащихся. После проведения внутри школьного мероприятия, чтецы, получившие наибольшее признание аудитории и членов жюри, могут выйти на городские или республиканские соревнования.
Задача педагога при подготовке ученика к конкурсу чтецов, помочь участнику выработать индивидуальную манеру чтения стихотворения о Родине, а также «поставить» номер. Успех в конкурсе зависит не только от безупречного чтения патриотического произведения, ведь все участники конкурса обладают неординарными способностями к чтению. Важно также подобрать соответствующий костюм, декорации и отработать движения самого участника.
Ученик должен представить в воображении ту ситуацию, которая описана в стихотворении. Он должен вжиться в образ персонажа, изобразить волнение и эмоциональное состояние автора. Жесты и действия чтеца должны сочетаться с текстом, выглядеть естественно. Многие дети веду себя скованно, пытаясь изобразить персонажа, используют негармоничные жесты, либо вообще никаких действий не производит, предпочитая оставаться в одном положении тела, без эмоций на лице. И в том, и в другом случае, исполнитель рискует выглядеть нелепо перед жюри и испортить впечатлении от безупречного чтения стихотворения. Цель педагога – научить юного чтеца вести себя естественно и проявлять необходимые эмоции.
Вместе с учителем участнику конкурса необходимо продумать свои действия на сцене, отработать все детали номера – особенность походки персонажа, последовательность всех движений. Читая патриотическое стихотворное произведение можно исполнить целый спектакль одного актера, главное, не переборщить со сценарием. Учитывая, что конкурс посвящен любви к Родине, больший напор следует делать именно на интонацию голоса, эмоции и движения чтеца, а не декорации или замысловатый сюжет выступления.
Специалисты рекомендую отрабатывать движения, интонацию и эмоции исполнителя уже на этапе заучивания стихотворения. Большое произведение следует разбить на несколько частей и отрабатывать каждую из них вместе с педагогом. Чтобы наиболее полноценно запомнить стихотворение и отработать все действия, подготовку к конкурсу рекомендуется начать заранее – за 1-1,5 месяца до прослушивания. Рекомендуется репетировать номер 2-3 раза в неделю на протяжении 20-30 минут.
За две недели до прослушивания ученик уже должен знать читаемый текст наизусть, не забывать слова при волнении и не теряться в незнакомой обстановке. Чтец должен безупречно воспроизводить текст на любой сцене, в любом помещении, перед любыми слушателями. Обязательно следует провести несколько репетиций непосредственно в актовом зале, в котором буде проходит конкурс, если это возможно. Ребенка следует подготовить к любым неожиданностям типа отключения микрофона, случайному падению декорации и другим возможным недоразумениям. Участник конкурса должен читать стихотворение громко и выразительно независимо от наличия микрофона, не поворачиваться спиной к слушателям, не загораживать собой важные декорации.
Подготовка к конкурсу чтецов требует от участников не только творческих способностей, но и ответственности и организованности. Для достижения результата нужно не просто выразительно читать стих, но и выражать эмоции.
К записи "Готовимся к конкурсу чтецов стихи о родине для школьников" оставлено 0 коммент.