Главная » Школа » Плановый медосмотр в школе
24
Oct

Плановый медосмотр в школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Очень часто родителям не удается своевременно обнаружить у ребенка ухудшение состояния здоровья, к врачам обращаются когда болезнь уже осложнилась и требует более интенсивного лечения.

Главными проблемами у детей школьного возраста являются ухудшение остроты зрения, кариес и неправильная осанка. Также школьный медосмотр помогает вовремя диагностировать и начать лечение таких заболеваний как гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, анемия, язва желудка и другие. Ежегодно все школьники обязаны пройти диспансеризацию.

Медосмотр — это последовательность врачебных действий, которая помогает оценить общее состояние здоровья пациента. На медицинском осмотре в школе обязательно должны присутствовать следующие врачи: невропатолог, хирург-ортопед, окулист, педиатр, отоларинголог и стоматолог. Обычно детей и их родителей оповещают за неделю до проведения даной процедуры. При необходимости могут быть назначены дополнительные обследования и анализы. Деток, которым диагностируют хронические заболевания, ставят на учет к специалистам. Медосмотр в школе является полностью бесплатным. Деткам 11 лет, помимо осмотра, нужно сдать кровь для определения уровня гемоглобина и глюкозы. Для девочек с 14 лет дополнительно приглашается гинеколог. A выпускникам (15-17 лет) необходимо пройти осмотр у эндокринолога и сделать флюорографию.

Преимущества и недостатки медосмотра в школе

Преимущества:

— большая часть школьников имеет возможность получить внимание врачей, без необходимости покидать здание школы и тратить время в очередях;

— быстро и удобно для самих врачей, они могут принять больше детей за короткий срок, не отвлекаясь на других пациентов;

— многим детям психологически легче проходить осмотр вместе со своими товарищами, нежели во время индивидуального осмотра в поликлинике.

Недостатки:

— на осмотре не присутствуют родители, а значит никто не может контролировать насколько корректно ребенок отвечает на вопросы, a также гораздо лучше если рекомендации врачей родители услышат «из первых уст»;

— недостаток помещений, которые могли бы обеспечить достаточную приватность осмотра, так как чаще всего все врачи сидят в одной большой комнате и дети на осмотр заходят группами.

Также при помощи планового медицинского обследования определяют уровень нагрузки на уроках физической культуры (физгруппу) .

Типы медицинских групп: I группа (основная)

В эту группу попадают детки с нормальным состоянием здоровья и физического развития. С соответствующими возрасту ростом, весом и физической подготовкой. Возможны, конечно, небольшие отклонения от стандартов, так как физические характеристики и способности разные. Для этой группы допускаются все задания, предусмотренные школьной программой по физической культуре. Базируясь на успехах и достижениях в тех или иных дисциплинах, им могут посоветовать заниматься определенными видами спорта. Для этого при школах создаются спортивные кружки и секции.

II группа (подготовительная)

К этой группе относятся дети, состояние здоровья которых почти не отличается от сверстников. Но при этом они имеют недостаточную физическую подготовку или какие-то морфофункциональные отклонения. Также дети которые относятся к группе риска возникновения патологий или имеющие хронические болезни в стадии клинико-лабораторной ремиссии не меньше 3-5 лет (в зависимости от заболевания) . Для этой группы разрешены занятия по общим нормативам, но под особым наблюдением за физическим состоянием ребенка. Участие в спортивных соревнованиях разрешено только после консультации с врачем.

III группа (специальная)

Эта группа разделяется на две подгруппы – «А» и «Б».

К группе «А» относят детей с явно выраженными отклонениями в состоянии здоровья (врожденные пороки развития и хронические заболевания в стадии компенсации) . Отклонения от нормы у деток этой группы могут быть постоянными и временными. Такие дети могут выполнять учебный план по всем дисциплинам школьной программы, утвержденной законодательством, кроме физической культуры. Для таких школьников существуют специальные программы занятий физкультурой, с ограниченными нагрузками. Уменьшается нагрузка в упражнениях на скорость, силу, акробатические задания.

К группе «Б» (она же группа IV) относятся школьники с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, но не сильно отражающихся на самочувствии, допущенные к посещению общеобразовательных учебных заведений. Для таких учащихся предусмотрены специальные занятия в кабинетах ЛФК (лечебной физкультуры) при ближайшей больнице. Также рекомендуются постоянные занятия дома по инструкциям врача из кабинета ЛФК.

В чём состоит задача каждого специалиста? Педиатр

Этот доктор оценивает общее состояние здоровья ребенка. Проверяет дыхательную систему, состояние кожных покровов. Также педиатр проверяет детей на наличие такого заболевания как педикулез, что тоже немаловажно. В конце осмотра основываясь на данных полученных от других специалистов он делает заключение о состоянии здоровья школьника и при необходимости выдает направления на дальнейшие дообследования.

Невропатолог

Этот специалист оценивает развитие и состояние нервной системы ребенка. Его чувствительность к разного рода раздражителям. Также он дает рекомендации родителям как справиться с перевозбужденностью ребенка, нервозностью или заиканием, чтобы эти факторы не мешали школьнику хорошо заниматься.

Офтальмолог

Проверяет остроту зрения. Обычно детям предлагают прочесть буквы с определенного расстояния закрыв по очереди каждый глаз. Таким образом ребенку, при необходимости, назначается лечение для восстановления функций зрения либо же подбираются очки. Детей с нарушениями зрения рекомендуется сажать за первыми партами, для лучшего восприятия подаваемого материала.

