Главная » Школа » Здоровый ребенок на домашнем обучении
24
Oct

Здоровый ребенок на домашнем обучении

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

В основном общее образование получают на всеобщей бесплатной основе в школах, лицеях и других подобных учреждениях. На получение общего бесплатного образования имеют право все.

Считается, что на домашнем обучении находятся только проблемные дети — те, кому физические или душевные болезни не позволяют находится в коллективе. Семейное, или домашнее обучение не слишком распространено в России, и поэтому получить разрешение перейти на домашнюю форму обучения скорее всего будет непросто. Однако семейное образование широко распространено во всем мире и многие родители считают его более полноценным и качественным, чем школьное.

Хотя новый закон об образовании не был принят на территории России, пункт о семейном образовании остался и звучит он так: «Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного образования и самообразования». Согласно этому закону, перейти на домашнее обучение ребенок может перейти с любой ступени обучения, и перейти обратно соответственно тоже в любой момент.

Для здорового ребенка правильнее употреблять для этой формы обучения термин «семейное образование», так как домашнее обучение применимо только к больным детям, учителя из школы к которым приходят на дом. Обычно в разговорах о здоровье имеется в виду только физический аспект состояния человека — а психологические, социальные и духовные аспекты личности не учитываются. Очень влияет на здоровье человека образ его жизни, стиль питания, увлечения, основные занятия.

С 6-7 лет в жизни ребенка очень много времени занимает образовательный процесс и поэтому от того как именно происходит этот процесс, зависят основные аспекты его здоровья. С точки зрения сохранения физического здоровья переход на домашнее обучение является преимуществом. Находясь на семейном обучении, ребенок может сам строить режим своего дня — вставать и ложиться в комфортное для себя время, без будильника и не тогда, когда «надо».

Так же график занятий составляется им самостоятельно или с помощью родителей, и по необходимости может изменяться. Ребенок придерживается здорового режима питания — он ест, когда хочет, получает домашнюю пищу и никуда не спешит во время еды. У ребенка постоянная свобода движений, не обязательно как в школе сидеть за партой по 40 минут практически неподвижно.

Это скорее всего избавит его от проблем с осанкой и зрением. На прогулки, общение с друзьями и посещение различных мероприятий у ребенка остается гораздо больше времени. В начальных классах на ребенка сразу же сваливается огромная физическая и психологическая нагрузка. Он обучается чтению и письму — новым для себя навыкам, а так же сосредоточенности и концентрации внимания. В классе от него требуют усидчивости и успешности уже на первом уроке — это немалая нагрузка на психику.

Требования по осваиваемому материалу одинаковы к детям в классе и к находящимся на домашнем обучении, но дома такого психологического давления явно нет. Родители могут отрегулировать эти нагрузки, соотнося их с индивидуальными особенностями своего ребенка. К тому же, ребенок, находящийся в привычной обстановке, выспавшийся, нормально поевший, не ограниченный в движениях и в прогулках на свежем воздухе ребенок обладает гораздо большей выносливостью.

Так же при семейном обучении отсутствует необходимость подстраиваться под группу — торопится и нервничать, если ребенок долго раскачивается или напротив скучать в том случае, если ребенок схватывает все на лету. В обоих случаях коэффициент эффективности снижается — тратится ненужное время и нервы на попытки переделать свой метаболизм. Это очень выматывающе влияет на психику и даже достижения не доставляют удовольствия.

Вообще при семейном образовании ребенок чувствует больший психологический комфорт, и, следовательно, большую уверенность в своих силах. Ему нет необходимости в неизбежном и бессмысленном процессе сравнивания себя со сверстниками, который неизбежен в школе. Не тратится огромное количество сил для выстраивания нормальных отношений с большим количеством не всегда нужных ему людей — детей и взрослых. Ведь отношения даже с учителем требуют от ребенка серьезной затраты своих сил.

Считается, что все это крайне важно для социализации будущего члена общества, но так ли это на самом деле? Во времена СССР эта система была нужна и имела свою ценность — в светлом коммунистическом будущем индивидуальность не ценилась, а ценилась именно способность быть незаменимым на своем месте, выполнять всю жизнь отведенную функцию.

