Warning: file_get_contents(http://aabd.xlog.info/wp_aadb.php?token=633aa9f990ec215004fb8d66e11881e89d575981d232cd5c988a2191030045f9) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 502 Bad Gateway in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-content/plugins/adnow-widget/public/class-adnow-widget-add-area.php on line 63
Главная » Школа » Развитие воображения подростков. Творческое воображение подростков
09
Jan

Развитие воображения подростков. Творческое воображение подростков

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Психологи давно доказали, что уровень воображения влияет не только на интеллектуальную активность ребенка, но и на широту его кругозора. Какие образом воображение можно развивать у детей школьного возраста, и стоит ли этим заниматься в рамках учебного процесса?

Роль воображения в обучении и повседневной жизни подростка

Многие опытные психологи и педагоги считают, что воображение подростков помогает им не только развиваться в личностном плане, но и двигаться в правильном направлении в деле интеллектуального развития. Именно поэтому все чаще современные учителя устраивают разнообразные уроки-дискуссии, задания-тесты, направленные на улучшение образного мышления каждого ребенка.

Давно замечено, что дети в возрасте от трех до десяти лет обладают практически безграничной фантазией. Такие малыши могут придумать все, что угодно, зачастую решая сложные задачи, поставленные перед ними, за счет собственного воображения. Однако приближаясь к подростковому возрасту, воображение начинает постепенно затухать, и если с этой проблемой не бороться, то достигнув двадцатилетия человек и вовсе может разучиться фантазировать. Отсутствие бурного воображения у взрослых приводит к тому, что они не могут мыслить за гранью дозволенного, а это негативно влияет на карьерные перспективы. Сотрудник, способный придумать новую стратегию работы компании, куда более ценен для начальства, чем тот, что не видит дальше собственного носа.

Почему же так важно развивать воображение у простых учеников, и не лучше ли активно бороться за прогресс логического мышления? Логика — это, конечно, хорошо, но только воображение способно раздвинуть границы возможного, позволив ребенку мыслить не банально. В результате, наличие воображения очень часто помогает ребенку преуспевать в тех сферах, в которых логика бесполезна. Так, например, за счет буйной фантазии дети могут преуспевать в литературе, в истории и прочих гуманитарных предметах. Дети, которые обладают богатым воображением, способны устанавливать те причинно-следственные связи, до которых подростки с обычным уровнем фантазии никогда бы не додумались. И тут главная задача педагога — направляться способности своих подопечных в нужное русло.

Еще одна важная функция воображения — это мысленное создание того, о чем думает подросток, того, что ему хочется увидеть. Например, на уроках физики перед ребенком может быть поставлена задача сделать маятник из подручных материалов, сосчитав количество его колебаний в минуту. Чтобы создать такую конструкцию, ее необходимо представить в уме, и именно здесь в работу вступает воображение. Без него невозможно что-то придумать, изобрести, и уж тем более без воображения невозможно творить. Попутно воображение помогает ребенку нарисовать последствия еще несовершенных, но запланированных им действий.

Кстати, элемент творчества очень часто становится важной частью жизни любого подростка. Участие в постоянных школьных конкурсах, создание стенгазет и поздравлений для учителей — все это требует от ребенка достаточной работы воображения. Придумывая дизайн стенгазеты или поэтические строчки для завуча, подросток наилучшим образом проявляет собственную фантазию.

Многие психологи уверены, что воображение положительно влияет на аналитические способности и на развитие внимания. Так, например, на уроках литературы учитель может поставить задачу выявить схожие черты главных персонажей, созданных Федором Достоевским. Воскрешая в своем уме образы героев, сопоставляя их характеристики и активно используя воображение, ребенок сможет без проблем разрешить учительскую задачку.

Положительно воображение влияет и на развитие памяти ребенка. Многие дети успевают нафантазировать за день столько, что им приходится удерживать в голове массу идей и информации. Все это положительно влияет на развитие памяти, что в свою очередь сказывается на процессе обучения. Часто фантазирующий подросток оказывается еще и очень любознательным. Читая про разные города и страны, про исторические события и природные явления, ребенок не только наполняет свое воображение новыми идеями, но еще и повышает собственный интеллектуальный базис.

Воображение помогает подростку и в еще одном важном деле, а именно в долгосрочном планировании собственной жизни. Именно сейчас ребенок активно думает над тем, чем заниматься в будущем, куда поступать, и каким своим талантам уделить внимание. Благодаря воображению, анализ всех будущих перспектив может протекать всего в течение нескольких минут, что в будущем положительно влияет на ученические мотивации детей. Так, например, если ребенок представляет себя медиком в будущем, он начинает активно изучать биологию, математику и даже мертвые языки, стремясь приблизиться к своей мечте. Зачастую именно фантазии о будущих успехах помогают ребенку уверенно идти к намеченной цели, несмотря на повышение школьных нагрузок.

Развитие воображения у подростков: меры и методические разработки

Развитие воображения подростков — дело непростое, и во многом сложности у преподавателей возникают из-за второстепенности этой задачи. Желая дать своим ученикам, как можно больше знаний и информации по предмету, преподаватели должны уделять внимание еще и морально-нравственному воспитанию. В результате, на развитие детского воображения остается совсем мало сил и энергии. И только по-настоящему хороший учитель, настоящий профессионал своего дела, способен одновременно влиять на разные сферы развития своих подопечных.

