Главная » Школа » Пример ребенка с нарушением слуха: особенности образования
09
Jan

Пример ребенка с нарушением слуха: особенности образования

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Работа с особенными детишками, имеющими слуховые нарушения, требует от педагога индивидуального подхода к каждому случаю и использования разнообразных профессиональных методик. Как же ориентируясь на пример ребенка с нарушением слуха, добиться его нормального обучения?

Особенности работы с глухими и слабо слышащими детьми

Каждый пример ребенка с ОНР сугубо индивидуален, и многие педагоги считают, что к обучению таких детишек нужно подходить индивидуально, исходя из тех особенностей слуха и речи, что характерны для школьника. Именно поэтому в деле обучения глухих детей, преподаватели предпочитают разделять детей на группы по уровню развития проблемы. Обычно выделяются группы слабо слышащих детей, полностью глухих малышей и тех, кто оглох не с рождения, в позднем детском возрасте. Обычно третью группу обучать легче всего, поскольку у них есть наиболее яркие представления о звуках.

Педагоги, имеющие опыт коррекционной работы с такими особенными детишками, призывают использовать вербальные и визуальные методики в обучении. В случае, когда слух ребенка максимально ослабевает, визуальный способ обучения становится его главной опорой в деле получения знаний. Чтобы рассказать школьникам обо всех нюансах правильной речи, необходимо показывать им, как выглядят губы человека при произнесении тех или иных звуков. После того, как дети осилят все звуки, можно переходить к формированию слов и целых предложений.

Еще одна востребованная методика работы с глухими детишками была разработана хорватскими специалистами и подразумевает верботональную работу с подопечными. Используя остаточные способности слуха, а также упражнения по вибрационной ритмике, педагоги постепенно учат малышей не только правильно произносить слова и предложения, но и сопоставлять их с буквами в учебниках. В рамках данной методики активно используют тактильно-вибрационное восприятие звуков, то есть дети изучают внешний вид букв, особенности их вибрационного произношения. Разумеется, работать с такими методиками необходимо не только опытным педагогам, но и родителям.

Согласно методике Э.И. Леонград, формировать навыки речи и письма у глухих детишек необходимо не только в рамках учебного заведения, но и дома. Обычно уже в младших классах детишки, испытывающие проблемы со слухом, активно используют язык жестов. Родителям необходимо с помощью языка жестов объяснять детям произношение тех или иных звуков, положительно влияя на развитие у них речи. Если это обучение в младшей школе проигнорировать, то в будущем ребенок вообще не сможет произносить слова.

Проблемы в обучении речи глухих детей

Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители — это нежелание ребенка осваивать особенности произношения звуков. Стесняясь возникающих у них проблем при произношении слов, дети отказываются учиться, и тут важно прибегать к использованию игровых методик и психологических тренингов.

Так, например, можно играть с детишками в «Повтори слово». Дети по очереди должны произносить слова, а остальные детишки обязаны их повторять хором. Такая игровая методика оказывается крайне эффективной, ведь детишки могут подойти к упражнению с юмором, произнося смешные или даже выдуманные слова. Также и родителям следует вводить привычку общаться с детишками не только посредством жестов, но и с помощью стандартной речи.

В школе педагогам необходимо максимальное время оставлять на устные ответы во время уроков. Обычно глухие детишки произносят слова медленно и запинаясь, поэтому и педагогу и другим детям придется запастись терпением. Чтобы учебное время не пропадало зря, пока один ребенок отвечает устно, другие должны выполнять письменные задания.

В идеале проводить такое обучение необходимо в группах по 5-6 человек, не больше. В таком случае, учитель сможет индивидуально работать с каждым малышом, помогая ему освоить речь.

Еще одна частая проблема, с которой сталкиваются слабо слышащие детишки — это не профессионализм преподавателей. Многие коррекционные педагоги просто не владеют всеми современными методиками работы с глухими детишками. Опытные педагоги призывают активно использовать мультимедийные презентации. На каждом слайде следует размещать изображение определенных букв или слов, их аудио произношение, а также вид рта при произношении такого звука. В результате, ребенок запоминает и то, как пишется определенная буква и то, как она произносится.

Многие дети с плохим слухом уже младших классах испытывают очень серьезные проблемы с обучением. Они не могут освоить стандартную программу из-за отсутствия возможности устного ответа, но опускать руки при этом не следует. Чем интенсивнее учителя и родители будут заниматься с детьми, тем быстрее они освоят все нюансы речи.

Обучение глухих детишек речи — задача не из простых, ведь зачастую педагогам приходится использовать целый спектр методик, а результаты далеко не всегда оказываются впечатляющими. Однако, обучая школьника с первых классов речи, в дальнейшем педагог добьется того, что ребенок не окажется полностью лишенным вербальных контактов и сможет выражать свои мысли и жестами, и словами.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Пример ребенка с нарушением слуха: особенности образования" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}