Люди рождались и продолжали существовать в однотипных системах с однотипными требованиями, и адаптация к любому коллективу, способность выстраивать коллективные отношения были теми навыками, без которых взрослый человек не смог бы существовать. А на сегодняшний день можно сказать, что школьный коллектив не даст необходимых для выживания навыков, для качественного существования в современном мире нужны совершенно иные качества чем те, что воспитывает школа.

К примеру если говорить не о наемной работе, а о частном предпринимательстве — школа дает противоположную точку зрения, и человек, которому будут привиты эти ценности, не сможет обеспечить себя самостоятельно вне какой-то системы. А человек со свободным мировоззрением будет серьезно страдать, постоянно находясь в школьном режиме.

Можно сказать, что кроме неприобретения важных навыков, в школе активно учат ненужным. Учеба в усредненном темпе рождает привычку к неэффективной деятельности, к притормаживанию себя. Дома ребенок, не ограниченный временными рамками, ищет и находит наиболее эффективные способы решения любых задач. Это и называется быть хозяином своего времени и своих умственных ресурсов, ребенок чувствует настоящую ответственность за то, насколько быстро и эффективно он учится.

Умение строить отношения в большом и разнообразном коллективе не главное в жизни. Если разобраться, истинной ценностью для любого является его семья, которая по своему количеству редко превышает десять человек. И на самом деле эффективными навыками являются умения строить отношения вот в таком маленьком и тесном разновозрастном коллективе.

Отношения в садике, школе, институте неглубоки, нелогичны и необязательны — в любой момент можно прекратить общение, никто никому не должен, и тем не менее приходится терпеть рядом неприятных людей изо дня в день. А отношения в семье глубоки и наполнены ответственностью, их невозможно избежать, и поэтому нужно делать их комфортными для себя и других.

А в наше время большинство семей строят свои отношения так, как в большом коллективе и в семье отсутствует доверие, близость, а взамен поверхностные связи. Научиться строить нормальные отношения ребенок может только в семье на примере своих родителей, и уж никак не проводя по полдня в школе с противоположной системой авторитетов, ценностей и отношений. Важным явлением является расстановка авторитетов.

Ребенку приходится решать для себя, кто важнее — родители или учитель, с которым он проводит больше времени. Как правило, эту битву авторитетов проигрывает родитель, так как подобное положение дел выгодно школе и учителям. Ведь тот кто приводит ребенка в школу, и сам в какой-то мере становится подопечным для учителя, его тоже приходится воспитывать. Жизненная философия школы и учителей часто противоречит тому стилю жизни, который принят в семье.

И эти противоречия не так уж безобидны, так как влияют на духовное здоровье. Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка закладываются его личные отношения к миру, людям и событиям — все это вместе называется осознанным мировоззрением. И крайне важно чтобы в этом возрасте картина мировоззрения была непротиворечивой, целостной и понятной.

Конечно, подросший ребенок может занять противоположную родителям позицию в своей взрослой жизни, но для этого ему необходимо заложить твердый непротиворечивый фундамент. Необходимость адаптации к непрерывно возникающим противоречиям отнимает у ребенка много сил и энергии. В поисках компромисса часто ребенок привыкает врать сверстникам, взрослым, а затем и сам себе. Дети, не приемлющие компромиссов и вранья, вступают в поединок со школой, но у них нет шансов на победу. Большинство школьников чувствует это и поэтому идет на компромиссное вранье.

А дома, под защитой родителей, ребенок на домашнем обучении может не сражаться напрямую с системой. Поэтому семейное обучение — это прежде всего много свободного времени, уют и спокойствие. К важным вопросам ребенка подводит само время и подходящие моменты, мировоззрение формируется без шоков и грубых вмешательств со стороны. Человек любого возраста чувствует себя уверенно и комфортно, когда является хозяином своей жизни.

А это означает — быть причиной всех происходящих в жизни событий и способность влиять на них, необходимым образом их контролировать. А школа ставит родителей в противоположное положение — они наблюдают со стороны за жизнью своего ребенка, но по большей части не могут вмешаться. Поэтому в семейном образовании есть еще один плюс — это еще и душевное спокойствие родителей. Конфликт никуда не денется — большинство школ с недоверчивым неодобрением воспринимают такие семьи, но есть хотя бы возможность сохранить нейтралитет в этом конфликте.

Несколько лет назад велось много разговоров о том, что домашняя форма обучения будет отменена в России. Однако тогда этого не случилось и вряд ли может случится в ближайшее время.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Здоровый ребенок на домашнем обучении" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}