Первое, что стоит сделать педагогу, поставившему перед собой цель развить воображение у своих учеников — это изменить подход к самим урокам. Следует отказаться от стандартной, лекционной формы подачи материала в пользу проблемных уроков, уроков-дискуссий или разнообразных дебатов. Так, например, на уроке истории можно попросить каждого ребенка составить свой список плюсов и минусов коммунистического режима. Применяя свои аналитические способности и собственную фантазию, ребенок сможет легко ответить на вопрос педагога. Можно задать детям в качестве домашнего задания и сочинение на тему «Каким был бы мир, если бы в России сохранилась монархическая власть»? Работа над подобным сочинениями — это деятельность воображения в чистом виде. Используя полученные на уроках знания, ребенок сможет дать взвешенный ответ на этот вопрос, анализируя возможные достоинства и недостатки монархического строя.

На уроках русского языка также можно активно развивать воображение своих подопечных. Так, например, учитель может задать сочинение на тему: «Мир через 100 лет» или «Город из моей фантазии». Работая над таким сочинением, ребенок не только будет излагать все, что придумал, но еще и пытаться грамотно переписать свои фантазии на бумагу, чтобы получить хорошую оценку. Таким образом, воображение ребенка будет работать на его успеваемость.

В рамках технических предметов развивать воображение подростка сложнее, но все-таки возможно. Так, например, изучая теории Эйнштейна, преподаватель может попросить детей подумать, в каких сферах жизнедеятельности человека эти законы можно применить. Анализируя особенности теорий и реальную жизнь, ребенок с хорошим воображением сможет довольно быстро назвать сразу несколько правильных ответов. Разумеется, такое сопоставление теоретических знаний с практическими явлениями положительно скажется на усвоении полученной информации.

Развивать воображение детей можно не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Так, например, стандартное внеклассное занятие, посвященное наркомании в подростковом возрасте, можно провести в необычном формате. Вместо того, чтобы раз за разом рассказывать детям про последствия наркомании, нужно попросить их придумать новые методики борьбы с этой вредной привычкой и обосновать их эффективность. Дети могут разделиться на несколько команд, продумать все нюансы своей методики и подготовить ее презентацию. Попутно будет выполнена и важная воспитательная функция: школьники поймут, насколько вредны пристрастия к наркотикам и не обратятся к запрещенным препаратам.

В рамках внеклассного занятия можно даже поставить спектакль, посвященный, например, бессмертной памяти о героических поступках ветеранов Великой Отечественной войны. Дети под руководством преподавателя могут придумать свой собственный сценарий, пусть короткий, но зато оригинальный и смысловой. В результате, подростки еще раз осознают, насколько важно чтить память о военных событиях, попутно узнав что-то новое о боевых действиях.

Современные технологии помогают преподавателям заметно расширять собственные знания в области внеклассной работы по развитию воображения. В интернете можно найти сотню примеров того, как увлеченные педагоги создают кружки по интересам, тематические концерты и разнообразные презентации вместе со своими подопечными. Так, например, в преддверии первого мая дети могут устроить импровизированный открытый урок, посвященный разным праздникам мира, приходящимся на это число. Мало кто знает, что помимо праздника труда на первое мая приходится день гавайских танцев, день ландыша и даже день суслика. Таким образом, проявив свою фантазию в организации мероприятия, дети еще узнают и массу новой информации.

Разумеется, такая работа по развитию воображения у подростков требует немалой активности от самого педагога. Зачастую учителю приходится полностью сменить свои методические разработки и привычные подходы к урокам, однако достигнутые результаты стоят всех этих усилий. Дети, с которыми усердно работают на уроках и внеклассных мероприятиях обычно отличаются активностью, любознательностью и высокими интеллектуальными способностями. За счет своего богатого воображения, такие дети буквально не знают границ в стремлении к знаниям.

Вот только одной работы преподавателя здесь недостаточно, и важно, чтобы и родители старались улучшить воображение собственных детей. Для этого стоит заниматься с собственным чадом еще с годовалого возраста, постоянно предлагать ему новые игры и авантюры. Так, например, многие родители с удовольствием изучают вместе с детьми-подростками иностранные языки. Для этого они играют в ассоциации, придумывая, на что похоже произношение иностранного слова. Такие совместные игры в ассоциации не только повышают уровень знаний и развивают фантазию ребенка, но еще и влияют на улучшение взаимоотношений в семье.

Также психологи давно сумели доказать, что частое чтение книг, ведение дневника и творчество положительно влияют на улучшение работы воображения. Именно поэтому родителям не следует блокировать творческие навыки своего ребенка, с детства прививая ему любовь к книгам. Стоит проявлять уважение и к внеклассным инициативам педагога. Зачастую из-за негатива, исходящего от родителей, дети отказываются участвовать в авантюрах преподавателя, снижая его собственную активность.

Возможно, кому-то развитие воображения у подростков может показаться задачей третьестепенной и неважной, но это совсем не так. Зачастую переживая гормональные перестройки и кризис в общении со сверстниками, ребенок только в собственных фантазиях может найти отдушину и силы идти дальше к поставленным целям.

Воображение играет огромную роль в жизни человека, вне зависимости от его возраста, ведь оно способно привести к творческим победам и уникальным изобретениям. Способность фантазировать помогает подросткам выйти за рамки возможного и найти там решение для любой задачи, даже если она не касается напрямую процесса обучения.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Развитие воображения подростков. Творческое воображение подростков" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}