Главная » Здоровье » Психологическое и физическое здоровье школьника
25
Окт

Психологическое и физическое здоровье школьника

Рубрика: Здоровье     Комментарии: Комментариев нет

Каждый родитель беспокоится за психологическое и физическое здоровье своего ребенка. Как сохранить его, когда в школе порой бывают слишком непосильные для ученика нагрузки? Ответ на эти и некоторые другие вопросы будет дан ниже.

Здоровье школьника составляется на основании двух факторов – психологического и физиологического здоровья ребенка. Причем здоровье физиологическое напрямую зависит от состояния психики школьника, а это означает, что задачей не только педагога, но и родителей должно быть поддерживание обоих этих сторон в нормальном функционирующем состоянии.

Итак, каковы же критерии психологического и физического здоровья школьника? Существует такая процедура, как диспансеризация. Ее проходят все малыши в возрасте от семи лет перед тем, как поступить в первый класс. Именно тогда и выявляются основные отклонения от нормы в развитии. Однако же, специалисты отмечают, что не стоит полагаться только на процедуру проверки будущих школьников, а делать ее самостоятельно регулярно, чтобы вовремя отследить намечающееся отставание в развитии.

Психологи отмечают, что первоклашки подвергаются огромному стрессу, в связи с тем, что в семилетнем возрасте они сталкиваются с огромной массой новой информации, новых эмоций и огромного количества людей. Впервые в жизни на их плечи ложится груз ответственности, который заключается не только в дисциплинированном поведении на уроках, но и в качественном и своевременном выполнении домашних заданий. Кроме этого, в коллективе могут назревать неприятные или конфликтные ситуации, причем не только внутри младшеклассников, хотя сейчас известна их грубость и невоспитанность, но и даже с учителем. В этом случае малыш может подвергаться психологическому давлению со стороны педагога, может закрыться в себе и из-за боязни насмешек как со стороны учительницы, так и со стороны своих сверстников, может стать пассивным в учебе и не проявлять практически никакой инициативы.

Многими специалистами отмечается, что серьезные психологические проблемы, связанные, в том числе, с адаптацией ребенка в незнакомом коллективе, чаще всего случаются у тех детишек, которые не посещали садик. Как правило, они очень редко или даже никогда не бывали в настолько большой компании детей, а это значит, что в первое время первокласснику будет достаточно трудно.

Если вдруг стало заметно, что у младшего школьника угас интерес к учебе, он постоянно придумывает какие-то отговорки, чтобы не идти в школу, вплоть до симуляции какой-либо болезни, значит, нужно постараться как можно более подробно расспросить малыша о причинах его поведения. Специалисты отмечают, что ни в коем случае нельзя повышать на ребенка голос и переходить на крик, не нужно так же угрожать ему физическим наказанием или лишением его сладостей, поскольку в этом случае ребенок еще больше может замкнуться в себе, а ведь самое главное для родителя – это вырастить ребенка уравновешенным, психологически устойчивым и разносторонне развитым членам общества! Лучшим решением будет обратиться к психологу за более квалифицированной помощью, поскольку только он поможет выявить даже самые малейшие проблемы, связанные с нарушением психической деятельности школьника. В идеале, лучше всего посещать психолога несколько раз в месяц, поскольку так ребенок начнет лучше понимать себя, ему будет проще разобраться в сложившейся ситуации.

Психологическое здоровье школьника более старшего возраста тоже можно отследить благодаря вмешательству опытного психолога. Самое главное, чтобы подросток не чувствовал, что его принуждают к беседе со специалистом, поскольку в этом случае контакт не будет налажен с максимальной отдачей, а это означает, что продуктивного диалога получиться просто не может.

Однако же благодаря тому, что в интернете сейчас представлено огромное количество нужной информации, в том числе и научных трудов по вопросу психологического здоровья, можно попробовать самостоятельно отследить некоторые отклонения в психическом развитии своего ребенка. Существуют некоторые признаки, которые позволят определить их. Если за подростком все чаще замечается повышенная утомляемость, вялость, пассивность или же, наоборот, чрезмерная гипервозбудимость и даже агрессия, то это может послужить сигналами нарушения психического здоровья подростка.

Специалисты отмечают, что в современном мире нагрузка на школьников-подростков чрезвычайно возросла. Они готовятся к экзаменам, много занимаются, к тому же, многие учителя старой закалки зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес ученика. Чтобы избежать стресса и сохранить психологическое здоровье нужно тщательно продумать и распределить умственную нагрузку. Лучше всего будет чередовать ее с физическими упражнениями. В этом случае организм будет отдыхать от одного вида деятельности максимально эффективно. Кроме этого, школьнику рекомендуется почаще гулять на свежем воздухе, в лесу или парке, по набережным – там, где чище воздух. Нужно стараться чаще хвалить собственного ребенка, чтобы он чувствовал себя нужным и интересным. Этот метод необходим еще и для того, чтобы сформировать высокую самооценку.

Кроме перечисленного выше, на психологическое здоровье ребенка оказывает очень большое влияние обстановка, которая складывается вокруг него. Если в его семье проявляется по отношению к нему слишком много агрессии, родители постоянно им недовольны, упрекают в чем бы то ни было, то школьник поневоле закроется в себе, перестанет интересоваться не только учебой, но и другими аспектами жизни, необходимыми для формирования полноценной личности. Поэтому многие психологи рекомендуют проявлять больше мягкости, понимания к своему чаду, советуют почаще его хвалить, даже за самые маленькие достижения. Ребенок, увидев, что его действия не остаются незамеченными, сам будет стремиться в дальнейшем получить похвалу, сделать все лучше.

