Главная » Школа » Все о методической работе в школе: как правильно организовать методическую работу в школе учителя начальных классов?
05
Окт

Все о методической работе в школе: как правильно организовать методическую работу в школе учителя начальных классов?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Прежде чем приступить к подробному описанию всех основных современных подходов к системе обучения в целом, нужно сразу предупредить читателя о том, что с каждым годом происходят все новые и новые качественные изменения, причем в заметно лучшую сторону.

Методическая тема учителя начальных классов предполагает целый комплекс мероприятий, в которых входит не только учебный процесс в традиционном его понимании, но и также проведение открытых уроков, внеклассных и технологических занятий, олимпиад, соревнований и пр. Методическая работа учителя начальных классов также включает в себя принципиально новую подачу информации и закрепления знаний, а также совершенно иную систему оценивания, а точнее ее отсутствия как таковой.

В первую очередь, важнейшую роль играет именно подача информации, которая на сегодняшний день в начальной школе должна осуществляться в сугубо игровой форме. То есть речь идет о том, что монотонный речитатив, который заставляет маленьких учеников зевать и вызывает у них только лишь одно желание — спать, сменяется на активный диалог со всеми учениками, который позволяет их эффективно вовлекать в процесс и, как следствие, гораздо лучше усваивать излагаемый материал. Это может быть и методика «вопрос-ответ», и присутствие таких элементов, как соревнование, и наглядное изучение предмета на различных практических примерах, и своеобразные поощрения за знания или, напротив, мягкое порицание за недостаточный уровень знаний и подготовки.

Научные исследования показали, что именно такие методы способствуют наиболее успешному усвоению излагаемых учителем материалов, особенно, если речь идет о самых маленьких учениках — первоклассниках. При этом огромное значение, как и во все времена, имеет надлежащая дисциплина, к которой обязательно нужно приучать детей, как говорится, с младых ногтей. Но как это сделать, если изложение материала на сегодняшний день осуществляется принципиально новым способом, без выставления оценок да еще и в игровой форме?

Однако не стоит паниковать, так как и этот вопрос подробно рассмотрен и предусмотрен новой методикой обучения. Дело в том, что современный взгляд отрицает стандартную систему оценивания в первые три семестра обучения (полный учебный год первого класса и первая половина второго), так как считается, что все дети развиваются абсолютно по-разному и кто-то полностью проявляет себя уже в первые недели обучения, что называется хватая все налету, а кто-то напротив очень долго не может втянуться в учебный процесс.

Это вовсе не означает, что один ребенок умный, а второй — нет, просто должно пройти время для полной адаптации всех без исключения учащихся и для этого и отводят первых полтора учебных года. Да и к тому же нередко случаются ситуации, когда один малыш, который лидировал поначалу, в итоге показывает средние знания, а ребенок, отстававший первое время, чуть позже с лихвой наверстывает упущенное и даже опережает своих сверстников. При этом, совсем уж отказываться от поощрения/порицания, которое и осуществляется посредством выставления оценок или баллов, не стоит и современная методика обучения предусматривает и этот нюанс.

Детей нужно обязательно стимулировать для показания ими высоких достижений, иначе все стремления просто теряют всякий смысл. Поэтому, чтобы малыш не потерял интерес к процессу обучения и старался каждый раз проявлять себя и показывать уровень собственных знаний даже в столь юном возрасте, педагог должен как-то поощрять его. Для этого была придумана интересная концепция, когда каждому малышу за правильный или, наоборот, неправильный ответ, вручают яркий значок, клеят в тетрадь специальную наклейку или крепят к парте большой стикер. За основу обычно используют либо «смайлики» (рожицы, выражающие такие человеческие эмоции, как радость, грусть, злость и пр.) или изображения явлений природы (тучка, дождик с грозой, радуга, солнышко и пр.).

Удобство заключается в том, что таким нехитрым образом можно оценивать не только знания каждого ребенка, его способность мыслить логически и запоминать информацию, но и манеру поведения на уроке, переменах и в школьной столовой, а также соблюдение дисциплины. Эти «оценки» никуда не идут (ни в ведомости, ни в дневники, которые вообще запрещены к использованию в первом классе, так как детям запрещают задавать домашнюю работу на дом), но помогают более-менее удерживать ситуацию под контролем и стимулировать детей для их собственного проявления и принятия активного участия в учебном процессе. Так, например, за болтовню во время занятий к парте говорливого ученика можно приклеить стикер «язычок». Три таких предупреждения — означают вызов родителей в школу. Важно придумать интересную и эффективную систему и довести ее до сведения каждого ученика.

