Главная » Школьникам - подросткам » Профориентация школьников: куда пойти учиться?
25
Окт

Профориентация школьников: куда пойти учиться?

Рубрика: Школьникам - подросткам     Комментарии: Комментариев нет

Каждому родителю приходится столкнуться однажды с потребностью помочь собственному ребенку определиться в выборе той или иной профессии. Каким образом сделать это ненавязчиво и как провести хорошее занятие по профориентации?

Рано или поздно, но перед каждым школьником встает вопрос о том, куда же ему пойти учиться дальше. Из-за неправильной методики обучения в школе, многие, зачастую, достаточно долгое время не задумываются над тем, кем же они хотят быть. Ученики теряются в море информации и чаще всего получают не просто размытые сведения о той или иной профессии, но и, иногда, в большей степени ложные. Из-за искажения некоторых профессий, у некоторых учеников складывается несколько другое впечатление от нее. Например, давно сложившееся мнение о том, что легкая профессия адвоката очень прибыльна, следует давно развенчать, поскольку адвокатов много, некоторые из них так и не нашли работу по профессии, а учиться на нее необходимо долго, к тому же, сам процесс обучения достаточно сложный. Исходя из этих критериев, занятие по профориентации школьников должно быть построено не только максимально информативно, но и достоверно.

В первую очередь, для того, чтобы провести занятие по профориентации, нужно не только собрать информацию о некоторых профессиях, но и расспросить некоторых школьников о том, какие тонкости и детали им было бы интересно узнать. Одна из самых лучших методик предполагает приглашение на такое занятие представителя той или иной профессии. Как правило, многие люди откликаются с удовольствием на это предложение. Благодаря живому общению школьники не только смогут сами задать волнующие их вопросы, но и получить наиболее правильное представление о той или иной профессии.

Кроме этого, школьники могут расспросить о том, из чего будет состоять работа, поскольку многие дети имеют слишком размытое представление о том, из чего она будет состоять.

Психологи отмечают, что лучше всего проводить беседы со своим ребенком уже с пятого класса, поскольку в этом возрасте у ребенка происходит не только становление и укрепление каких-либо ценностей, но и наиболее хорошо происходит мыслительная деятельность. Со временем, обдумывая ту или иную информацию, ему станет легче понять, чего же он в действительности хочет.

Лучше всего спросить у школьника, о какой профессии ему будет интересно услышать и, собрав нужную информацию, можно будет даже в домашней обстановке провести вечер за обсуждением этой темы. В идеале, нужно проводить хотя бы раз в неделю около часа вместе с ребенком, объясняя ему те или иные виды профессии. Нужно, чтобы школьник получил не только наиболее полный объем информации, но и узнал о плюсах и минусах какой-либо профессии, где происходит основная работа, какие должности может занимать человек этой профессии и какими правами и обязанностями он будет обладать. В таком случае, обдумав полученную информацию, ребенок сможет самостоятельно выбрать для себя наиболее подходящую для него занятость.

Зачастую школьник сталкивается с проблемой выбора профессии после девятого, либо после одиннадцатого класса. В хаотичном потоке информации бывает достаточно сложно вычленить стоящую, к тому же, многие учителя, да и родители тоже, навязывают свои предпочтения в той или иной профессии, давят на ученика, заставляя склониться к выбору наиболее предпочтимой для них занятости. В этом случае ребенок может запутаться достаточно легко и, считая, что он поступает правильно, выберет не ту профессию, о которой мечтает сам, а ту, которую ему навязали люди. Очень важно поэтому давать ребенку пищу для размышлений, чтобы он, опираясь только на свое собственное мнение, мог выбрать ту или иную профессию.

Профориентация школьников может проходить и в форме тестов. Психологами уже давно разработано множество вопросов, которые позволяют выявить склонность ребенка к той или иной работе. Благодаря им можно будет сузить круг поиска подходящей профессии.

Кроме тестов, дети должны беседовать с психологом. Специалист поможет наиболее качественно определить склонности ребенка к тому или иному роду занятий, поможет ему определиться с выбором, исходя из собственных соображений и побуждений.

Родителям стоит обращать внимание не только на то, чем любит заниматься ребенок, но и на то, какими качествами он обладает. Важно стараться объективно оценить все качества, не приписывать ему несуществующих заслуг. Профориентация в этом случае будет гораздо более эффективной, поскольку благодаря знанию тех или иных качеств можно предложить школьнику определенный список профессий, где просто необходимы такие качества.

Чаще всего занятия по профориентации проводятся в школе. Из-за большого количества людей, как правило, они бывают малоэффективными, но все же существуют некоторые формы, которые будут интересны ученику. Подобные занятия могут проводиться на основании диалога с учащимися, когда происходит непосредственное общение в форме опросов и ответов, а так же в качестве интерактивной презентации. Кроме этого, можно беседовать со школьником индивидуально, предлагать различные тесты, спрашивать мнение о тех или иных профессиях и рассказывать о некоторых мифах, сложившихся в умах людей относительно какой-либо из профессий.

Все эти действия помогут определиться школьнику с выбором профессии, а значит и сэкономить время. Иногда случаются несколько неприятные ситуации, когда ребенок, выбравший то или иное направление и поступивший в какой-либо институт, вдруг заявляет, что больше не может учиться, ему неинтересна профессия и он не собирается работать по ней. Подобной ошибки можно было бы избежать, если бы своевременно школьник получил нужную информацию о той или иной работе и не потерял бы несколько лет жизни.

