Главная » Школа » Практическое развитие речи у младших школьников. Упражнения на развитие речи у младших школьников
19
Jan

Практическое развитие речи у младших школьников. Упражнения на развитие речи у младших школьников

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Когда ребенок поступает в школу, родители заботятся о его образованности, стремятся повысить успеваемость. Развитие речи у младших школьников — задача учителей, которые предлагают разные методики для пополнения словарного запаса ребенка и расширения его кругозора.

Развитие устной речи младших школьников — это неотъемлемая составляющая учебы в начальной школе. Ребенок еще не может излагать свои умные мысли в письменной форме, но он должен научиться красиво рассказывать, грамотно и последовательно высказывать предложения, культурно выстраивать собственную речь, уметь развернуто ответить на любой поставленный вопрос. Учителя подскажут, как правильно это делать, а родители должны принимать непосредственное участие в пополнении словарного запаса собственного чада.

Элементарные правила развития речи

В современной педагогике существуют особенности развития речи младших школьников, основная цель которых — научить ребенка грамотно и правильно говорить, уметь сформировать собственную мысль, поддержать беседу и стать интересным собеседником в обществе уже с начальных классов. Это непросто, но усердие и старание помогут воплотить в жизнь поставленную педагогическим составом цель.

Основные правила развития речи имеют следующий вид, на них требуется акцентировать особое внимание. Это одинаково касается и родителей, и учителей, и школьников начальных классов. Основные понятия и представления:

— Всестороннее развитие речи. Школьник не должен мыслить узко, ограничиваясь несколькими темами для разговора. Он просто обязан вербально и невербально познавать окружающий мир, неустанно пополнять словарный запас, расширять мировоззрение, стремиться к новым познаниям во всех сферах жизни. Все это реально, если со школьником больше беседовать, затрагивая в своих диалогах интересные темы.

— Содержательность речи. Ребенок не должен общаться односложными предложениями, используя одни и те же словесные обороты, вредные слова, нецензурную лексику, однообразные прилагательные, повторы. Такое общение можно смело назвать «бедность речи». Для школьника это фатальное состояние, поскольку с каждым новым учебным годом учителя все больше и больше требуют слов, умений выражать свои мысли и отстаивать мнение. Это очень важно, иначе успеваемость по всем предметам, особенно гуманитарным, будет и в средней школе желать лучшего.

— Грамотность речи. В данном случае речь идет не об орфографических и пунктуационных ошибках, которые жестко контролируют учителя. Акцентировать внимание хочется на выражении, интонации произношения, умении лаконично завершить предложение, заинтересовать собеседника. Окружающие должны понимать, что монолог окончен, после чего могут смело вступать в диалог с собеседником.

— Орфографическая грамотность. Еще одна важная сторона культурной литературной речи. Если школьник научится правильно говорить, то и написание произнесенных слов не вызовет особых сложностей. Конечно, в богатом русском языке имеется огромное количество правил и исключений из таковых, которые предстоит в будущем выучить. Для начальной же школы вполне достаточно общего представления об общей орфографии.

Если в начальных классах ученик умеет правильно сформулировать свою мысль, дает развернутые ответы на все поставленные вопросы, цитирует собственные фразы и понимает суть сказанного, это говорит о качественной подготовке и высоком профессионализме учителя. В противном случае школьника придется подтягивать, причем по всем базовым предметам.

Текстовое представление школьника

Речь ученика — это тот же текст, который он может запомнить, пересказать или сочинить. Все люди говорят на уровне «текста», и в этом заключается сущность методики развития речи младших школьников. Ниже представлено несколько вариантов, как проверить и развивать речь ученика, не прилагая особых усилий. Это могут делать не только строгие учителя, но и заботливые родители в комфортной домашней обстановке. Итак:

Урок первый. Учитель читает несложный по содержанию текст, при этом призывает учеников к всеобщему вниманию. Они должны выслушать содержание, а после пересказать, кто, что запомнил. Это своего рода «проверка» слуховой памяти, интенсивная тренировка мозгов. По окончанию урока учитель сможет сделать выводы, на что способен тот или иной школьник, каковы перспективы развития его речи.

Урок второй. Учитель все также рассказывает текст, требуя внимания и усидчивости своих учеников, а затем предлагает каждому придумать увлекательную концовку. В таком случае тренируется абстрактное мышление, формируется и развивается свободная речь, проверяется коммуникабельность и кругозор каждого школьника. По итогам занятия остается только сделать логические выводы, какими навыками речи обладает каждый подопечный учителя. Затем необходимо подтянуть его «слабые места».

