Главная » Школа » Психолого-педагогические условия коррекции и предупреждения (профилактики) школьной дезадаптации
11
Sep

Психолого-педагогические условия коррекции и предупреждения (профилактики) школьной дезадаптации

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Изменение привычного распорядка и уклада жизни в связи с поступлением в первый класс влечет за собой новые дополнительные физические, эмоциональные и мыслительные нагрузки. Так же ребенку необходима социальная адаптация.

Ребенок, представляющий собой полноценно развитую личность, может пройти период школьной адаптации сравнительно легко и безболезненно. Но существует особый контингент младших школьников, характеризующийся дезадаптацией, социальным и психологическим несоответствием обучению и общению. Такие дети испытывают затруднения в присоединении к школьному образу жизни и учебной деятельности. К такой категории учащихся относятся не только дети, имеющие некоторые нервно-психические проблемы, но и вполне здоровые младшие школьники. Среди проявлений дезадаптации выделяются расстройства в учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и учителями, повреждение развития личности (повышенная тревожность, страхи, неуверенность) . Как следствие таких проявлений, у ребенка пропадает желание учиться и ходить в школу. Соответственно, успеваемость не может достигнуть нужного уровня, и за этим следует пассивность, дезорганизованность, отсутствие дисциплины и гиперактивность. Одной из основных причин неспособности к школьной адаптации является отклонение функции центральной нервной системы. По некоторым исследованиям дезадаптированные школьники составляют тридцать процентов от количества учащихся начальных классов. Практически весь этот процент — дети с отклонениями в работе нервной системы. Частой причиной этой проблемы психологами и психиатрами названа сложная беременность и роды. У таких детей наблюдается недостаток речевой функции, когнитивных способностей (памяти и внимания) .

Заметную проблему в адаптации вызывает нарушенная область оценки своей личности. Неадекватной самооценкой считается завышенная, когда ребенок недраматично стремится к лидерству, агрессивно воспринимает любые неудачи, избегают участия в занятиях, где он не уверен в своем успехе. На фоне таких эмоциональных внутренних конфликтов у ребенка может ухудшиться здоровье.

Заниженная самооценка так же может привести к проблемам адаптации школьника. Такой ребенок проявляет неуверенность и зависимость от поступков и мнений окружающих. Это дети нерешительные, сомневающиеся, безынициативные.

Психологические исследования показали, что корень проблемы дезадаптации лежит семейном воспитании. В группу риска попадают дети, которые по независящим от них причинам оказываются в сложных социальных условиях. Это сироты, дети без родительской опеки или выросшие в семье, лишенной самого важного, в условиях нищеты или безработицы родителей. Также наличие в семье тяжелых конфликтов или кризисов приносит риск отклонений в психическом развитии ребенка и приносит нарушение социальной и психологической адаптации в школе.

Родители должны сотрудничать с психологом для того, чтобы всесторонне влиять на своего ребенка для его готовности к учебной деятельности в школе. Родители – это люди, несущие ответственность за физическое, психическое, эмоциональное и мыслительное здоровье ребенка, и, как следствие, за его благополучную адаптацию к школьной деятельности.

Победить школьную дезадаптацию можно, начав с ликвидации первопричины ее появления. Факторы, приводящие к отсутствию способности к адаптации у ребенка следующие:

· Педагогическая запущенность ребенка, его слабая подготовка к школьной жизни.

· Соматическая проблема.

· Двигательные и психические и эмоциональные нарушения.

· Недостаток или отсутствие внимания и поддержки родителей.

Интеллектуальное развитие ребенка не будет достаточным при наличии всех этих факторов.

Профилактика школьной дезадаптации возможна при участии невропатологов, педагогов, психологов и логопедов. Первым пунктом перечня мероприятий по профилактике дезадаптации стоит ее предупреждение. Второе – своевременная диагностика; а затем – непосредственно ее коррекция.

Профилактика проблемы дезадаптации в школе решается следующим путем:

· Распознание признаков и затем предпосылок детской дезадаптации;

· Диагностика психофизического уровня поступающих в первый класс вне зависимости от физического возраста.

· Тщательный анализ психики ребенка, его темперамента и заложенных в нем возможностей.

·Создание коррекционных классов для детей низкой, средней и высокой степенью риска. Количество учащихся в классе минимальное, что обеспечивает индивидуальный педагогический подход к детям, отделенным в такие специфические классы. Режим для таких детей облегченный, с упрощенными психологическими и санитарно-гигиеническими условиями. Обучение детей обогащено лечебно-оздоровительными мероприятиями. Применяются групповые, индивидуальные методики обучения и дополнительного образования в виде секций, кружков и студий. Важную часть индивидуальной работы составляют занятия с психологами, дефектологами и логопедами, что дает возможность исправления недостатков в функциональном развитии детей, необходимом для обучения в школьной системе. Если возникает нужда, для консультации приглашается психиатр.

·Проведение психотренингов для детей и их родителей.

Профилактическая работа по развитию способности к адаптации должна начинаться в дошкольном детском учреждении и производиться в следующих направлениях:

— Предупреждение социально-психологических проблем, отражающихся в конфликтности отношений со сверстниками и взрослым окружением.

— Предупреждение личностных затруднений, таких как необоснованная тревожность, низкая или завышенная самооценка, отсутствие учебной мотивации.

— Предупреждение препятствий в познавательной деятельности из-за слабого мышления, восприятия, памяти, внимания и так далее.

Переходный из дошкольного в школьный период считается у детей кризисным. Задача этих учреждений максимально облегчить психологические процессы у детей. Дошкольные специалисты работают на первом этапе адаптации — с января по сентябрь перед поступлением в школу. В это время производится активная подготовка для благополучного выпуска детей из детского сада в новые условия. Второй этап охватывает весь первый класс: с сентября по май месяц, где ответственность за адаптацию детей переходит в руки преподавателей.

Оба звена прилагают усилия для того, чтобы их преемственность сделала трудный переход как можно менее травмирующим для детской психики, чтобы он оказался успешным и эффективным.

Если учитель начальных классов обнаруживает выраженные симптомы дезадаптации ребенка и испытывает с ним трудности, он направляет его к психологу или психиатру. Недопустимо при этом приклеивать школьнику с трудностями в учебе и общении «ярлыки» с клиническими диагнозами, к примеру «псих», «шизоид» и тому подобное. Это говорит о черствости, непрофессионализме людей, занимающихся обучением, воспитанием.

Последствия дезадаптации подростков, оставшихся без помощи, оказываются драматичны:

· Чаще всего такие дети оказываются в роли жертв, вытесненных из круга общения сверстников, они могут стать асоциальными.

· Такая группа детей в нашем обществе увеличивается.

· Группа риска подростков, склонных к дезадаптации, без соответствующего вмешательства психологов и квалифицированных педагогов может привести к социальному тупику и увеличить уровень криминогенности в обществе. Коррекционные программы для таких детей с психическими и физическими дефектами (умственная недостаточность, слабое зрение или тугоухость) еще не на должном уровне.

Вопрос школьной адаптации – один из самых сложных в современном обществе. Эта социальная проблема требует пристального внимания и изучения и экспериментального исследования. Невозможно преувеличить роль педагогов и психологов в предотвращении дезадаптации детей в школе. Они организовывают особенный педагогический процесс, специальные программы и возможность их усвоения.

Младший школьный возраст является непростым периодом всей школьной жизни ребенка, предупреждение и коррекция его дезадаптации может не только помочь в вопросах образования, но и в формировании полноценной личности подростка.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Психолого-педагогические условия коррекции и предупреждения (профилактики) школьной дезадаптации" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}