Главная » Школа » Профилактика отклоняющегося поведения: правовые основы и педагогика. Социальная профилактика отклоняющегося поведения
09
Янв

Профилактика отклоняющегося поведения: правовые основы и педагогика. Социальная профилактика отклоняющегося поведения

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Подростковый возраст неспроста считается самым сложным в жизни ребенка, ведь сейчас школьник переживает гормональные и психологические перестройки, которые сказываются на его поведении, вызывая отклонения. Как происходит профилактика отклоняющегося поведения, и кто должен отвечать за подобные меры?

Девиантное поведение детей: все, что нужно знать о проблеме

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся сейчас проводится во многих школах, и связаны такие действия с желанием предотвратить возникновение девиантных признаков у детей. Однако прежде, чем рассуждать о нюансах борьбы с проблемой, нужно рассказать, что же подразумевает отклоняющееся поведение? Считается, что отклоняющееся поведение — это любое отхождение от нормы, часто связанное с агрессивностью и нездоровым поведением детей. Любые признаки озлобленности, чрезмерной активности, склонности в вредным привычкам и к асоциальности можно считать отклонениями от нормы.

Многие родители обнаруживают признаки девиантного поведения у своих детишек именно тогда, когда они достигают подросткового возраста. В этот период школьники сталкиваются с серьезным психологическим и социальным давлением, и первая реакция на него — это агрессия. Желая доказать окружающим собственную взрослость, дети переходят к другому признаку отклоняющегося поведения — к асоциальности. Желание попробовать алкоголь, сигареты или наркотики, ранняя склонность к сексу и к насилию — с помощью все этого ребенок пытается показать, насколько он вырос.

Обычно отклоняющееся поведение очень сильно влияет на обучаемость ребенка и на его положение среди сверстников. Дети часто боятся чересчур агрессивных или гиперактивных товарищей, прекращая общение с ними. Низкие показатели в учебе и отсутствие поддержки среди детей — все это негативно влияет на самооценку ребенка, заставляя его еще больше замкнуться в себе. Если в такой ситуации вовремя не помочь подростку, он может буквально пуститься во все тяжкие, испортив жизнь и себе, и родителям.

Психологами давно было доказано, что отклонения в психологическом поведении могут появиться как у неблагополучных детей, так и у школьников из хороших семей. Вот только, если благополучные родители сразу же обращают внимание на проблемы чада, пытаясь их решить, ребенок из маргинальной семьи оказывается наедине со своими проблемами, не в силах справиться с ними. Его агрессия и истерики становятся адекватной реакцией на плохое положение в семье, бросая школьника в объятия пагубных привычек.

Прекрасно понимая, насколько опасно девиантное поведение среди подростков, педагоги и родители предпочитают использовать профилактические меры по борьбе с такой проблемой. Иногда они оказываются не эффективными, особенно, если инициатива по борьбе с отклоняющимся поведением исходит только от преподавателей при полном игнорировании необходимых мер членами семьи. В таком случае, преодолеть отклонения в поведении на удается, из-за чего психологические проблемы ребенка продолжают прогрессировать, приводя к ужасающим последствиям в будущем.

Методики профилактики и борьбы с отклоняющимся поведением

Современная профилактика отклоняющегося поведения подростков обычно имеет три этапа. На первом из них педагогический состав учебного заведения и родители обязаны сделать все возможное, лишь бы не допустить возникновения отклонений в поведении ребенка. В этих целях в школах создаются специальные кружки по интересам, группы психологической помощи. Также в этих целях на регулярной основе в школе проводятся собрания как для детей, так и для родителей, чтобы объяснить все нюансы подросткового возраста.

Иногда родители просто не понимают, в каком стрессовом состоянии живут их дети, что оборачивается возникновением дополнительной конфликтной среды. Задача педагогов и членов семьи на этом профилактическом этапе — не допустить зарождения девиантного поведения, заранее выявив его признаки и справившись с ними. Для этого во всех школах и интернатах работают психологи, которые должны помочь детишкам справляться с их внутренними демонами без вреда для себя и окружающих.

