Главная » школьная форма » Введение строгой школьной формы: за и против
29
Янв

Введение строгой школьной формы: за и против

Рубрика: школьная форма     Комментарии: Комментариев нет

Информация о школьной форме, а именно о ее обязательном внедрении во все школы, ходит уже давно. При этом среди детей, родителей и учителей складываются определенные мнения и споры по этому поводу.

Родившиеся в СССР помнят строгие форменные платья с белым воротничком, простые мужские костюмы и красные галстуки, как символ эпохи и сильнейшего в мире государства. Но вдаваясь в подробности можно заметить, что одни вспоминают ее с особо теплыми чувствами и гордостью, а другие презрительно. Актуальна ли строгая школьная форма сейчас?

Редко можно встретить современного школьника не то чтобы уважающего свою школьную форму, а просто знающего что-либо о ней. В части школ действует определенный dress code, но в большинстве все же дети вольны носить то, что хотят. Лишь некоторые учебные заведения, пытаясь подчеркнуть элитарность учебного заведения предоставляют или предлагают своим учащимся приобрести определенный комплект одежды отличающий их учеников от представителей других учебных заведений. Эта форма совсем не похожа на платья наших мам, да и стоят порой в десятки раз дороже. Невольно возникает вопрос: а нужно ли детям выглядеть одинаково?

Прежде всего, стоит разобраться, какие цели преследует введение школьной формы относительно воспитания детей. Уравнивание это или подчеркивание статуса? Анализируя современную картину мира, можно выделить несколько типов учебных заведений преследующих свои цели, вынуждая детей быть одноликими. Первые в списке – специальные профессиональные школы или иначе профессиональные лицеи и гимназии и кадетские корпуса. В таких учреждениях форма необходима для того, что бы приблизить детей к условиям будущей работы. Так они привыкают к особому виду (их форма зачастую не отличается от формы профессионалов) и осознают, с чем придется связать жизнь. Например, форма воспитанников кадетских корпусов военного и специальных, находящихся под патронатом неких служб (МЧС, МВД) , позволяет ученикам осознать, что работать придется в условиях, называемых всеми «нештатными ситуациями». Сразу за ними расположились элитные и закрытые школы. Особый внешний вид необходим для поддержания имиджа учреждения и воспитания у детей чувства собственной эксклюзивности. Зачастую она состоит из нескольких комплектов одежды: повседневных (соответствующих сезону) и парадного (одеваемого в особых случаях) . И последние в списке, социальные специальные учебные учреждения. Обычно созданные стараниями губернаторов областей, меценатами и просто неравнодушными людьми. Предназначены они, для обучения детей из малоимущих или неполных семей, жителей отдаленных поселков, воспитанников детских домов. Сам факт существования таких учебных заведений – шанс для детей, лишенных большинства необходимых материальных благ и родительской заботы, на качественное образование. Здесь форма не роскошь и не повод для хвастовства, здесь это необходимость. Обычно подобные школы предоставляют своим воспитанникам полный пансион и снабжают необходимыми вещами (одеждой, обувью, канцелярией) . Форма введена от того, что всем не угодишь. Себестоимость этих нарядов не велика, но зато износостойкость на высшем уровне.

Сторонники ношения формы утверждают, что форма не то что никого не угнетает, а наоборот позволят детям сосредоточиться на своем умственном развитии и самопознании. Их ничего не отвлекает от учебного процесса, ни яркая расцветка соседа по парте, ни блестящие аксессуары самой модной особы в классе, ни сенсации вроде покупки чего-то, из ряда вон выходящего, самым тихим одноклассником. Наличие формы помогает родителям избавить детей от мук выбора и позволяет обезопасить их от насмешек одноклассников и придирок учителей. Учит быть скромными и аккуратными. Помогает безошибочно найти свою роль в обществе и порождает множество творческих идей. К тому же родители всегда в курсе того, что их чадо одело, отправляясь на занятия. Насколько этот наряд соответствует климатическим условиям и подходит по размеру. Так же форма воспитывает в детях некое чувство хозяйственности. Они обязаны самостоятельно анализировать общее состояние комплекта и заботиться о том, что бы он был вовремя постиран, отглажен и подшит. Находясь в обществе, дети в форме выгодно отличаются от основной массы людей, следовательно, их быстрее можно обнаружить в толпе. К тому же уравнивание подростков во внешних характеристиках вынуждает их искать иные пути привлечения внимания к своей персоне. Открывается огромный простор для творчества, пропадает детская агрессия на тему того, что у кого-то родители состоятельнее, а у кого-то беднее. Еще один плюс в том, что пропадает необходимость тотчас приобретать новинки индустрии моды, конечно, детям нужна нейтральная одежда, подчеркивающая их индивидуальность, но теперь требуется не так много вещей как при полной свободе выбора. Детей меньше тревожат такие пороки как зависть и ненависть.