Урок третий. Учитель предлагает совместно с учениками придумать текст на вольную тему, при этом каждый школьник по очереди должен сказать свое предложение. Текст должен быть связным и четко соответствовать тематике, после чего можно записать его на бумаге и прочитать вслух в конце занятия. Отличная тренировка мышления, которое, в свою очередь, заставляет работать устную речь, расширять кругозор.

Урок четвертый. Учитель приносит на занятие любой предмет, показывает его присутствующему классу. После чего предлагает составить красочный рассказ, можно просто описание. Это может быть соревнование на разнообразие эпитетов или конкурс на лучшее сочинение. Самое главное — заинтересовать подрастающее поколение, вызвать ощущение азарта. Дети, слушая своих собеседников, самостоятельно расширяют словарный запас, причем проходит такое «пополнение мыслей» в комфортной игровой форме.

Урок пятый. Для развития речи учитель предлагает школьникам пересказать свою любимую сказку, а затем придумать к ней самый неожиданный финал. Причем важно задать тему концовки и пронаблюдать, справится ли школьник младших классов с поставленной задачей. Многим удается пофантазировать.

Такие несложные уроки в домашних условиях могут проводить и родители, и тогда ученик будет вдвойне радовать учителей своими новыми умениями, познаниями и, конечно же, творческими способностями. Существуют и другие приемы развития речи младших школьников, которые изначально заложены школьной программой.

Ускоренное развитие речи

Требовательные учителя уже в первом классе настаивают, чтобы ребенок умел запомнить и пересказать текст, убрать лишние предложения и добавить что-то свое, согласно заданной тематике. Не все первоклассники способны справиться с поставленной задачей. Чтобы ускорить процесс развития устной речи, рекомендуется задействовать отдельные приемы:

— Учитель должен назвать слово, а задача школьников — придумать к нему синоним, антоним, дать лексическое обозначение. Сначала это могут быть несложные слова и отдельные фразы, но по мере взросления желательно повышать их уровень сложности.

— Учитель должен настаивать на правильном произношении звуков и букв уже в начальной школе. Такие несложные занятия сформируют не только культуру речи, но и минимальное количество орфографических ошибок. За пунктуацию, как известно, отвечает интонация, эмоции читателя.

— Учитель должен читать предложение дважды, а затем предложить школьнику выбрать из содержания 2-3 главных слова, которые отражают суть всего предложения. Сначала будет непросто, но как показывает практика, метод действительно работает на практике и расширяет кругозор.

— Учитель должен читать предложение дважды, а потом предложить школьникам убрать из содержания лишние по смыслу слова. Ученик должен на слух определить «слово-паразит» и удалить его из конкретной фразы.

— Необходимо больше читать, чтобы заметно расширять собственный кругозор. Это может быть внеклассное чтение, либо домашнее изучение художественной литературы в кругу родителей.

Если родители в домашних условиях воспользуются такими учительскими премудростями, то развитие речи в начальной школе для ученика окажется всего лишь вопросом времени. Главное — не лениться и уделять этому занятию несколько минут свободного времени, но желательно ежедневно — утром и вечером.

Советы родителям

Для развития и пополнения словарного запаса ребенок должен понимать, для чего ему это необходимо. Задача родителей и учителей — аргументированно преподнести информацию-пояснение, чтобы впредь не возникало подобных вопросов, возникло неуемное желание больше узнать.

Развитие речи должно происходить в легкой и ненавязчивой форме, иначе желание учиться и вовсе отойдет на второй план. Школьнику требуется объяснять и рассказывать, но точно не навязывать собственное мнение.

Если ощутимы проблемы устной речи, рекомендуется дополнительно обратиться к специалисту, позаниматься в учеником внеурочное время, подтянуть с ним хвосты и вызвать стимул много знать и уметь.

Родители должны объяснить ребенку, насколько важно развитие речи для дальнейшего обучения в школе. Если у школьника появится мотивация речи, этот нелегкий процесс заметно ускорится. На самом деле в этом нет ничего сложного, главное — своевременно заняться такими языковыми тренировками, не игнорировать нарастающую проблему.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Практическое развитие речи у младших школьников. Упражнения на развитие речи у младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}