Физическое здоровье школьников является не менее важным для полноценного развития ребенка в процессе формирования собственной личности. Некоторые специалисты отмечают, что за последние годы многие учащиеся отстают в развитии по годам. Обусловлено это тем, что количество умственной нагрузки на детей повысилось, но вот физической стороне воспитания отдают слишком мало внимания.

Прежде всего, нужно постараться сводить ребенка к врачам, поскольку только квалифицированные специалисты могут с точностью определить, какие физические недостатки есть у ребенка. Наиболее часто встречающиеся у школьников болезни связаны, как правило, с тем, что процесс обучения построен несколько неграмотно, вследствие чего и происходят сбои в физическом развитии детей. В первую очередь могут возникнуть проблемы с осанкой из-за неправильной посадки, неудобной школьной мебели и некоторых других факторов. Для предотвращения развития сколиоза и других болезней, которые могут развиться из-за неправильной осанки, нужно выполнять вместе с ребенком определенный комплекс упражнений, направленный не только на формирование правильного положения позвоночника, но и на укрепления мышечного «корсета», который позволяет поддерживать его. Кроме этого, можно купить специальный ортопедический корсет, который позволит всегда помогать поддерживать правильное положение спины у школьника. Перед покупкой нужно обязательно проконсультироваться у специалиста, поскольку ребенок может иметь некоторые противопоказания к его применению.

Одной из основных проблем физического развития ребенка является нарушение зрения. Если вдруг стало заметно, что школьник стал часто щуриться, то нужно немедленно обратиться к врачу-окулисту. Он проведет осмотр и назначит лечение, а, в случае необходимости, и очки. Как правило, при своевременном обращении к нему, можно избежать дальнейшего ухудшения зрения, если соблюсти все рекомендации, данные специалистом на приеме. Для этого необходимо тщательно контролировать соблюдение всех правил, предписанных врачом.

Кроме перечисленных выше проблем, одной из самых главных остается проблема ожирения. Как правило, до тридцати процентов всех школьников младших возрастов могут страдать избыточной массой тела. Связано это может быть не только с генетическими особенностями, но и с неправильно подобранным рационом питания. Зачастую родители не следят за тем, что их ребенок ест в школе, а зря, ведь именно там он может кушать чипсы, сухарики, а так же вредные для здоровья чизбургеры и колу. Следует уделять больше внимания питанию школьника, поскольку из-за большой умственной нагрузки ему требуются определенные витамины, необходимые для более плодотворной работы мозга.

В школах, как правило, в неделю проходит не менее трех занятий физической культурой. Многие родители считают этого количества занятий достаточным для своего ребенка, но это в корне неверное мнение! Во-первых, в школьном спортзале вряд ли учитываются пожелания и мнения учеников, ведь каждый из них просто должен сдать определенные нормативы, а во вторых, занятия физической культурой должны проходить каждый день и, желательно, на свежем воздухе. Это может быть просто утренняя пятнадцатиминутная зарядка с приоткрытой форточкой или же вечерняя прогулка на велосипеде. Самое главное, чтобы нагрузка была регулярной, поскольку это позволит сделать организм школьника более закаленным, выносливым, а значит, и устойчивым ко многим болезням. Поможет оградиться от множества болезней и контрастный душ, к которому стоит приучить ребенка с малых лет.

Здоровье школьника, кроме перечисленных выше факторов, должно базироваться на хорошо продуманном распорядке дня. Конечно же, об этом твердят едва ли не на каждом углу, что каждый школьник должен соблюдать определенный режим дня, но это действительно так. Именно благодаря четко регламентированному дню, можно увеличить продуктивность усвоения информации школьником на несколько десятков процентов.

Происходит это благодаря тому, что постепенно организм ребенка привыкает к тому, что в определенное время он получает пищу, узнает новые знания, готовится ко сну. Уже к определенному времени в кору головного мозга посылаются импульсы, подготавливающие психологически ученика к тому или иному действию. Многими учеными уже не раз было доказано, что те дети, день которых четко регламентирован, учатся лучше, чувствуют себя увереннее и радуются жизни, в отличие от тех школьников, день которых не организован. Составлять распорядок дня лучше всего вместе с ребенком, учитывая некоторые его пожелания, а так же опираться на то, в какую смену учится ребенок, какие кружки и секции посещает, нуждается ли в частом отдыхе из-за непривычной для него нагрузки.

Физиологические и психологические факторы влияют на здоровье ребенка в целом. Именно в комплексе каждое из проявлений развития формирует школьника как личность, а это значит, что родители не должны упускать время, за которое могут помочь малышу с раннего возраста осознать себя полноценным человеком. И мама и папа должны принимать живое участие в жизни ребенка, стараться развивать его и ограждать от различных стрессов или проявлений агрессии в его сторону. Например, если в школе у ребенка возникли проблемы с учителем, то необходимо постараться поговорить не только с самим школьником, но и с преподавателем. Если видно, что он ведет себя по отношению к своему ученику неэтично и неуважительно, оставлять этого так не стоит, нужно обратиться с жалобой к директору. Все же психологическое здоровье ребенка не должно нарушаться по прихоти взрослого человека.

Как можно хорошо увидеть из статьи, физическое и психическое здоровье школьника тесно связаны между собой и зачастую небольшое отклонение в одном из факторов может стать причиной серьезных проблем в другом.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Психологическое и физическое здоровье школьника" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}