Каждый метод по-своему хорош, но только в комплексе все меры смогут дать наиболее лучший результат, поскольку могут случаться разные ситуации. Например, иногда ребенок с детства горит идеей стать известным актером или певцом. Это происходит практически с каждым ребенком, в скором времени у многих детей это желание развеивается, у некоторых остается и они действительно добиваются своей цели. Но остается еще несколько процентов детей, которые твердо уверены в своем таланте, но которые никак не могут пробиться и даже поступить в институт.

В этом случае, необходимо постараться обратить внимание ребенка на другие профессии. Это нужно сделать еще и тогда, если родитель не замечает тех качеств, которые необходимы, например, для профессии актера, будь то само актерское мастерство или просто умение выступать на сцене и подавать себя. Объективно оценив возможности ребенка, нужно поговорить с ним, сказать, что он обладает качествами, которые могут пригодиться в другой профессии.

Если просто беседа не помогает, то нужно сводить ребенка к психологу, чтобы тот мягко побеседовал с ним не только о профессии, но и о жизни. Возможно, что в голову школьника вложились стереотипы, связанные с актерским ремеслом, такие, как, например, слава и деньги. Стоит постараться объяснить ему, что не все актеры богаты и знамениты, а счастливым можно быть не только благодаря чужой мечте, но и занимаясь работой, которая нравится тебе самому.

Конечно же, навязывать свое мнение относительно какой-либо профессии не нужно, а значит необходимо дать понять ребенку, что родители, учителя и психологи хотят только лишь помочь не запутаться при выборе профессии.

Известно, что подростки очень остро реагируют на то, что взрослые пытаются управлять с ним. Управиться с детьми среднего и старшего школьного возраста бывает достаточно сложно, а это значит, что методика для этого должна быть подобрана соответствующая. Как уже указывалось выше, не нужно давить на него, а давать советы нужно мягко, не повышая голос и не переходя на крик и угрозы, поскольку в этом случае подросток все сделает наоборот. В первую очередь, необходимо учитывать желание ребенка при выборе той или иной профессии.

Проводя урок профориентации среди школьников, не стоит говорить им о слишком известных профессиях, которые постоянно на слуху. Можно уделить гораздо больше внимания чему-либо необычному, например, профессии кораблестроителя, капитанов военного и воздушного флота, летчика, инженера. Столь интересные профессии не менее востребованы, но вот о них, как правило, школьники получают мало информации. Возможно, заинтересовавшись невостребованной профессией, в дальнейшем ребенок выберет именно ее, поэтому важно предоставить о ней наиболее достоверную и полную информацию.

Если же ребенку нравится какая-либо профессия, но он все равно сомневается в том, выбирать ли ее, то можно предоставить ему информацию не только об этой работе, но и о том, какие из занятий могут перекликаться с этой профессией. Возможно, что ему понравится что-то из этого области, но немного другой направленности.

Многие специалисты рекомендуют проводить в школах не одно занятие профориентации, а разделить его на несколько часов, которые можно провести как в течение месяца, так и в течение полугода. В этом случае информация, предоставляемая о тех или иных формах занятия, будет наиболее полной. К тому же, школьники усваивать получаемую информацию будут гораздо лучше.

Один из самых лучших способов подготовит школьника к той или иной профессии – сходить с ним на день открытых дверей в некоторые институты, в которые ребенок наметил подавать документы на поступление. Как правило, многие университеты проводят дни открытых дверей в разные числа месяца, что позволяет всем желающим посетить гораздо большее количество ВУЗов, познакомиться с обстановкой внутри них, с распорядком работы, с тем, какая атмосфера существует в коллективе. К тому же, в этом случае появляется возможность расспросить самих студентов или преподавателей о том, какие предметы изучаются, как проходит практика, насколько сложно учиться в целом.

Следует дать понять ребенку, что выбор института должен проходить только из расчета на собственные желания и потребности, а ни в коем случае не опираться на такое мифическое понятие, как престижность. Мода на профессии сменяется достаточно быстро, несмотря на то, что востребованными сейчас остаются все те, которые так или иначе связаны с технической стороной жизни. Несмотря на то, что зарплата инженеров, технологов, слесарей и токарей повышается, поскольку в этих сферах постоянно не хватает кадров, все эти профессии считаются непрестижными, а значит, не заслуживают внимания молодых людей. Нужно постараться как можно скорее развенчать этот миф и дать понять школьнику, что людское мнение ни в коем случае не должно влиять на выбор той профессии, с которой ребенок планирует связать всю свою жизнь. На всех занятиях по профориентации нужно подчеркивать, что выбор той или иной сферы деятельности каждый школьник должен осуществлять, исходя из нескольких факторов: собственного желания, собственных способностей и психических и физиологических возможностей, которыми он обладает. Кроме этого, конечно же, нужно учитывать то, каким уровнем жизни обладают те или иные представители профессии, поскольку вряд ли родители будут рады выбору ребенка, который будет связан с той сферой деятельности, при которой он будет жить впроголодь.

Исходя из всего этого, правильно построенное занятие по профориентации способно дать максимальную пользу для каждого ученика, вне зависимости от того, какой численности была группа, а беседы в домашней обстановке будут способствовать тому, что у подростка сложится правильное впечатление от той или иной профессии.

Как можно увидеть из статьи, даже короткое занятие по профессиональной ориентации школьников можно сделать продуктивным. Благодаря ему каждый подросток должен почерпнуть для себя что-то новое и узнать все о выборе профессии.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Профориентация школьников: куда пойти учиться?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}