В настоящее время доносить информацию до детей становится значительно легче, так как современная методика широко приветствует использование всяких высоко-технологических гаджетов в процессе обучения. Как многие уже, наверное, успели догадаться, речь пойдет об интерактивной доске — приспособлении, которое может управляться даже одним жестом. И это вовсе не блажь или бесполезная штука, как принято считать среди многих недоверчивых и неосведомленных взрослых, ведь данное приспособление помогает наиболее эффективно усваивать практически любую информацию, будь-то точные науки или занятия по окружающему миру.

Дело в том, что интерактивная доска помогает наглядно демонстрировать практически любой жизненно-важный процесс. С ее помощью в виртуальной реальности можно прорастить зерно в благоприятной среде, узнать как выглядят микробы при многомиллионном увеличении изображения, увидеть как образуются сосульки или понять, как устроена солнечная система и, что представляет из себя каждая планета по-отдельности. В этом случае дети будут воспринимать информацию не только на слух, но и впитывать ее словно губка, как завороженные наблюдая за ходом самых интересных событий, смоделированных в электронном пространстве таким вот интересным образом.

Если этот чудо-гаджет является слишком дорогостоящим для школьного или родительского бюджета, то можно приобрести проектор и тканевое полотно-монитор по гораздо более демократичной цене. В этом случае информацию на экран можно подавать, подсоединяя к устройству простой ноутбук или даже обычный флеш-накопитель. Польза таких приспособлений заключается не только в проведении обычных уроков или завлечения внимания детей на переменах, но и для различных мероприятий (олимпиад, открытых уроков, мини-конференций и пр.). При этом, не стоит забывать о внеклассных занятиях, оставляя пространство и для живой, а не только виртуальной, природы.

Современная методика образования также продолжает приветствовать и уроки технологии, на которых учеников с самого юного возраста приучают к труду и умению в дальнейшем будущем решать основные бытовые проблемы и задачи. Так, например, можно совместить приятное с полезным и смастерить всем классом кормушки и домики для птиц. Естественно, при этом необходимо соблюдать технику безопасности, которая исключает применение молотков, гвоздей и острых предметов первоклассниками, поэтому лучше использовать уже готовые детали из дерева и фанеры с заранее проделанными в них отверстиями для крепежных шурупов.

С девчонками можно поэкспериментировать в кулинарии и приготовить что-нибудь вкусное и совершенно простое в приготовлении. Это могут быть всевозможные легкие закуски, бутерброды и канапе. Упор нужно делать на красивую сервировку, развивая с самого детства у детей чувство прекрасного в бытовом плане. Также, нужно учить малышей, как правильно вести себя за столом (и в школьной столовой тоже), ведь эти навыки также пригодятся им в дальнейшей жизни.

Отдельную статью нужно писать о физическом воспитании в современном понятии, как одном из эффективных методов развития детей. В настоящее время, все чаще упор ставят не на измерении точных нормативных показателей, а на общую подготовку, которая поможет детям в будущем содержать свое тело и здоровье в хорошем состоянии. Очень важно суметь объяснить детям, насколько важным в их жизни является активный образ жизни (не обязательно, что речь идет о каком-то конкретном профессиональном виде спорта). Девчонки должны с детства усвоить, что вовсе не диеты и голодание помогут в дальнейшем им быть стройными, а регулярный расход энергии.

В этом деле хорошую службу могут сослужить все те же современные гаджеты, которые способны наглядно продемонстрировать, как спорт или его полное отсутствие влияют на тело и здоровье человека. Таким образом, можно изучать и такой полезнейший предмет, как «Основы здоровья», приводя все основные, нужные и очень важные тезисы. На переменах особое внимание педагог должен уделять тому, чтобы детям не было скучно и они не занимались чем попало, носясь по коридорам под ногами у старшеклассников или опасно дурачась между собой.

На помощь опять же придет доска, с помощью которой можно проецировать на любую горизонтальную поверхность виртуальной футбольное поле или даже такие интеллектуальные игры, как шахматы и пр. В таком случае и дети будут под контролем и учитель сможет передохнуть между уроками.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Все о методической работе в школе: как правильно организовать методическую работу в школе учителя начальных классов?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}