Главная » Школа » Признаки и диагностика школьной дезадаптации обучающихся
01
Авг

Признаки и диагностика школьной дезадаптации обучающихся

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Когда ребенок в первый раз идет в школу, важно создать для него все условия для успешного вхождения в новый этап своей жизни. Задача эта возлагается не только на родителей, но и на наставников новоиспеченных школьников – их учителей.

Многие мамы берут отпуска на первые недели учебы своего малыша, ведь их присутствие рядом и помощь дадут возможность без проблем адаптироваться в неведомой атмосфере. Но бывают случаи, когда малышу сложно привыкнуть, а часто и вообще происходит школьная дезадаптация.

Идеально готовый к школе ребенок чувствует полное приспособление всех функций организма к новому, что происходит в его жизни, что означает физиологическую адаптацию. Кроме того, он без проблем воспринимает задачи, которые перед ним появились во время уроков, то есть расширение знаний, памяти, познание нового в жизни, что означает социально-психологическую адаптацию.

Очень важно правильно и ненавязчиво пройти эти два этапа, так как первый даст возможность не сильно уставать малышу в связи с новыми нагрузками, а второй, еще более важный, представит путь к развитию личности ребенка, определение своей значимости в классе, а также поможет сформировать хорошее отношение к себе.

К правильному процессу адаптации школьника имеет отношение также и социум вне школы, а именно уровень образования родителей, пребывание вне конфликтных ситуаций, полноценное общение. Это закладывает основу успешного вливания в новые условия.

Но часто встречаются случаи, когда ребенку сложно принять свой новый статус, войти достойно в этот очень большой этап жизни. Тогда проводится диагностика школьной дезадаптации. Говорить о наличии у школьника такого недуга можно при наличии у него следующих симптомов (признаков дезадаптации) :

· соматические нарушения, то есть нарушения в процессе развития ребенка, что проявляется через такие дефекты, как близорукость, тугоухость, разного рода нарушения опорно — двигательного аппарата;

· неполная подготовка ребенка к школе, задержка развития психики, а также моторики;

· нарушение в процессе формирования некоторых психических функций, отсутствие внимания, самоконтроля, плохая память;

· нарушение во время формирования основных школьных навыков, таких как чтение, письмо, счет;

· нарушения в двигательных функциях, что может проявляться через гиперактивность либо наоборот пассивность.

· Признаком дезадаптации выступает также сильная импульсивность в поведении школьника.

Причины, которые вызывают такую психологическую и психическую несовместимость со школой, полное отрицание создавшейся обстановки, бываю разные. В основном их разделяют на два вида в зависимости от ситуации возникновения: причины субъективного характера и причины объективного характера.

К субъективным причинам школьной дезадаптации относят:

· Низкий уровень мотивации, который возник от недостаточно квалифицированной работы садиков или других дошкольных заведений, плохого отношения к школе старших детей, что сопровождает повторную потерю мотивации непосредственно в процессе начала учебы;

· Не полное развитие составляющих учебной деятельности, которое может быть вызвано индивидуальными особенностями ребенка в процессе развития его умственного потенциала и интеллектуальных способностей;

· Тяжелая саморегуляция, отсутствие внимания, которые могут быть вызваны негативными факторами семейных конфликтов, неорганизованностью рабочего дня, неэффективными методами воспитания ребенка;

· Неумение привыкнуть к школьному укладу жизни, которое в основном возникает у деток с соматическими проблемами развития или другими признаками отсталости от сверстников в умственной и физической деятельности.

Объективные причины школьной дезадаптации намного проще, так как вызваны влиянием окружающих на поведение ребенка. К ним относят, прежде всего, негативное отношение учителя к школьнику, которое не дает влиться в коллектив, воспринимать информацию в полной мере, а также неправильную организацию учебного процесса, которая отвлекает ученика от учебы, тем самым провоцируя его на отдаление от коллективных идей.

Помощь детям, которые не смогли адаптироваться в школе, должна быть своевременной и проводиться не единолично кем-то из заметивших симптомы взрослых, а командой. Помогать должны как учителя, так и специалисты с медицинским образованием, как родители, так и детский коллектив. Ведь именно все эти люди являются составляющими жизни ребенка, и хорошее взаимопонимание с ними станет залогом успешной учебы в новой среде.

В период адаптации ребенка к начальной школе чаще всего обращаются за помощью к невропатологу, дефектологу, семейному психологу, игротерапевту, кинезиотерапевту. Также практикуют подключать воспитателей детского сада подготовительных групп. В период адаптации к средней школе обращаются к нейропсихологу, арт-терапевту и, конечно же, психологу.

Учитель должен уметь осторожно подойти к родителям дезадаптированного школьника, стараясь проявить максимум такта и толерантности, а также показать заинтересованность в удачном завершении адаптации их сына либо дочери. Педагог должен проводить беседы со всеми близкими, с которыми проживает малыш только воочию, объяснять им, что это не глобальная проблема, и дезадаптация не останется надолго, если уделять ребенку максимум внимания, работать с ним, играть, петь, рисовать и проделывать кучу других занятий.

Обязательно учитель должен спрашивать о домашних успехах ученика, контролировать их. Ни в коем случае ни родителям, ни учителям нельзя принижать достижения ребенка, какими бы они не были, наоборот, важно всегда воспринимать их как маленькую победу. Не стоит никогда сравнивать дезадаптированного школьника с его одноклассниками, ставя их в пример, так как от этого ребенок еще больше будет чувствовать свою неполноценность, порождающую нежелание учиться.

Часто используемыми способами со стороны учителей для помощи неадаптированным школьникам являются игры, которые так любят дети. Самые популярные из них:

«Мальчик – девочка наоборот», когда главный участник делает движения наоборот от показывающего; «Паровозик», где дети формируют главный состав и вагончики, которые должны вместе двигаться, преодолевая препятствия; «Предмет», в которой ребенок показывает загаданную вещь с помощью приемов паралингвистики, основываясь на своем воображении.

Такие игры направлены на формирование уверенности в себе, повышение самооценки, избавление от страха перед школой и коллективом.

Большая роль в борьбе с таким недугом, как дезадаптация отводится и специальным упражнениям, выполняемым также в игровой форме. Так, полезно будет поиграть в мяч, когда его будут передавать друг другу стоящие в кругу дети со словами «Я люблю…», «Я не боюсь. . », «Я умею…». Для того чтобы снять усталость и напряжение, невротические реакции и в целом для комфортного вливания в коллектив рекомендуется научить ребенка проделывать также специальную дыхательную гимнастику.

Школьная дезадаптация – серьезная проблема, к решению которой важно подойти ответственно. Дезадаптированному ребенку будет очень тяжело в современном обществе, а потому важно своевременно распознать недуг и избавиться от него.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Признаки и диагностика школьной дезадаптации обучающихся" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}