Несмотря на все плюсы ношения школьной формы, есть и противники этой идей. Немалая часть родителей вспоминают себя в детстве, этакими модниками. Заботливые мамочки тратили уйму времени и сил, добывая дефицитные кофточки и туфли, а одеть их можно было редко. Вполне естественно, что им хочется, чтобы их дети не знали подобных проблем. Некоторые считают, что ношение одинаковой формы не гигиенично и даже не педагогично. Не каждому по карману иметь несколько комплектов формы, а использование всего одного комплекта заметно снижает его износостойкость, и зачастую не позволяет держать эти вещи в надлежащем виде. Как итог, школьная форма к середине года либо застирана, либо настолько редко встречается с водой и мылом, что у ребенка начинаются всевозможные раздражения на коже. К тому же все давно привыкли к тому, что разные семьи имеют разный уровень достатка и могут позволить себе больше, чем остальные. Также есть сторонники и у такого мнения как, то, что однообразность угнетает умственные способности детей и их чувство собственного восприятия. Дети начинают не только выглядеть «как один», но и думать также. Теряют стремление к творческому развитию и интерес к жизни в целом. Конечно, это крайности, но нечто похожее на описываемое явление все же имеет место быть. Однако детские психологи склонны считать, что некогда обделенные вниманием сверстников родители так и не смогли развиться в полноценную личность и теперь своими страхами вынуждают детей придерживаться их точки зрения. И, правда, школьники, поддаваясь влиянию родительского мнения, теряют интерес к творчеству, учебе и жизни в целом.

Какие же выводы можно сделать, зная все достоинства и недостатки введения школьной формы? Во-первых, испортит форма ребенка или поможет развиться, зависит от мировоззрения родителей. Какое чувство привьют, такой результат и получат. Во-вторых, гигиена, как говориться: «вырастет из сына свин, если сын свиненок». У чистоплотных родителей и дети чистоплотны, и более того, способны если не самостоятельно устранить проблему, то хотя бы сообщить об этом родителям. О разном уровне достатка также ходят разные мнения. Не стоит приучать ребенка к пафосу и хвастовству с малых лет. Этому он сможет научиться в любом возрасте, а вот творческое мышление с возрастом обрести гораздо сложнее. Хочется, чтобы любимое дитя блистало своим интеллектом – забудьте об излишнем пафосе и выработке чувства некого превосходства. Только так может развиться гармоничная полноценная личность.

Решая проблемы присутствия школьной формы в жизни ребенка лучше думать о его развитии, а не о неприятностях прошлого. Современные дети никогда не узнают что такое дефицит и очереди, для них доступность товаров народного потребления – норма. Они не бояться, что завтра всего этого не станет, а колбаса вновь превратится в изысканный деликатес. Гораздо полезнее для ребенка будет, если родители подумают о том, какую личность они воспитывают. В конечном итоге, нет ничего криминального в том, чтобы спросить самого ребенка, что он думает о формальной одинаковости. Возможно, у него уже сложилось свое мнение на этот счет, которое невозможно не принимать во внимание, решая проблему его внешнего вида. Прежде всего, он оденет то, что родители назовут формой и пойдет к сверстникам.

Школьная форма, за и против которой сказано много, всего лишь атрибут, такой же, учебник или портфель. Поэтому, стоит подарить ребенку свободу от предрассудков и обсуждений, отдав предпочтение подходящей для познания мира одежде.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Введение строгой школьной формы: за и против" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}