Отоларинголог

Должен выяснить состояние носоглотки. Хотя многим это кажется не существенным, здоровье этих органов является очень важным. Обязательно нужно проверить нет ли у ребенка аденоидных разрастаний, так как они затрудняют дыхание ребенка, могут нарушать произношение и слух. При необходимости врач может дать направление в больницу для удаления аденоидов. Учащихся с нарушениями слуха так же рекомендуется размещать за первыми партами, чтобы ребенок мог услышать все что говорит учитель.

Стоматолог

Хотя посещение этого врача процедура не очень приятная и у многих вызывает страх, осмотр ротовой полости необходим. Ведь больные зубы очень часто бывают источником инфекций, да и зубную боль можно предупредить своевременной профилактикой. Помимо здоровья зубов стоматолог проверяет правильность прикуса, посаду и рост зубов у деток младших классов. При необходимости выдает направление на дальнейшее лечение.

Хирург-ортопед

Проверит состояние опорно-двигательной системы, такие как нарушения осанки, плоскостопие и искривления позвоночника. Очень многие школьники страдают именно от этих нарушений, в основном изза неправильного положения при сидении за партой. При необходимости ортопед назначит ребенку комплекс упражнений, которые можно выполнять дома, массаж или занятия в кабинете ЛФК.

Гинеколог

Многие родители не понимают зачем в медосмотр в школе включен детский гинеколог, однако консультация этого врача не менее важна, чем других специалистов. Наиболее часто встречаемые гинекологические заболевания у девочек школьного возраста это синехии и вульвовагинит. Синехии — сращивание половых губ в виде спаек, чаще бывает у детей до года, но встречается и у школьниц младших классов. Без необходимого лечения приводит к нарушению мочевыводящих функций. Вульвовагинит – воспаление вульвы и влагалища, невылеченный вызывает воспаление матки и придатков. Боятся такого осмотра не стоит, так как он является полностью безболезненным и осуществляется с помощью специальных маленьких инструментов. Мамам рекомендуется побеседовать с девочками перед осмотром и объяснить как происходит процедура и в чем ее необходимость.

Эндокринолог

Этот доктор отвечает за гормональное здоровье. Очень важно посетить этого специалиста подросткам. Ведь именно он проверяет правильность полового созревания у мальчиков и девочек. Также эндокринолог поможет вовремя обнаружить и начать лечение заболеваний щитовидной железы, гипофиза, поджелудочной железы и надпочечников. При необходимости эндокринолог может назначить дополнительный анализ крови на сахар для диагностики сахарного диабета.

Кроме осмотра специалистами, сейчас практикуется проверка детей при помощи пробы «Руфье-Диксона», которая помогает сделать оценку работоспособности сердца. Заключается она в том что после 5 минут пребывания в полном покое ребенку измеряют пульс в течении 15 секунд, затем просят сделать 30 приседаний на протяжении 45 секунд и снова измеряют пульс за первые 15 секунд после упражнений и за последние . Результаты подставляются в специальную формулу:

Индекс Руфье= (4 х (Р1 + Р2 + Р3) — 200 ) /10

Где Р1 – результат первого измерения пульса, Р2 и Р3 соответственно второго и третьего.

Значения индекса Руфье:

— от 0 до 3 – работоспособность сердца в порядке;

— от 3 до 6 – средняя;

— от 7 до 9 – удовлетворительная;

— от 10 до 14 – есть сердечная недостаточность;

— выше 15 – присутствует очень сильная сердечная недостаточность, которая требует срочного лечения.

Преимущество этого теста в том, что он занимает очень мало времени, но при этом является очень информативным и позволяет точно определить состояние серечно-сосудистой системы ребенка. Эту пробу чаще всего проводит педиатр или школьная медсестра, при необходимости назначается консультация кардиолога.

Как подготовить ребенка к плановому осмотру

Как уже упоминалось выше, родителей предупреждают заранее о предстоящем медосмотре их чад. Это делается для того, чтобы ребенок пришел в назначенный день подготовленным. В целом подготовку можно разделить на две части: физическую и моральную. Обязательно нужно поговорить с ребенком на тему предстоящего осмотра специалистами, объяснить ему необходимость данной процедуры. Поход к врачу это всегда некий стресс для детей, поэтому ребенок должен знать что какие именно манипуляции будут проводится, таким образом можно избежать ненужных страхов. Из физической подготовки, если ребенок следит за своей гигиеной сам, то перед медицинским осмотром нужно проконтролировать чтобы все процедуры по уходу за собой были выполнены правильно. Это необходимо для получения корректных результатов обследования. Если в медосмотр входит анализ крови, нужно проследить чтобы ребенок пошел в школу натощак, а также позаботится о том чтобы ему было что перекусить после сдачи анализа.

Медосмотр детей в школе с раннего возраста учит их, что профилактика необходима и лучше чем лечение. Таким образом вырабатывается привычка следить за своим здоровьем. Хотя многие родители считают школьный медосмотр совершенно не нужным, не стоит избегать его. Ведь, по сути, это реальный шанс получить абсолютно бесплатную консультацию всех базовых специалистов и узнать подробнее о здоровье и развитии ребенка. Ведь не всегда дети говорят родителям что их беспокоит в самочувствии, а порой и сами не понимают что что-то не в порядке. Профилактический осмотр является добровольным и при желании от него можно отказаться, либо же попросить присутствовать при проверке своего ребенка. Вся ответственность за здоровье ребенка лежит на родителях, поэтому стоит подумать перед тем как отказаться от медосмотра в школе.

Если ребенок по каким-либо причинам не прошел осмотр в учебном учреждении, тогда стоит посетить всех специалистов в административной поликлинике или частной клинике.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Плановый медосмотр в школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}