Следующий, так называемый вторичный этап профилактической деятельности — это психологическая и медицинская помощь ребенку с зародившимися отклонениями в поведении. Несмотря на то, что современные педагоги делают все возможное, лишь бы вовремя выявить признаки девиантного поведения, им далеко не всегда удается справиться с отклонениями. В таких ситуациях, задача родителей и учителей направлена на срочную борьбу с проявившимися отклонениями. В этих целях функционируют разнообразные реабилитационные центры для подростков, где им помогают справляться с агрессией и вредными привычками. В этих же целях функционируют социальные и психологические группы помощи, куда ребенок вместе с родителями может обратиться в случае развития психологических отклонений.

Третичная профилактика подразумевает социально-психологические меры по предотвращению повторного возникновения проблемы. Иногда спасти ребенка от его собственных внутренних демонов не получается, что оборачивается конфликтами, попытками суицида и даже тюремным заключением. В таких ситуациях педагогам и родителям ни в коем случае нельзя опускать руки, поскольку борьба за будущее школьника все еще продолжается. Сейчас существуют разнообразные центры реабилитации, специализированные группы поддержки, которые помогают ребенку нормализовать его поведение.

В целях предотвращения отклоняющегося поведения у детей, педагоги устраивают тематические уроки, посвященные, например, проблеме подросткового суицида. На таких уроках ведется дискуссия по поводу того, почему возникает данная проблема, и каким образом с ней можно бороться. С вредными привычками также борются при помощи организации тематических уроков, просмотра фильмов по теме, а также выездных экскурсий. Некоторые педагоги практикуют выезды в реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков, где дети могут посмотреть на реальные последствия вредных привычек. Такая профилактическая деятельность обычно оказывается крайне эффективной.

Еще один способ борьбы с отклоняющимся поведением — это регулярные беседы родителей с собственным чадом. Переживая сложный этап в своей жизни, ребенок должен осознавать, что его любят в семье, что он нужен своим близким. Обычно такие беседы оказываются крайне эффективными в борьбе с зарождающимся девиантным поведением. Вот только налаживать контакт с детьми нужно не в тот момент, когда их настиг кризис, а заранее, чтобы иметь достаточный авторитет и уровень доверия в глазах ребенка.

Опытные психологи советуют заранее вводить профилактические меры борьбы с отклоняющимся поведением. Так, например, педагог должен еще с младшей школы прививать детям уважительное отношение к обучению, что в дальнейшем обернется их интересом к предмету даже в сложное подростковое время. Родителям также необходимо с раннего дошкольного возраста вводить в привычку подолгу беседовать с собственным ребенком, обсуждая его проблемы. В таком случае, если в будущем у школьника возникнут реальные проблемы, взрослые смогут вовремя их выявить и устранить.

Также важно, чтобы педагоги, психологи и родители работали все вместе над устранением признаков девиантного поведения. Если ребенок растет в маргинальной среде с пьющими или жестокими родителями, ему стоит предоставить возможность регулярно беседовать с психологом. Все эти меры в комплексе помогут в будущем не допустить отклонений в развитии личности, позволив ребенку не только нормально развиваться, но и чувствовать себя абсолютно счастливым.

Заметить отклонения в поведении подростка обычно бывает несложно, ведь такой ребенок ведет себя агрессивно, а порой он бывает еще и крайне замкнут, отказываясь беседовать о своих проблемах. Чтобы подростковый возраст не стал началом крупных, взрослых проблем, родителям и педагогам необходимо вести очень грамотную профилактическую борьбу с признаками девиантных отклонений.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Профилактика отклоняющегося поведения: правовые основы и педагогика. Социальная профилактика отклоняющегося поведения" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}